Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Произношение звуков в словах




(Выставляется картина «Если бы художниками были мы».)

-Это дом, в котором живут Рома и Ирина. Из чего он построен? (Из бревен, дерева.) Какой он? (Бревенчатый, деревянный.) Он покрыт... (черепицей). Крыша у него... (черепичная). Рассмотрите все части дома. Назовите те части дома, в которых есть звук[р] и звук [р']. (Дети называют.) Ирина приглашает нас погулять вокруг дома. Какие цветы она вырастила? Что растет на огороде? Какие фруктовые деревья растут в саду? А по двору мы гуляем с... (Ромой). (Дети называют деревья, животных и предметы с заданным звуком.)

Развитие фонематических представлений. Усвоение рода, падежа существительных и прилагательных

-Каких фруктовых деревьев нет в их саду? (Абрикосовых, персиковых.) Чего еще нет? (Винограда, смородины, крыжовника.) Каких овощей вы не увидели на грядке? (Редиса, редьки, репы, картошки.)

Если дети затрудняются ответить, то выставляются картинки отсутствующих овощей и фруктов.

Развитие функции языкового анализа и синтеза

-Рома предлагает вам игру «Угадай-ка».

Предлагаемые задания:

1)узнавание слов по первому и последнему звуку, например: первый звук [к], последний [о] (крыльцо);

2)узнавание слов с перепутанными слогами;

3)составление слов укроп, груша из «разбросанных» звуков;

4)«разбрасывание» звуков слов астры, конура. Дети сопровождают проговаривание звуков действием руки влево, вправо, вперед;

5)составление схем по указанному количеству кружочков (выкладываются два синих, затем один красный кружок, еще один синий и последний - красный). Какие слова подходят к этой схеме? (Труба, крыша.) Объяснения детей.

Физминутка

-Помогаем Ирине и Роме.

Дети придумывают, какую работу они могут выполнить. Действие сопровождается речью. Например:

Оры-оры-оры, собираем помидоры. Ец-ец-ец, кладу в корзину огурец. Ур-ур-ур, мы кормим кур. Ор-ор-ор, подметаем двор. Ру-ру-ру, мастерим мы конуру. Цо-цо-цо, ремонтируем крыльцо.

Произношение звуков [р], [р'] в предложениях

-Расскажите, что вам понравилось в деревне. В предложении должны звучать слова со звуками [р], [р'].

Анализ словесного состава одного, двух предложений.

Произношение звуков [р], [р'] в стихах. Развитие логического мышления

-Послушайте, какие стихи прочтет нам Ирина.

Приготовим вкусный суп Из картошки и из круп, Из моркови и петрушки, Из деревьев и игрушек.

-Из чего нельзя приготовить суп? (Из деревьев и игрушек.)

Теплая весна сейчас. Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га» - пел соловей. Быстро дайте мне ответ - Это правда или нет?

Рассуждения детей, почему такого не может быть. Повторение стихотворения хором.

Развитие воображения и связной речи

- Давайте пофантазируем, что мы могли бы увидеть в деревне такое, чего на самом деле не бывает. Это будут сны детишек-врунишек.

Итог занятия

Звук [л] Подготовительный этап

Занятие 1

Развитие пространственного восприятия. Релаксация

Птицы готовятся к полету. У них сильные крылья (напряжение). Имитация полета (расслабление).

-Посмотри и скажи, какая птица находится перед тобой. Оглянись и посмотри, кто находится за тобой. Кого ты видишь слева, справа?

Развитие моторики пальцев рук

Сорока

Сорока, сорока. А этому ничего не дала.

Сорока-белобока.- Ты воды не носил,

Кашу варила, Ты каши не варил.

На порог скакала,- Вот тебе ложечка

Гостей скликала. Свари себе кашку.

Гости во двор Тут пень,

- Кашу на стол. Тут колода,

Этому - на тарелочке, Тут дрова,

Этому - на блюдечке, Тут горячая вода.

Этому - в чашечке, Этому - в мисочке,

Массаж или самомассаж

Упражнение на дыхание

Выработка правильного диафрагмального дыхания. Игровое задание «Мячик - ямочка».

-Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух - образовалась ямочка.

Статическое упражнение на развитие ротового выдоха «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки.

Мимико-артикуляционные упражнения

-Изобрази грустных аистов. Им не хочется покидать родные края. Улыбнись им, передай свое хорошее настроение.

Упражнения для губ

«Птенчики широко открыли клювы и просят пищу». Открыть широко рот, как при произнесении звука [а]. Челюсти и зубы напряжены и неподвижны, зубы открыты на ширину 1,5 пальцев. Язык уложить на дно ротовой полости. Удерживать это положение под счет до 5, затем до 7. Закрыть рот.

«Зеленый дятел прощается с соловьем». Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажив все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.

Упражнения для языка

«Язычок пролезает сквозь дверную щелочку. Он хочет попрощаться с птицами». Покусывание кончика языка зубами с выдвижением его вперед.

«Клювы разных птиц». Показать, какой широкий клюв у утки. Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5-7.

«Клюв аиста». Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае затруднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.

Развитие голоса и переключаемое™ органов артикуляционного аппарата

«Песенки птенчиков».

-Как-то раз, летом, на лесной полянке птенчики учились петь.

Произнесение звуков: а-ааа, о-оооо, ууууу, ыыыыы с утрированной артикуляцией; с изменением силы и высоты голоса.

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук». Произносятся звуки [с], [з], [л], [з], [ш], [ж], [л] и др. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [л].

Есть ли звук [л] в словах лунь, ласточка, упал, махал, дятел, соловей?

Занятие 2

Развитие пространственного восприятия

На столах разложены овощи или муляжи.

-Посмотри и скажи, что ты видишь впереди, что находится сзади, что справа, слева от тебя. Где росла морковь - в земле или на кустах?

Релаксация

-Я превращаю вас в овощи. Сажаю рассаду. Растения растут, тянутся к солнышку (напряжение). Солнце припекло, овощи завяли (расслабление).

Развитие моторики пальцев рук

Пять веселых пальчиков пошли на огород. Дел у них немало, дел невпроворот: Сорвать помидоры, выкопать картошку, Выдернуть морковку, Срезать укроп и сорвать горох.

Упражнения на дыхание

Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху. «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [у] на одном выдохе.

Мимико-артикуляционные упражнения

«Какой большой арбуз!» Выразить удивление с произнесением звука: «О-о-о-о-о!». «Коза в огороде».

-Изобрази хитрую козу, которая решила полакомиться капустой. Покажи, как рассердилась хозяйка на козу. Изобрази страшное огородное пугало, покажи, как его испугались вороны.

Передай эмоциональное состояние мамы, чистящей и режущей лук. Покажи, как удивился дедушки, увидев огромную репу на своем огороде.

Упражнения для губ

«Сердитые сторожа». Хозяйка посадила сердитого пса сторожить огород. Поднимание верхней губы. Показать только верхние зубы. Произносить звукосочетания ав-ав-ав-ав.

«Сердитый бульдог». Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.

«Широкая труба». Щенок увидел вот такую широкую трубу и решил туда залезть. Зубы сомкнуты, губы вытянуты широкой «трубочкой».

Упражнения для языка

«Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и закрыть им верхнюю губу.

«Вкусный арбуз». Съели арбуз, облизываем губки. Круговые движения языка по поверхности губ слева направо, а потом наоборот.

«Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок». Загнуть кончик языка, поднять за верхние зубы и удерживать его в таком положении под счет до А -5.

«Луковые перышки».

- Покажи, какие острые перышки у лука.

Высунуть изо рта узкий и острый язык и удерживать в таком положении под счет до 5.

«Лопата». Будем копать картошку. Нужна лопата. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать под счет до 5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...