Использование механической помощи
«Балалайка». Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка. Происходит попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть использован палец самого ребенка, предварительно вымытый и обработанный. На первых занятиях движения пальца осуществляются с помощью логопеда, в дальнейшем ребенок действует самостоятельно. Постановка звука [р] по Р.Е. Левиной (1965) При замене звука [р] его мягкой парой [р'] следует предложить ребенку широко раскрыть рот и более протяжно произнести звук [р'], переместив передний край языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При обратной замене надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [и]. Для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы артикуляционные упражнения. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильной артикуляции, получить так называемое фрикативное [р], но пока без вибрации. Следует закреплять фрикативный звук [р] на материале слогов, слов и предложений. Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Базой для постановки звука [р] могут быть звуки [ш], [ж]. Надо предложить ребенку открыть рот, но без округления губ, и произнести протяжно звук [ж], переместив передний край языка немного вперед к деснам верхних зубов. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами.
Для выработки вибрации можно использовать звук [д], произносимый на одном выдохе. При этом следует обратить внимание на его артикуляцию: рот широко открыт, смыкание переднего края языка происходит с деснами верхних зубов или с альвеолами. Сначала идет двух-, трехкратное равномерное повторение звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд), затем повторение идет с усилением последнего звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд,). Звук [д] может многократно повторяться равномерно (дддддддд) и с ритмическим выделением каждого третьего звука серии (ддд, ддд, ддд). В качестве исходного звука используется звук [т] (тд, тд, тддд, тддд). В дальнейшей работе двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными [а] или [ы] (дда, дда, дды, дды, дддда, ддда, ддды, ддды). Появлению самостоятельной вибрации языка способствует произнесение сочетаний звуков [т], [д] с фрикативным [р] (dp, dp, дддр, дддр, тр, тр, тттр, тттр). Для выработки вибрации произносить [д] вместо звука [р] в словах с сочетанием др или тр («тдава», «тдамвай», «тдуба», «ддова», «ддозд», «ддуг»). Постановка звука [р] по А.И. Богомоловой (1979) Зубы приоткрыть на расстояние 1,5-2 пальцев. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Средняя часть языка и уздечка должны оставаться не стиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Получится звукосочетание тж. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тле постепенно перейдет в тр. Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр. После закрепления короткого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр - вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.
Автоматизация звука [р] Произношение изолированного звука [р] Игровые задания для закрепления изолированного произношения звука Звукоподражания Подражание рокоту самолета, мотору работающего трактора или машины, рычанию тигра и т. д. «Заведем трактор». «Заведем машину». Работает не выключенный мотор машины. Машина едет по длинной дороге. Ребенок катит машинку по столу и произносит звук р-р-р-р. Чья машинка проедет дальше? Чей мотор будет работать дольше? Кончился бензин. Заправим машину бензином и поедем дальше. Разговоры мам животных со своими детенышами (произносить звук [р] с разной силой и высотой голоса). Большая собака и щенок сердятся. Тигрица учит тигрят рычать (произносить звук [р] низким и высоким голосом). Кошка мурлычет: «Мур-р-р-р» (низким голосом). Котенок мурлычет: «Мур-р-р-р» (высоким голосом). Ворона и воронята каркают: «Кар-р-р-р» (низким и высоким голосом). Автоматизация звука [р] в слогах Занятие 1 Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных (тр, др) Пространственная ориентировка - Стань так, чтобы перед тобой было окно. Повернись так, чтобы слева от тебя было зеркало. Пройди к середине комнаты. Что слева от тебя? Что справа? Упражнение на дыхание Катать карандаш по столу, стараясь, чтобы воздушная струя была не прерывистой, а сильной и длительной. Развитие артикуляционной моторики Повторить предыдущие упражнения. Развитие памяти, внимания Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением кистей и пальцев рук. Игровые задания «Пилим дерево». «Рубим дрова». «Мастерим домик». Тра-тра-тра;дра-дра-дра; тра-тра-тро;дро-дро-дро; тру-тру-тру;дру-дру-дру; тры-тры-тры;дры-дры-дры; тра-тро, тру-тры;дра-дро; тро-тра, тру-тра;дры-дра; тор-тра-тру;дра-дро-дру; тра-тро-тру-тры;дра-дро-дры-дру. Развитие фонематического восприятия «Игра с мячом». Лови мяч, если в слове услышишь звук [р]. Логопед произносит слово, затем бросает мяч. Определение позиции звука [р] в словах дрова, осетр, рак. Положить кружочек - символ звука в соответствующее окошко звукового домика. Ознакомление с буквой р Занятие 2 Автоматизация звука [р] в обратных слогах Развитие слухового восприятия
«Слушай внимательно». Присесть столько раз, сколько услышал хлопков и ударов в бубен. Координация дыхания, артикуляции и фонации Атр-атр-атр-атр; отр-отр-отр-отр; утр-утр-утр-утр-утр; ытр-ытр-ытр-ытр; ятр-ятр-ятр-ятр; етр-етр-етр-етр-етр; ютр-ютр-ютр-ютр-ютр; ump-ump-ump-ump-ump; amp-omp-ump; итр-утр-ыр ятр-итр-утр. Какого звука не хватает в слове? Узо..., абажу.. ., ты..., жи..., монте..., вее..., вете..., зефи..., мото..., акте.... Развитие фонематического восприятия Отстукивание ритмического рисунка слов комар, Арктика, порт, арбуз, ирга. Анализ и синтез слогов - Сколько звуков в слоге ap? Какой первый звук в слоге ap? Какой второй звук? Какие звуки ты услышал в слоге ур? Звук [о] «подружился» со звуком [р]. Какой слог получился? Обозначение слогов цветовыми символами. Составление слогов из букв Занятие 3 Автоматизация звука [р] в открытых слогах Развитие слухового восприятия Отстукивание ритма на бубне. Координация дыхания, артикуляции и фонации Игровое упражнение «Музыканты». Играем на барабане, трубе, контрабасе и тромбоне. Произнесение слогов со сменой ударения. Ра-ра-ра-ра;ра-ро; ро-ро-ро-ро;ры-ру; ру-ру-ру-ру;ру-ры-ро; ры-ры-ры-ры;ра-ро-ру-ры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|