Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие фонематических представлений




-Поблагодарим Страшилу. Скажем дружно: «Спасибо, Страшила!» И еще подарим ему подарки-картинки. Сначала те, на которых нарисованы предметы, в названиях которых есть звук [с], а потом те, что со звуком [ш].

Дети выбирают подарки из лежащих на их столах картинок.

Разгадывание ребусов из слов

-Страшила благодарит нас за подарки и предлагает интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка, осень, куст и соедините в слово. Какое слово получилось? (Сок.) Возьмите первые звуки из слов шуба, утка, мак. Какое слово получилось? (Шум.)

Работа с буквами по загадкам

Выставляется полоска с четырьмя окошками.

-Прежде чем выставлять буквы в эти окошечки, нужно узнать, какое слово там должно быть. Эти слова - отгадки загадок.

Теплая, пушистая, греет нас зимой. (Шуба.) Огромный, широкий, деревянный, хранит в себе все вещи дома. (Шкаф.)

Выставляется полоска с шестью окошечками.

-А теперь назовите слово-отгадку из шести звуков. Едет, гудит, с пути уйди! (Машина.)

Дети составляют названные слова из букв разрезной азбуки.

Творческие задания детей

-Придумайте задания Страшиле. Пусть он отгадает слова со звуками [с], [ш], задуманные вами. Называйте только первый и последний звуки слова.

Итог занятия

Приложение 2

Конспект занятия на дифференциацию звуков [р], [p’], [л], [л'] на основе сюжета «Путешествие по Северу»

Материал: альбомы и фотографии с изображениями природы Севера, предметов быта народов Севера, животных Севера; буквенные кассы; рюкзак, фотоаппарат, наушники.

Ход занятия

Оргмомент

(Дети рассаживаются на коврике.)

-У каждого человека есть Родина. Как вы понимаете слово Родина? (Объяснения детей. В соседней комнате включается пылесос.) Что это за звук? Это нас опять посетили инопланетяне. (Из раздевалки выходят мальчик и девочка в костюмах инопланетян.)Кто вы? - Лори и Лиор. Какие незнакомые имена! Но какие знакомые звуки!

Сообщение темы занятия

-Какие согласные звуки вы услышали в их именах? ([р], [р'],[л], [л'].) Мы все научились произносить их правильно. А сегодня, с гостями, еще раз повторим их.

Характеристика и сравнение звуков

Произношение звуков в слогах

-Послушайте, как разговаривают наши гости.

- Ла-ра-ла-ра! (с удивлением)- Ле-ре-ле-ре?! (с испугом)

- Ло-ро-ло-ро. (с досадой)

-Они чем-то встревожены, успокоим их: ла-ра-ла-ра, ло-ро-ло-ро. Давайте их научим говорить на нашем языке.

Развитие функции языкового анализа и синтеза. Дифференциация понятий «звук», «слог», «слово»

-Из чего состоит наша речь? «Ловите» звуки [р] - [о]. Что получилось? (Слог.) Добавьте к нему еще слоги. Что получилось? (Слово.) Я прошу со слогом ра мне сейчас назвать слова. Со слогом ли слова придумали? Дополнить слог - это простое задание. Получите «рассыпанные» звуки [к], [а], [р], [й] и верните мне слово. (Край.) Как называется наш край? Покажем Лиору и Лори наш край. Давайте собираться. Что это у меня? (Рюкзак.)

Произношение звуков в словах

-Положите в рюкзак продукты, в названиях которых есть твердые звуки. Теперь - одежду. В походе мы будем фотографировать. Что надо взять? Чем вы будете снимать? А если будем снимать фильм, что для этого нужно? Мы полетим или поедем? Полетим на чем? (На самолете, на вертолете.) Отправляемся в аэропорт. Чем Дима будет управлять? (Вертолетом.) А Ваня? (Самолетом.) Лена будет нас обслуживать. Кем она будет? (Стюардессой.) Лена, пригласи нас в самолет. (Уважаемые пассажиры! Пройдите в салон самолета. Садитесь поудобнее. Пристегните ремни. Счастливого вам полета!)

Практическое усвоение творительного падежа существительных. Словообразование

(Выставляются фотографии, альбомы.)

-Над чем мы пролетаем? (Над городом Кировском.) Какое озеро под нами? (Имандра.) Летим над... (Имандрой). Под намитундра. Как вы понимаете это слово? Мы летим над горами. Какназываются это горы? (Хибинские горы.) Посмотрите налево. Поднами... (река). Какая она? (Широкая.) А здесь узенькая... (речка, реченька, речушка). И совсем маленький... (ручей, ручеек). Какие города оказались уже позади? (Апатиты, Кировск, Мончегорск, Оленегорск.) Оленегорсккакое красивое название у города! Из каких двух слов оно состоит? (Олень, гора.) Раньше у Кировска было другое название - Хибиногорск. Какие два слова есть в его названии? (Хибины, гора.) Я вижу стадо оленей. Чем они питаются? (Ягелем.) Быстро летит самолет, я вижу ре-мо. Что я перепутала? Скажите слово правильно. (Море.) Значит,

подлетаем к... (Мурманску). Пока радист запрашивает посадку, мы посмотрим на город и поговорим о нем. (Ребенок надевает наушники, выходит на связь, легонько постукивает брусками.) Где расположен Мурманск? (На берегу Баренцева моря.) Это значит, что Мурманск - портовый город. Город-порт. Почему его так назвали? Послушаем, о чем говорит радист с диспетчером.

Восстановление деформированного текста

Диспетчер передает: «Посадка не разрешать. Видимость плохой. Мести пурга. Разрешить посадку в Ловозеро». (Расшифровка радиограммы. Повторение детьми.)

-Наш самолет пошел на снижение. Чувствуете напряжение? А теперь посадка совершена. Теперь нам приятно и легко.

Знакомство с предметами быта народа саами

-Нас подвезли прямо к дому. Кто нас встречает? (Оленеводы.) На какой упряжке? (На оленьей.) (Обследование меховых изделий, сравнение их.) Чем украшена малица? (Бисером.) Попрощаемся с хозяевами. (Даются «рассыпанные» звуки [л], [ы], [ж], [а],[х].) Составьте слово. Домой мы будем добираться на... (лыжах). (Имитация ходьбы на лыжах.)

Физминутка

Под музыку песни «Увезу тебя я в тундру».

Проблемная ситуация

-Мы устроили привал. Задремали и увидели сны - небылицы про белых и бурых медведей. Звучит тихая музыка. (Дети рассказывают свои сны.) Пока мы спали, бурый медвежонок утащил все наши запасы продуктов. Что будем делать?

Звукослоговой анализ и синтез

-Покажем Лиору и Лори животных Севера. Где мы можем их увидеть? (В краеведческом музее.) Экскурсовод: «Угадайте, кого я вам покажу? В названии его есть три мягких согласных звука -[н*], [л'], [т']. (Тюлень.) В следующем слове четыре звука: первый - [м], последний -- [ж] и есть звук [р]. (Морж.) (Узнавание слова лоси по схеме. Узнавание слова гагара по последнему слогу ра.)

Составление слов из букв разрезной азбуки

Для каждого ребенка заранее подобраны буквы для составления 3-4 слов - названий животных (олень, лоси, моржи, гагара, волк). Если ребенок правильно составит и прочитает слова, ему разрешается показать гостям картинки с этими животными. Картинки выставлены на подборном полотне.

Подведение к умозаключениям

-Что бы вы хотели сделать, чтобы наш край стал еще лучше, богаче, красивее? Чего нельзя делать? Что может нанести вред природе? Человек должен добрым быть, природу и свой край беречь и любить. Повторите и запомните эти слова.

Итог занятия

Конспект занятия на основе сюжета «Мы - туристы»

Материал: карта России или глобус, изображения туристского оборудования, летней одежды; виды гор, моря, пляжа.

Ход занятия

Оргмомент

-Сегодня мы с вами продолжим путешествие. Покажите, как тяжелы ваши рюкзаки. Сбросьте рюкзак. Вам стало легко.

Сообщение темы занятия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...