В основе принимаемых решений должны лежать советы педиатра и здравый смысл родителей.
Следует упомянуть и о том, что надобно проявить инициативу и узнать все-таки фамилию, имя и отчество Вашего врача. Не очень корректно говорить: «Скажите, доктор...», потому что ни кандидаты, ни, тем более, доктора, участковыми педиатрами почему-то не работают. При первом же посещении поликлиники узнайте и перепишите часы его приема. Очевидно, что если прием в поликлинике утром, то прийти на дом врач сможет лишь во второй половине дня. И это надо знать, хотя бы для того, чтобы решить, в случае чего, – дожидаться врача или сразу вызывать скорую помощь. Особый вопрос – профилактические прививки. Как человек, достаточно много времени работающий в инфекционной больнице, с уверенностью заявляю: абсолютно все болезни, против которых прививки делаются, по-прежнему широко распространены (туберкулез, дифтерия, корь, столбняк, полиомиелит, коклюш, свинка). Дети этими болезнями болеют, а исходы бывают, мягко говоря, разные. Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо. Делать обязательно! Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки целиком зависят от состояния организма ребенка. А если Вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика в целенаправленной подготовке организма – нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т.п. Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки и, чем более Вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, летнего отпуска, неплохо бы и самим поинтересоваться – когда и какую прививку необходимо делать.
После прививки (любой) может иметь место реакция организма – повышение температуры, отказ от еды, вялость. Это нормально: организм вырабатывает иммунитет (защиту) к конкретной болезни и не требует какого-либо лечения. Как это ни печально, но Ваши отношения с участковым педиатром не могут быть ограничены лишь профилактикой – осмотрами, анализами, прививками. Дети ведь болеют... Этому вопросу мы и посвятим следующую главу.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
(про иммунитет и его стимуляторы; про инфекционные болезни; повышение температуры; насморк; кашель; тяжело дышать; уши; понос и рвота; сыпь; питание и режим; отвлекающие процедуры; антибиотики; про анализы; причины плача; домашняя аптечка).
Детей, которые не болеют, не существует. Но при большом количестве самых разных заболеваний на младенцев приходятся почти исключительно болезни инфекционные. И здесь нет ничего удивительного, поскольку грудной ребенок ведет естественный образ жизни – не ест острого и соленого, не ссорится с начальством, не употребляет алкоголь и т.д. Поэтому для него маловероятны инфаркты и инсульты, язвы желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет и многое другое.[76] В этой главе автор не собирается учить родителей диагностике и лечению. Наши главные задачи следующие: 1. Получить кое-какую теоретическую информацию и научиться переводить некоторые слова с медицинского языка на человеческий. 2. Знать, что обязательно делать надо и чего делать не надо в некоторых стандартных и очень частых ситуациях. Понимать, для чего это делается. 3. Четко представлять себе вопросы, не относящиеся к компетенции родителей, поскольку ответить на них может только врач. Значение слова «иммунитет» с чисто теоретических, медицинских позиций объяснить довольно трудно. Но для нашего с Вами взаимопонимания достаточно следующего: иммунитет – это способность организма защищать себя. Защищать от всего, что для организма естественным не является: от вирусов и бактерий, от ядов, от некоторых лекарств, от образующихся в самом организме ненормальностей (раковых клеток, например). Как это делается и что при этом образуется – пусть знают врачи.
Очевидно, что способность человека противостоять инфекциям определяется иммунитетом, выраженность которого зависит, прежде всего, от образа жизни. Ну а естественных стимуляторов иммунитета всего три – голод, холод и физическая активность. Ни в одном из трех указанных направлений недопустим экстремизм (не надо сознательно морить детей голодом, заставлять их мерзнуть и бегать по 30 километров в день). Но более важно другое: противоположные действия (избыточные еда и тепло, ограничение двигательной активности) очень быстро приводят к угнетению иммунитета (частые инфекционные болезни) или к неправильности иммунитета, когда вроде бы реагирует, но не так, как надо (аллергические или инфекционно-аллергические болезни). И все, что ранее в этой книге было написано, ставило своей целью организацию такого образа жизни ребенка, при котором иммунитет развивается естественно – мы не рекомендовали ничего особенного для его (иммунитета) избыточной стимуляции и очень просили не мешать его (иммунитета) нормальному развитию. Вы должны знать, что у новорожденного почти такая же кровь, как у его матери. То есть он, уже имеет врожденный иммунитет к тем инфекционным болезням, что перенесла мама. Однако это ненадолго – месяца на 3–4, в лучшем случае на 6 (при естественном вскармливании, разумеется). Поэтому правильно воспитывать ребенка надо с момента рождения, чтобы к 3–6 месяцам сделать его способным с инфекционными болезнями бороться. Теперь собственно про инфекционные болезни. Вызываются они двумя основными группами микроорганизмов – вирусами и бактериями. Вирусные инфекции – знаменитые ОРЗ (острые респираторные заболевания), корь, ветрянка, краснуха и т.д. – характеризуются прежде всего тем, что почти никаких лекарственных препаратов, способных уничтожить вирус в организме, не существует (вирусы находятся внутри клеток организма и очень трудно убить вирус, оставив при этом сами клетки в живых). Поэтому главный принцип лечения этих инфекций – помочь организму самому победить вирус.
Бактериальные инфекции (скарлатина, туберкулез, дизентерия, большинство ангин, менингитов и воспалений легких) лечатся совершенно иначе – имеются несколько групп лекарственных препаратов, позволяющих убить микроб и не нанести при этом существенного вреда человеческому организму. Про эти лекарства Вы, конечно же, слышали – антибиотики (пенициллин, тетрациклин, гентамицин), сульфаниламиды (стрептоцид, этазол, бисептол). Каждый врач прекрасно знает (его этому специально и много лет учили), какими микробами может быть вызвана конкретная болезнь и какие антибиотики теоретически должны помочь. А Вы (родители) должны поинтересоваться у врача – кто причина заболевания – вирус или бактерия? И уяснить себе, что если болезнь вирусная, то главные лекари – время и режим (воздух, еда, питье, одежда), а если бактериальная – только врач и чем быстрее, тем лучше. И еще немного теоретической информации. Есть бактериальные инфекции, при которых антибиотики помочь не могут – за то время, что пройдет, пока их назначат (сначала ведь необходимо диагноз поставить), да пока они убьют микроб, может быть уже поздно. Дело в том, что некоторые бактерии выделяют особые яды – токсины. Антибиотики свое дело сделали, но токсины остались. Они то организм и погубят, если вовремя не ввести лекарство, нейтрализующее токсины (антитоксическую сыворотку). В отношении этих болезней, а к ним относятся, прежде всего, дифтерия и столбняк, главное – профилактика. Прививки – обязательно и своевременно. Есть вирусные инфекции, с которыми организму самостоятельно справиться очень трудно, а если все-таки справится, возможны тяжелые осложнения. Типичный пример – полиомиелит. Опять же главное – профилактическая прививка. Очень часто болезнь начинается, как вирусная, но впоследствии развиваются осложнения, вызванные бактериями. Например, ОРЗ (обычный вирусный насморк), а потом воспаление легких. И надо знать, как правильно помочь ребенку, чтобы вероятность осложнений была минимальной.
Ну вот мы и знаем кое-что про инфекционные болезни вообще. Знания эти поверхностные, но не надо стремиться к их углублению – медицина это как раз та наука, где полузнайство в тысячу раз опаснее незнайства. И давайте поступим следующим образом: рассмотрим поподробнее основные проявления инфекционных болезней и основные способы лечения, делая при этом акцент на тактике действий родителей. Но предварительно необходимо отметить следующее. В подавляющем большинстве случаев организм нормального ребенка, который нормально (естественно) воспитывается, вполне способен к тому, чтобы без всякой посторонней помощи справиться с инфекционной болезнью. И главная наша задача – организму не мешать! Почти все проявления болезни – повышение температуры, насморк, кашель, отказ от еды – представляют собой способы борьбы организма с возбудителем (вирусом или бактерией). А современные лекарства могут творить чудеса – мгновенно снизить температуру, «отключить» насморк и кашель и т.д. И, к сожалению, многие такие лекарства в Вашей домашней аптечке есть. Поэтому Вы, кое-что зная, попытаетесь облегчить жизнь малышу и себе... А в результате вместо трех дней насморка получите три недели в больнице с воспалением легких. Это я говорю к тому, что, читая написанные ниже рекомендации, особое внимание обращайте на те Ваши действия, которые ни в коем случае делать не надо.
ПОВЫШЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА. [77]
Повышение температуры тела – наиболее типичное проявление любой инфекционной болезни. Организм, таким образом, сам себя стимулирует, вырабатывая при этом вещества, которые будут бороться с возбудителем. Главное из этих веществ – интерферон. Про него многие слышали, хотя бы потому, что в виде капель в нос он довольно часто назначается врачами. Интерферон это особый белок, обладающий способностью нейтрализовывать вирусы, а его количество имеет прямую связь с температурой тела – т.е. чем выше температура, тем больше интерферона. Количество интерферона достигает своего максимума на второй-третий день после повышения температуры и именно поэтому большинство ОРЗ благополучно заканчиваются на третий день болезни. Ежели интерферона мало – ребенок слабенький (не может отреагировать на инфекцию высокой температурой), или родители «сильно умные» – быстренько температуру «сбили» – то шансов на окончание болезни за три дня почти не остается. В этом случае вся надежда на, так называемые, антитела, которые покончат с вирусами обязательно, но вот сроки болезни будут совсем другими – около семи дней. Кстати, приведенная информация во многом объясняет, почему «нелюбимые» дети болеют три дня, а «любимые» – неделю.
Каждый ребенок индивидуален и по-разному переносит повышение температуры. Встречаются малыши, спокойно продолжающие играться при 39 градусах, но бывает всего 37,5, а он чуть ли не теряет сознание. Поэтому не может быть универсальных рекомендаций в отношении того, до каких пор надобно ждать и после какой цифры на шкале градусника начинать спасать. Главное для нас следующее. При повышении температуры тела необходимо сделать все для того, чтобы организм имел возможность терять тепло. Тепло теряется двумя путями – при испарении пота и при согревании вдыхаемого воздуха. Два обязательных действия: 1. Обильное питье – чтобы было чем потеть. 2. Прохладный воздух в комнате (оптимально 16–18 градусов). Если эти условия выполнены, вероятность того, что организм сам не справится с температурой, очень невелика. Внимание! При контакте тела с холодом происходит спазм сосудов кожи. В ней замедляется кровоток, уменьшается образование пота и отдача тепла. Температура кожи уменьшается, но температура внутренних органов увеличивается. И это исключительно опасно! Нельзя использовать в домашних условиях так называемые «физические методы охлаждения»: грелки со льдом, влажные холодные простыни, холодные клизмы и т.п. В больницах или после визита врача можно, потому что до того (до физических методов охлаждения) врачи назначают специальные лекарства, которые устраняют спазм сосудов кожи. Дома необходимо сделать все для того, чтобы спазма сосудов кожи не допустить. Поэтому прохладный воздух, но достаточно теплая одежда. Частички тепла уносятся из организма при испарении пота и, таким образом, понижается температура тела. Были придуманы несколько способов, позволяющих ускорить испарение. Например, поставить рядом с голеньким ребенком вентилятор или растереть его спиртом или уксусом (после растирания уменьшается поверхностное натяжение пота, и он испаряется быстрее). Люди! Вы даже представить себе не можете, какое количество детей поплатилось жизнью за эти растирания! Если уж ребенок пропотел, то температура тела снизиться сама. А если Вы растираете сухую кожу – это безумие, потому что через детскую кожу то, чем Вы растираете, всасывается в кровь. Растерли спиртом (водкой, самогоном) – добавили к болезни отравление алкоголем. Растерли уксусом – добавили отравление кислотой. Вывод очевиден – никогда и ничем не растирайте. И вентиляторы тоже не нужны – поток прохладного воздуха, опять-таки, вызовет спазм сосудов кожи. Поэтому, если пропотел – переоденьте (перепеленайте) в сухое и теплое, после чего успокойтесь. Чем выше температура тела, чем сильнее потеет, тем активнее необходимо поить. Оптимальный напиток для ребенка первого года жизни – отвар изюма. Для более старших детей – компот из сухофруктов. Чай с малиной резко усиливает образование пота. Поэтому Вы должны быть уверены в том, что есть, чем потеть, а, значит, до малины надо бы выпить еще чего-нибудь (того же компота). Но в любом случае малину детям до года давать не следует. Если перебирает – это буду, а это не буду, то лучше любая жидкость, которую пить согласен (минеральная вода, отвары трав, калина, шиповник, смородина и т.д.), чем не поить вообще. Помните – жидкость нужна для того, чтобы не допустить сгущения крови. А любой напиток попадет из желудка в кровь только после того, как температура жидкости будет равна температуре желудка: дали холодное – не всосется, пока не нагреется, дали теплое – не всосется, пока не остынет. Вывод: необходимо стремиться к тому, чтобы температура напитка, используемого для питья, была равна температуре тела (плюс минус 5 градусов не считается). Бывают, и совсем нередко, ситуации, когда повышение температуры тела ребенком плохо переносится. Иногда повышение температуры тела для ребенка опасно потому, что у него есть какие-либо болезни нервной системы, и высокая температура тела может спровоцировать судороги. Да и, по большому счету, температура выше 39 градусов, которая держится больше часа, имеет отрицательных эффектов не меньше, чем положительных. Во всех описанных ситуациях (повторяю: 1. Плохая переносимость температуры; 2. Сопутствующие болезни нервной системы; 3. Температура тела выше 39 градусов) имеет смысл применение лекарственных препаратов. Сразу же отметим: эффективность любых лекарств снижается, а вероятность побочных реакций значительно увеличивается, если не решены указанные выше две главные задачи (не обеспечен должный режим питья и не снижена температура воздуха в помещении). Для использования в домашних условия оптимальны два препарата – парацетамол (лучше в свечах) и аспирин (ацетилсалициловая кислота). Но всегда старайтесь, если позволяет время и состояние ребенка, не принимать самостоятельных решений без предварительной консультации с врачом.
НАСМОРК.
Насморк чаще всего является проявлением вирусного заболевания. Во-первых, организм таким образом пытается остановить инфекцию в носу (не пустить ее дальше – в горло, в легкие), а, во-вторых, слизистая оболочка носа выделяет слизь[78], которая в огромных количествах содержит вещества, нейтрализующие вирусы. Главная задача родителей – не допустить высыхание слизи. Для этого необходим, опять-таки, чистый прохладный воздух и достаточное количество жидкости, употребляемой внутрь. Если слизь высохнет – ребенок будет дышать, ртом и тогда начнет высыхать слизь в легких, закупоривая бронхи, а это одна из главных причин развития в них воспаления (пневмонии). При температуре в комнате выше 22 градусов слизь высыхает очень быстро. Выводы очевидны. Помочь ребенку можно, увлажняя носовые ходы каплями, которые делают слизь более жидкой. Самое простое и всем доступное средство – физиологический раствор (есть во всех аптеках). Это обычная вода с добавлением небольшого количества соли. Передозировать его невозможно, поэтому капайте совершенно спокойно хоть каждые полчаса по 3–4 капли в каждую ноздрю.[79] Очень хороший препарат – эктерицид – маслянистая жидкость, обладающая слабыми дезинфицирующими свойствами, а масло, покрывая тонким слоем слизистые оболочки, предотвращает их высыхание. С этой же целью вполне резонно применять масляные растворы витаминов Е или А (токоферол и ретинол). И эктерицид, и растворы витаминов нет смысла капать чаще одного раза в 2 часа (по 1–2 капле), логично сочетать их с физраствором, побочных эффектов нет. Еще раз подчеркиваю – если в комнате теплый и сухой воздух, предотвратить высыхание слизи очень и очень трудно, что бы Вы ни делали. Поэтому при любой болезни необходимо вначале ответить на вопрос – «чем дышать?» и только потом уже – «чем лечить?». Никогда и ни при каких обстоятельствах не капайте в нос растворы антибиотиков! Недопустимо использование при обычном насморке сосудосуживающих капель (нафтизин, галазолин, санорин). Вначале становится очень хорошо – исчезает слизь, а потом очень плохо – начинается отек слизистой оболочки носа. Проявляется это так: сопли бежать перестали, но носовое дыхание не только не восстанавливается, но еще и ухудшается («не продохнешь»). А чтоб снова стало хорошо, опять приходится капать. И так до бесконечности. Повторяю: насморк – это защита. Он сам пройдет, если не мешать, а помогать. Придуманы указанные лекарства для лечения совсем другого насморка – не инфекционного, а аллергического. Пришла, например, соседка – похвастаться своим персидским котом, а у Вас сопли потекли (это не от восторга, а от аллергии на котов). Вот тут нафтизин в самый раз, хотя лучше все-таки выгнать кота (соседку можете оставить).
КАШЕЛЬ.
Любой нормальный человек должен хотя бы иногда кашлять. Организм, таким образом, очищает легкие от слизи, которая в них накапливается. Иначе быть не может, потому что дышит человек не самым чистым воздухом. При любых болезнях легких и верхних дыхательных путей количество слизи увеличивается – надо чистить бронхи и нейтрализовывать вирусы и бактерии. А накапливающуюся слизь (она называется мокротой) организм удаляет посредством кашля. Как и в отношении носа, главное – предотвратить высыхание мокроты – все те же прохладный воздух и питье. Категорически недопустимо без указания врача давать лекарственные средства, угнетающие кашель (глауцин, либексин, тусупрекс, бронхолитин)! Эти препараты хороши при одной единственной детской инфекции – коклюше, – да и то под постоянным врачебным контролем. Во всех остальных случаях следует, если уж невмоготу, использовать лекарства, воздействующие на мокроту (делающие ее менее густой) и усиливающие сокращение бронхов. Кашель, каким бы он ни был, всегда позволяет дождаться участкового педиатра и посоветоваться. Вполне безвредны и довольно эффективны мукалтин, нашатырно-анисовые капли, калия иодид, бромгексин, ацетилцистеин. Их неплохо иметь в доме, но дозы и целесообразность применения в каждом конкретном случае уточнять (не у соседки, разумеется, а у врача). Довольно часто (чем больше ребенка «любят», тем чаще) встречается так называемое покашливание – высохшая слизь или различные вещества раздражают слизистую оболочку бронхов. Причины – ковры (пыль), теплый и сухой воздух, курение взрослых, аллергия (цитрусовые, шоколад, домашние животные). Естественно, что не покашливание надобно лечить, а устранять факторы, его вызывающие.
ТЯЖЕЛО ДЫШАТЬ.
Реагировать немедленно и с обязательным (!) привлечением медицинских работников. Если ребенок проснулся ночью – не может вдохнуть, осипший голос, грубый (лающий) кашель – это проявления крупа (воспаления гортани), причина которого, как правило, вирусная инфекция. До прибытия врача, побыстрее дайте малышу подышать прохладным воздухом (к окну, на балкон). Теплое питье и теплая одежда.[80]
УШИ.
О том, что малыша беспокоят именно ушки, родители часто догадываются еще до прихода врача – ребенок очень беспокоен, капризен, тянется к уху (ушам) ручонками. Воспаление уха – не того, что снаружи, а того, что Вам не видно (так называемое среднее ухо) называется отитом. Почти всегда отит является осложнением насморка. Среднее ухо связано с носом особой трубой, за счет которой поддерживается постоянное давление на барабанную перепонку. При насморке, если слизь густая (то есть опять-таки родители не смогли организовать прохладный воздух и обильное питье), упомянутая нами труба забивается и давление в ушной полости резко увеличивается, отсюда и боль. Немедленные действия: сухое тепло на ухо (вата, сверху полиэтиленовая пленка и шапочка (косыночка)), плюс сосудосуживающие капли в нос, без которых теперь уже некуда деваться (напоминаю: нафтизин, галазолин, санорин). Иногда отит бывает гнойным и тогда не обойтись без антибиотиков. Что капать в ухо и капать ли вообще, а также нужность антибиотиков в каждом конкретном случае может решить только врач.
ПОНОС И РВОТА.
Такие же способы защиты, как и все остальное. В желудочно-кишечный тракт попало что-то не то, и организм, всеми доступными средствами пытается эту гадость удалить. И понос и рвота опасны, прежде всего, тем, что организм теряет большое количество воды и солей. Отсюда главный принцип помощи – восполнение потерь. Оптимально иметь дома лекарственные средства, представляющие собой заранее приготовленную смесь различных солей, которую перед употреблением разводят кипяченой водой («оралит», «регидрон», «глюкосолан»). Температура раствора равна температуре тела. Если ребенок вообще ничего не будет есть, ничего страшного. Без еды он может выдержать довольно долго (несколько суток). Без жидкости счет идет на часы. При отсутствии указанных препаратов отвар изюма – удовлетворительный заменитель. При упорно повторяющейся рвоте помните, что надо давать пить чаще, но малыми порциями, чтобы не растягивался желудок, а использование противорвотных препаратов (типичный представитель – церукал) всегда согласовывайте с педиатром. Неплохо помочь организму – очистить толстый кишечник с помощью клизмы (да, да, несмотря на то, что и так понос). Обычная кипяченая вода, ни в коем случае не теплая – температура около 20 градусов. Следите за тем, чтобы вышла вся введенная жидкость. Интенсивность Ваших волнений должна быть теснейшим образом связана с общим состоянием ребенка, а не с тем, сколько раз он запачкал пеленки (попросился на горшок). Если состояние не нарушено – активен, играется, нормальная температура – нечего паниковать. Следите за мочой, когда она светлая дефицита жидкости нет. Немедленно обращайтесь к врачу если: • сухой язык; • из-за рвоты не можете поить; • серый цвет кожи; • запавшие глазки; • более 6 часов нет мочи. В любом случае помните: понос у детей раннего возраста – штука исключительно опасная. И никакой родительский опыт не дает возможности правильно оценить тяжесть состояния. Поэтому только консультация специалиста.
СЫПЬ.
Наиболее частые причины появления у ребенка сыпи – инфекционные болезни и аллергия. Когда появилась сыпь, но нет признаков инфекции (острое начало болезни, повышение температуры тела, вялость, отказ от еды и т.п.) – думайте, чем это Вы ребенка накормили, или что съели сами (если кормите грудью); кто и что принес в дом, чем брызгали, красили и т.п. Инфекционные болезни, сопровождающиеся сыпью, довольно легко поддаются лечению. Но, к сожалению, не все. Запугивать Вас мне не хочется, но очень прошу: любую сыпь обязательно показывайте врачу и чем быстрее, тем лучше. Если появление сыпи сопровождается рвотой и высокой температурой, а элементы сыпи имеют вид кровоизлияний – используйте все (!) возможности для того, чтобы как можно быстрее доставить ребенка в детскую больницу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|