Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  СОЗДАНИЕ ТРЕХ МИРОВ




 

    Именно от Арката юные орты впервые узнавали о Создателе Трех миров, Небесном Всаднике и многом другом.

      - Некогда, по воле Создателя Трех миров, соединились Небо с Землей и появился Живой, он же Срединный мир, - рассказывал Аркат своим юным слушателям. - Оттого самые почитаемые у нас - два великих начала, где Небо, подобно отцу, а Земля – матери. С той поры наряду с Небесным Верхним миром и Земным Нижним появился третий – Срединный мир, в котором живут люди вместе с другими живыми существами.

      - Уместно ли просить людям благоденствия у Неба и Земли, перед которыми человек, словно ничтожная пылинка? – обычно спрашивал чей-то робкий голос.

     - Обращаться к Небу и Земле нужно не с просьбами, а чтобы засвидетельствовать великое почтение. Для вечного Неба и необъятной Земли, не то что люди, горы подобны песчинкам, а моря будто капли воды. Небо и Земля свободны от всего в том числе, и от человеческих просьб. В их ведении законы мироздания, движения звезд и судьба всего живого в целом… Обращаться к Небу и Земле напрямую – показывать свою гордыню и невежество!                

     - Кто же тогда может помочь человеку в беде?

     - Духи предков. Они всегда незримо окружают нас, иногда подают знаки живым, но чаще люди общаются с ними через шаманов-баксы. Только они, при помощи духов-посредников, могут проникать в Верхний и Нижний миры, где живому человеку не место. В Верхнем мире главенствует Небесный Всадник, в Нижнем мире царствует Подземный Властитель - два сына Неба и Земли.

     - А как появились в Срединном мире люди?

     - Первого человека совместно создали два брата Небесный Всадник и Подземный Властитель. Первый брат - наделил его разумом и душой, второй - жизненной силой и умениями. Но не смогли поделить они свое новое творение и постоянно склоняют его в свою сторону. А поскольку в каждом из нас поровну от Небесного Всадника и Подземного Властителя, то стремимся мы к высокому, помня о насущном. Думаем о душе, не забывая о теле. Борьба противоборствующих сил делает человеческую жизнь яркой, но трудной и противоречивой. Впрочем, находясь под влиянием Неба и Земли, люди в чем-то вполне самостоятельны и часто даже извлекают выгоду из своей двойственной природы.

      - Если самостоятельны жители Срединного мира, то в какой мере? – допытывались молодые орты.

      - Человек свободен в принятии решения, каким ему быть, даже когда кажется, что выбора нет. Если помыслы твои чисты, а поступки справедливы, значит, Небесный Всадник повлияет на твою жизнь. Когда же обуревают человека злые желания и стремление жить за счет других, то невольно становится он слугой Подземного Властителя. Каковы наши чувства и поступки, такой и будет наша судьба, хоть на том, хоть на этом свете. Своими руками мы строим свое настоящее и будущее, а мироздание лишь откликается на наш добрый или злой порыв. Вот и выбирает человек между духом и телом, между светом и тьмой до тех пор, пока не придет время покинуть земной мир. Души праведников, служивших при жизни добру, получат доступ в Верхний мир, души же злодеев, преступников и черных шаманов, навсегда останутся в Нижнем мире – обители мертвых.

     - Куда же тогда попадает душа обыкновенного человека - пусть не злодея, но и не праведника?

     - Она остается в нашем Срединном мире, и невидимая летает среди людей, радуется успехам близких и обижается, когда о ней забывают. Благополучие такой души во многом зависит от того, как родные провели обряд поминок, насколько соблюдали погребальные обряды, как часто вспоминают об ушедшем человеке. Например, если не раздать одежду покойника нуждающимся беднякам, то на том свете умерший может оказаться нагим. Чем больше будет съедено еды за поминальным столом, тем богаче пиршество в потустороннем мире, где все наоборот. Плохо, когда похоронные обряды не выполняются или делаются напоказ. Тогда разгневанный дух покойника может причинить много вреда живым людям. Тоже относится к непогребенным мертвецам или убитым насильственным образом. Неуспокоенные их души мстительны и смертельно опасны.

      - Почтенный Хранитель, ты сказал: потусторонний мир противоположен нашему земному существованию, например, сломанная вещь, там становится целой - не унимались самые пытливые слушатели. - Распространяется ли этот закон на поступки живых людей. Вдруг хорошее дело в этом мире превратится по ту сторону в нечто совсем другое.

      - Хвала Небу, правило это действует только на вещи! Однако следует знать – потустороннее существование духов тесно связано с деяниями человека в земной жизни. Люди, великие и деятельные, превращаются в сильные и могущественные сущности, а мелкие, ничтожные натуры, и на том свете остаются слабыми, никчемными созданиями. Каким уходит человек из жизни, такое и положение его на том свете. Вот почему так важно оказывать почести старикам и не умереть рабом в плену у врага.

     - А как относятся к людям духи умерших из Верхнего и Нижнего миров? – задавали орты самый главный для себя вопрос.

     - Духи небесных праведников всячески помогают добрым людям, предупреждают об опасности, поддерживают в трудных начинаниях, защищают от колдовства и болезней. Зато духи, заглядывающие в Срединный мир из Подземелья - коварны и губительны. Пользуются их услугами черные шаманы, вспоминают злые люди в проклятиях и наведении порчи. Часто темные силы действуют заодно с другими демоническими сущностями, несущими в себе угрозу людям.

 

 

     ДУХ ОХОТНИЧЬЕЙ УДАЧИ

 

     - Охотничий успех - рыс уважительного обращения требует, - учил молодежь уму-разуму старый орт. - Вроде бы невидим рыс простым глазом, а ускользнуть все равно может. Не зря охотники никогда воду из ручья котелком не набирают – боятся, что охотничья удача с течением уплывет. При варке мяса следят, чтобы вода не выкипела: вместе с паром рыс улететь может.

      - А куда может охотничья удача уйти? К другому охотнику, что ли?

      - Нет, у каждого охотника удача своя, вернее - либо она есть, либо ее нет. А уходит рыс к Хозяину зверей и птиц. Поэтому у него добытчики перед каждой охотой разрешения просят.

      - Как просят, о чем?

      - Раз в семь лет приносят ему в жертву лошадь соловой[2] масти не старше трех лет. Когда мясо варят, обязательно кусочек в огонь бросают. Что огню пожертвуешь, он все духам передаст. Вот почему перед охотой Хозяина зверей с помощью огня ублажают. Специально костер разводят, и кусочками жира желтоголового барана огонь кормят, заговоренной просяной брагой кропят - поят. Горячий пар от свежего мяса духи предков особенно любят. Их тоже не следует забывать, чтобы не обиделись. Сварят охотники мясо, вывалят его на деревянное блюдо, потом над головой его поднимают. Жертвенный пар от горячих кусков в небо поднимается, а люди приговаривают: «Ушедшие предки, в вашу честь угощение! Даруйте счастье и удачу во всем! Дайте руке твердость, слуху – чуткость, а глазу – меткость! »

      - Ну, а когда самого Хозяина зверей и птиц ублажают, что говорят, как обращаются?

      - Обращаются к нему через пламя костра: «Многорукий Огонь в золотой шубе, в черном дымном воротнике, передай этот дар Хозяину зверей и птиц. Попроси о помощи охотникам в степи, горах и лесах. Пусть им «зверь-птица» встретится, от стрелы не отвернется, в глухой чаще не скроется». Иногда после особенно обильных даров прямо к духу обращаются: «Хозяин зверей и птиц не откажи в просьбе, не оставь без покровительства! На место, где зверь затаился, Хозяин, приведи! Следы покажи, в скрадывании помоги, стрелу от добычи не отведи! » С этими словами огонь «кормят» кусочками мяса диких животных. Нельзя только, чтобы в пламя костра шерсть невзначай попала: тогда обидится дух, побрезгует подношением.

      - А какой он, Хозяин зверей и птиц?

      - Те, кто видел его, рассказывают, - старик умолк на самом интересном месте и, отхлебнув из чаши кислого конского молока, продолжил – будто бы сам он щуплый, походка у него неверная, вихляющая. Да и не ходит он почти… Все больше на оседланном марале ездит да посохом из акации его погоняет. Глаза у него точно оловянные, брови бледные, борода - цвета белки, на голове – шапка из птичьих перьев, наподобие гнезда. В посланцах у него худая птица – удод, обо всем увиденном своему господину доносит. Считается, кто ненароком Хозяина зверей увидит, тому охотничья удача привалит. Иногда сам он к охотникам к костру невидимый приходит, слушает, о чем люди говорят. Хвастунов, задавак и обманщиков терпеть не может. Еще не жалует тех, кто много суетится, слишком радуется добытой дичи или переживает не в меру, что зверь ушел. За всякое Хозяин зверей наказать может…

    - За что-наказывает-то, чем перед ним можно провиниться?

    - Да за многое… За неуважение к охотничьему снаряжению, например. Нельзя, чтобы силки, лук и стрелы валялись без присмотра, чтобы попадали они в руки женщин и детей. Карает Хозяин за жестокость к зверю, убийство беременных самок, потерю чувства меры. Еще нельзя после охоты добычу в дом заносить и самому заходить туда, пока пот не высохнет. Чем накажет Хозяин? Не только потерей рыса. Спинную ломоту нашлет, глаз верности лишит, от точного выстрела зверя невидимым щитом закроет. Особенно Хозяин зверей и птиц не любит жадных охотников, проверяет их все время.

     - Как-проверяет-то…

     - Когда идет щедрый добытчик с охоты, встречных людей стороной не обходит, делится мясом. Все легендарные герои Орталы, спросите у Хранителя Арката, отличались большой щедростью. Бывало, придет такой охотник к своему жилью, а в руках у него голова, шкура и ноги добытого зверя – «рожки да ножки», как в народе говорят. Все остальное раздал по дороге землякам… Иногда на пути домой можно незнакомую старуху встретить. Этой сразу заднюю часть зверя отдавай, не то сглазит, лишит охотничьей удачи.

     - Что за старуха такая? – заволновались будущие охотники. Отдавать добычу им явно не хотелось.

     - Не поняли? Так это Хозяин зверей в людском обличье охотника на щедрость проверяет. На самой охоте такое же может случиться. Убьет охотник оленя жирного да крупного, тут к нему человек неизвестный подходит. Как он здесь в глуши или степи очутился - одному Небу известно. Говорит незнакомец заветные слова «уча бер»: «Поделись, мол, добычей». Если не успел охотник тушу зверя на круп лошади закинуть, то придется заднюю часть с крестцом отдать.

      - Ну, а если охотник пеший?

      - Тогда слова «уча-бер» действуют до той поры, покуда стрелок убитого зверя на плечи не взвалил. Только Хозяин не всякому куску добычи будет рад. Он ведь для каждого зверя свой. От копытных да рогатых животных задней частью надо делиться, от мехового зверя - хвост отдают. Ну, а если охотник медведя убьет - Хозяин зверей его желчь забирает.

      - Говорят, еще у Хозяина зверей особые слуги есть?

      - Сам я не видел, но мой отец рассказывал: встречались ему звери с золотой цепочкой на шее или с ленточками на рогах. Таких бить нельзя, они - то и есть слуги Хозяина зверей. Коли встретите светлую белку, не упускайте ее: отдайте шкурку шаману-баксы, он доволен будет, белые зверьки духов радуют…

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...