Питание заболевшего ребенка.
Снижение аппетита – типичный признак почти любой болезни. С точки зрения логики, действия родителей очевидны: ведь если ребенок от еды отказывается, то значит его организм не испытывает потребность в пище, а, следовательно, и ребенка и организм надобно оставить в покое. Но действовать таким образом очень тяжело, поскольку количество здоровья принято связывать с количеством съеденной каши (помните поговорку – «мало каши ел»). На самом же деле заболевшему младенцу часто бывает не до еды. Один из важнейших органов, обеспечивающих процесс пищеварения, – печень. И она же, во-первых, синтезирует вещества, нейтрализующие вирусы и бактерии, а, во-вторых, обезвреживает яды (токсины бактерий, распавшиеся клетки), образующиеся в организме. Естественно, что нормальный организм стремится освободить печень от дел, с которыми можно подождать (процесс пищеварения), и нагрузить ее работой более неотложной (борьба с возбудителями инфекций). Чем больше Вы в больного ребенка напихаете еды (другого слова я здесь не подберу), тем дольше и тем тяжелее он будет болеть. Кстати, отношение родителей к тому, как надо ребенка кормить, во многом помогает ответить на вопрос, – почему любимые дети болеют чаще? Пришел мальчик Петя из детского сада и говорит: «Я кушать не хочу». Скорее всего, в организм попал какой-то микроб и «умная» печень попросила центр аппетита в головном мозге оставить ее в покое, чтоб спокойно инфекцию нейтрализовать. Если бы к Пете не приставали, он бы утром опять пошел в детский садик. Но массовый героизм семьи (чтение, пение, танцы, «за маму», «за соседа дядю Васю») позволили не дать несчастному мальчику умереть от голода. Утром сопливый и кашляющий Петя остается дома, а мама вызывает участкового педиатра.
Правила кормления заболевшего ребенка: 1. Руководствоваться, прежде всего, аппетитом. 2. Попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы. 3. Кормить чаще, но давать меньше. 4. Во время болезни избегать экспериментов – никаких новых продуктов не использовать.
ПОСТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ.
Действительно больной ребенок постельный режим выберет себе сам. Если постоянное пребывание в постели сопровождается постоянными криками и воплями, в связи с желанием из кровати выбраться, то следует знать, что энергии на крики и вопли тратится не меньше, чем на ходьбу.
ОТВЛЕКАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ.
Каждый взрослый человек хоть раз испытал отвлекающие процедуры на себе и ближайших родственниках – всем ведь известны знаменитые горчичники (банки, припарки, горячие ножные ванны и т.п.). Сразу же следует отметить – эффективность этих процедур ни доказать, ни опровергнуть нельзя. Болезни, при которых горчичники якобы помогают, благополучно проходят и без горчичников. Серьезные заболевания опять-таки горчичниками не вылечиваются. Так для чего же они нужны? Прежде всего, для родителей. У мамы и папы заболевшего ребенка просто чешутся руки сделать для малыша «хоть что-нибудь». А когда горчичники снимают, малышу действительно становится гораздо легче – от того, что сняли. Главный вывод: отвлекающие процедуры нужны для того, чтобы развлекать родителей. Убежден, что развлечения путем издевательства над больным младенцем, не самый лучший способ лечения. Если уж Вы никак не можете воздержаться от «самых решительных действий», то не делайте ничего, что доставляет ребенку неприятные ощущения. Хотите – поставьте ему согревающий компресс на шею. В некоторых книжках написано, что подобное тепловое воздействие благотворно влияет на работу бронхов. На самом деле Вам, в лучшем случае, удастся нагреть кожу шеи, но ребенку хуже не станет – это точно.
АНТИБИОТИКИ. [81]
Человеческий организм с самого раннего детства является вместилищем огромного числа бактерий, населяющих самые разные его (организма) места. В ХХ веке люди научились бактерии убивать и это им так понравилось, что человека, ни разу не пытавшегося какого-нибудь микроба в себе задавить, встретить почти невозможно. Тем не менее, необходимо твердо усвоить, что антибактериальные препараты никакого влияния на вирусы не оказывают. А ведь именно с вирусами связано подавляющее большинство детских болезней – прежде всего насморков, простуд, ОРЗ, не говоря уже про корь, ветрянку и краснуху. Но все-все знают, что обычная простуда опасна осложнениями и, дабы чего не вышло, при первом же чихе, нередко, глотают всякие бисептолы, ампициллины, тетрациклины и прочие -ины. На умном медицинском языке это называется «профилактическая антибиотикотерапия». Знайте, уважаемые мамы и папы, что у Вас во рту, как впрочем, и во рту у Вашего ребенка, живет огромное количество самых разнообразных бактерий. Эти бактерии привыкли друг к другу, разделили сферы влияния и мирно существуют никого при этом не трогая. Антибиотика, способного убить всех, не существует. Ответьте теперь на вопрос: будет ли легче размножаться тем микробам, что останутся, если их естественные конкуренты погибли? Правильно, размножаться им будет легче. А, значит, вероятность того, что они вызовут заболевание, повысится. Правда, интересно! И оказывается, что лечение ОРЗ антибиотиками почти в 4 раза увеличивает частоту развития воспаления легких. Вот так-то. Запомните: – любой антибиотик должен назначаться только врачом; – антибиотик должен назначаться тогда, когда бактериальная инфекция уже есть, а не для того, чтобы якобы ее предотвратить. Наиболее правильное отношение к профилактической антибиотикотерапии заложено в лозунге, выдвинутом гениальным философом М.М.Жванецким: «Неприятности надо переживать по мере их поступления!»; – если уж Вы вынуждены антибиотики ребенку давать, то ни в коем случае не прекращайте прием сразу же после того, как станет чуточку полегче. Только врач знает, какой антибиотик, сколько и как долго;
– и никогда не выпрашивайте чего-нибудь посильнее; – главное в антибиотикотерапии – это сделать так, чтобы она ребенку была не нужна, то есть воспитывать его (ребенка) соответствующим образом.
ПО ПОВОДУ АНАЛИЗОВ.
Я расскажу Вам только про один, всем известный по имени показатель – про гемоглобин. И Вы сами поймете, насколько надо быть острожным, если хочется лечиться только потому, что выданная лабораторией справка несколько отличается от общепринятой. Гемоглобин разносит по всему человеческому организму кислород. А современному ребенку, который воспитывается в неге и заботе, большое количество кислорода и, соответственно, большое количество гемоглобина просто ни к чему. Если не надо поддерживать температуру тела (всегда тепло), если нет возможности двигаться (туго запеленали, вместо того, чтобы побегал – усадили слушать сказки и т.п.) – то зачем нужен организму гемоглобин в «нормальных» количествах? Не может быть нормального гемоглобина у беременной, которая 9 месяцев лежит. Не может быть нормального гемоглобина у ребенка, который 3 раза в неделю изучает иностранный язык, 3 раза в неделю играет на виолончели, а выходной проводит за просмотром мультиков. Для нормального гемоглобина нужен нормальный (естественный) образ жизни! Но большинство родителей почему-то считает более естественным бегать по врачам, каждые 2 недели пить из ребенка кровь и кормить младенца железом, печенками и черной икрой. Если у Вашего ребенка низкий гемоглобин, то не лечить его надобно, а воспитывать соответствующим образом. Главный вывод: Никакая бумажка не в состоянии заменить глаза, уши и мозги. Поэтому, если все хорошо, а анализы «ужасные», не торопитесь спасаться.
ПРИЧИНЫ ПЛАЧА.
Основные причины плача – неудовлетворенные физиологические потребности – хочет поесть, попить, помочиться, покакать, поспать. Хочет, но не может. Подтвердить голод или жажду нетрудно – предложите поесть или попить. Сложности с тем, чтобы помочиться, бывают только у мальчиков, когда имеется воспаление крайней плоти. Проявляется это пронзительным криком, который проходит после мочеиспускания. Помощь в домашних условиях заключается в двух возможных действиях родителей: 1. Теплые ванночки с раствором антисептика (фурацилин или марганцовка) – 4–5 раз в день по 10–15 минут; 2. Оттянуть крайнюю плоть и из пипетки капнуть в щель 2–3 капли чистого масляного раствора – идеально масляный раствор витамина Е или А из ампулы (стерильный), можно использовать эктерицид. Если очень кричит во время мочеиспускания, если после отхождения мочи совсем не успокаивается, если явно не может помочиться, если покраснела (посинела) или опухла головка полового члена – к врачу, и, чтоб не терять время понапрасну, лучше сразу к хирургу.
Мысли о плаче, возникающем в связи с болями в животе, появляются тогда, когда у ребенка в течение длительного времени не было стула (часов 8–10). Действия: массаж живота рукой[82] и симметричное сгибание обеих ножек в коленном и тазобедренном суставах (прижимать ножки к животу). Если эффекта нет – газоотводная трубочка, можно использовать пластмассовый наконечник клизмы; обязательно смазать вазелином, глубина погружения в задний проход 2–3 см. Вводить в положении ребенка на боку с поджатыми к животу ножками и продолжать при этом массаж. Ну и последнее средство – клизма. Если после введения жидкости самостоятельно не покакал, обязательно вновь поставьте газоотводную трубку, чтоб вышла вода. Дальнейшие действия, включая использование препаратов, уменьшающих спазмы в кишечнике (например, но-шпы), согласовывайте с врачом. Основной причиной невозможности спать и плача из-за этого является боль или ощущение дискомфорта. Наиболее частый источник боли – кишечник (помогают массаж и тепло – лучше всего тело мамы), а также кожа – опрелости, трещины. Обеспечьте должный температурный режим, ведь, как мы уже неоднократно упоминали, и боли в животе, и нарушение целостности кожи, и жажда являются постоянными спутниками перегрева. Если, перед тем как заснуть, малыш долго капризничает, дрыгается, «распеленывается», значит Вы просто торопитесь укладывать его спать. Пусть лучше перед сном некоторое время подрыгается и попищит голеньким. Очень часто родители жалуются на то, что «ребенок перепутал день с ночью» – днем спокойно спит, а ночью рта не закрывает. Вполне возможно, что ночью у Вас в комнате душно, но чаще всего малыш просто за день высыпается, а ночью желает развлекаться. К тому же днем у матери ведь нет возможности только ребенком заниматься (стирка, уборка, еда), а ночью чего ж еще делать, как не носить его на руках? Если в детской комнате не жарко и никаких других поводов для плача нет (еда, вода, кожа, живот и т. д.), то есть кричит по ночам именно потому, что выспался днем, следует собрать волю в кулак и сделать следующее. В течение одного дня сознательно (!) мешать ребенку спать. Уложили. Заснул. Через час-полтора – разбудите и развлекайте до кормления. И так целый день, как бы ни скулил и пищал. Если за день наорется и устанет – ночью будет спать, как миленький. Лучше потерпеть один день, чем десятки ночей не высыпаться и бросаться после этого на своих близких.
ДОМАШНЯЯ АПТЕЧКА.
В заключение этой главы, я хотел бы перечислить медицинские препараты, которые желательно иметь в домашней аптечке. Про некоторые из них мы уже говорили. О некоторых не вспоминали вообще. Речь, разумеется, пойдет о том, что нужно ребенку (добавлять валидол будете сами). В конце концов, количество лекарств, назначаемых педиатрами, не очень велико и, я очень Вам советую заранее иметь в доме кое-что, дабы потом не бегать по аптекам, теряя попусту драгоценное время. И будет очень правильно, если Вы продемонстрируете врачу содержимое аптечки, а он укажет Вам, что в данный момент понадобится. Итак: 1. Набор перевязочных и фиксирующих материалов – бинты, вата, лейкопластырь. 2. Термометр, клизма, газоотводная трубочка, пипетки. 3. Зеленка, перекись водорода, йод, аэрозоль для первой помощи при ожогах (ливиан, винизоль). 4. Витамин С (аскорбиновая кислота). 5. Витамин Д (масляный раствор).[83] 6. Кальция глюконат (или кальция глицерофосфат). 7. Парацетамол в свечах. 8. Ацетилсалициловая кислота (аспирин). 9. Но-шпа. 10. Димедрол (или супрастин, тавегил, диазолин, фенкарол). 11. Эуфиллин. 12. Нашатырно-анисовые капли, 3% калия йодид, бромгексин, ацетилцистеин. 13. Эктерицид. 14. Нафтизин (или галазолин, санорин). 15. Оралит (регидрон, глюкосолан).
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
(специальная глава, о тех, кто уже не совсем маленький, – еда, одежда, образ жизни и отношение к болезням. Ответы на вопрос: «Почему болеют любимые дети?»).
Автор вполне допускает и даже очень надеется, что эта книга попадет в руки не только родителям, лишь приступающим к воспитанию младенца, но и к тем, кто указанный этап уже миновал. Вашему ребенку 3 года или 5 лет, а может быть, и 10. И Вы, прочитав предыдущие главы, пожалели, что не можете вернуть утраченное, – ушел поезд... Вы, наверняка, поняли: очень многое делалось не так, а если быть более точным – делалось совсем ненужное. Вы очень любите Вашего ребенка и, разумеется, искренне пытались на практике реализовать свою любовь. Горько, конечно, осознавать, но Ваши представления о том, как надо ребенка любить не имели никакого отношения к тому, что действительно надобно было делать. А сейчас Вы абсолютно не удовлетворены состоянием его здоровья. Врачи нашли у него кучу болезней – хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин. 2–3 дня походил в детский сад – и очередная простуда. Всей семьей невозможно его накормить. Короче говоря – сплошные проблемы. Что же делать? Изо всех сил пытаться поезд догнать и чем раньше Вы осознаете необходимость немедленного пересмотра Ваших представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», тем больше шансов вернуть утраченное. Но прежде чем приступить к конкретным рекомендациям, отмечу: многое Вам уже будет знакомо. Однако излагаемые правила настолько важны, что повторение может оказаться совсем нелишним.
ЕДА
1. Никогда и ни при каких обстоятельствах не заставляйте ребенка есть! Любые рассуждения о том, что именно Ваше дитя не попросит есть вообще, очень наивны и преследуют одну единственную цель – оправдать собственную нерешительность. Суть нормальных действий родителей состоит в том, чтобы у ребенка постоянно был аппетит. Для этого надо совсем немного – заставить дитя тратить энергию. Я еще ни разу не видел малыша, который бы пробегал целый день на улице и после этого не захотел есть. Вот и надо сделать так, чтобы он мог бегать (во-первых, имел возможность гулять и, во-вторых, не имел большого количества одежды). 2. Не бойтесь оставить ребенка без еды, если он не хочет есть то, чем Вы его кормите (действительно голодный от картошки нос воротить не будет). 3. Порция еды должна быть преодолимой, ведь за невыполнимое дело и браться не хочется. 4. При любых проблемах с аппетитом недопустимо кормление в промежутках между кормлениями. И это правило должно быть доведено до всех родственников, пытающихся продемонстрировать свою любовь посредством шоколадов и мармеладов. 5. Активно помогайте ребенку переваривать «особо ценные» продуты. Любая шоколадка должна быть честно поделена между всеми членами семьи. Это необходимо еще и потому, что с раннего детства нет никакого резона вырабатывать в малыше уверенность в своей исключительности (речь, разумеется, идет не о том, чтобы подавлять таланты и способности, а об исключительном праве на употребление каких-либо продуктов).
ОДЕЖДА
1. Достаточный минимум! Если без какой-либо «телогреечки» можно обойтись – обойдитесь. Выработайте у ребенка привычку одеваться самому – самому выбирать количество вещей. Простуды чаще возникают не от переохлаждения, а от повышенной потливости, обусловленной избытком одежды. 2. «От хождения без шапки развивается менингит» – типичный пример народной сказки. 3. В подавляющем большинстве случаев ребенок говорит: «мне холодно» – по вине родителей. Ведь одеть на него три шубы и болтать с подружками (друзьями) заметно проще, чем гулять активно (побегать, поиграть).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|