Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Формирование навыков культуры еды




Культура поведения за столом. Пожалуй, каждый родитель рано или поздно задумывается над этим вопросам, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

Всем известно пожелание " Приятного аппетита! " Красивая сервировка, вкусные и красиво оформленные блюда, спокойная обстановка - все это создает психологичес­кий комфорт во время еды и имеет большое значение не только дня хорошего аппетита, но и для формирования навыков культурного поведения за столом. Ребенок учится обращаться со столовыми приборами, старается веста себя хорошо, чтобы заслужить одобрение взрослых, но у него не сразу все получается. Не торопите его, не превращайте прием пищи в военные действия по воспитанию. Ваше раздраже­ние не только испортит ему аппетит, но и затруднит усвоение правил этикета. Только терпение, такт, внимание и деликатная помощь помогут справиться с трудностями, создадут доброжелательную атмосферу во время еды.

Приучать ребенка к тому, как вести себя за столом необходимо в раннем возрасте. Необходимо объяснять малышу, что за столом нельзя баловаться, вести какие либо разговоры, мешать соседу, облокачиваться на стол, играть приборами, раскачиваться на стульях. Дети должны усвоить, что за столом необходимо сидеть прямо, использовать приборы по назначению, вести себя тихо, кушать спокойно, не отвлекаться по сторонам.

Для детской безопасности в первую очередь необходимо объяснить ребенку, что тянуть на себя или за края скатерть нельзя, иначе может опрокинуться тарелка с горячим супом или чашка с горячим чаем. Чем раньше, чаще и серьезней маленький человек станет усваивать правила поведения за столом, тем лучше будет и для самого ребенка и для его родителей. Со временем он будет выполнять все автоматически, то есть, — свободно и легко.

Прежде всего, ребенку необходимо объяснять, что ему самому и его соседям по столу будет неудобно кушать, если он выложит руки на стол, широко расставив их. Лучше это показывать на примерах в домашней обстановке. Для этого можно усадить за стол, старшего брата, папу, бабушку или дедушки. То есть проводить некоторые уроки поведения за столом.

Самым первым инструментом маленьких детей для пищи является ложка. Она первая помогает малышу принимать пищу самостоятельно. Вот тут и надо начинать показывать ребенку, как держать правильно ложку в руке, то есть не кулачкам ухватиться за нее, а держать тремя пальцами, чуть ниже рукоятки. Потом объяснить, что вовсе не стоит запихивать всю ложку в рот, для того, чтобы показать, как он старательно ест. Высасывать пищу с кончика ложки, тоже не годится. Ее нужно подносить ко рту сужающей стороной. Зачерпывать пищу ложкой нужно не на себя, а от себя. Можно даже пойти на хитрость – казать ребенку, что если правильно делать ложкой, то пища скорее будет убывать с тарелки, а если делать не правильно, то есть в свою сторону зачерпывать суп, то пища будет прибывать и малышу еще долго придется сидеть за столом.

Относительно детей четырех лет, то их уже можно знакомить с таким инструментом как вилка. Хотя почему-то в раннем возрасте они к ней почти все не равнодушны. И никак не поймут, почему родители не разрешают пользоваться вилкой, и все время подсовывают ложку.

Для начала нужно научить ребенка держать вилку в правой руке, тремя пальцами, и упираться в ту часть вилки указательным пальцем, где она переходит в черенок. Когда же ребенок станет старше, можно объяснить и показать на примере, что вилкой и ножом пользоваться одновременно намного удобней, только вот в этом случае, вилка должна находиться в левой руке, а нож в правой.

Такие детали, как держать правильно вилку, то есть под уклоном, тоже обязательно нужно показывать ребенку. Так он поймет, что от наклона вилки зависит чистота одежды, то есть пища не будет соскальзывать с тарелок на платье или брюки.

Знакомя ребенка с вилкой и ножом, следует объяснять, что мягкую пищу можно отделять только вилкой, — это котлеты, фрикадельки, зразы, блинчики, рыба, а вот с более твердой пищей, необходимо справляться с помощью ножа. Так же ребенок дожжен знать, что заранее нарезать все блюдо не стоит. Так как оно сразу остынет и будет не таким вкусным. Пусть ребенок знает, что, съев один отрезанный кусочек, можно отрезать следующий.

Дети старшего возраста должны уже четко знать, что жидкие блюда едятся ложкой. А каши, яичницы, запеканки, вареные овощи, мясные и рыбные блюда едятся вилкой.

Необходимо научить детей тщательно пережевывать пищу, не глотать большими кусками, не спешить за столом, не брызгать едой. Дети должны усвоить, что шумное поведение за столом это крайне не красиво, и это говорит о невоспитанности ребенка.

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей надо рассматривать с учетом возрастных особенностей ребенка. Причем в процессе приобщения его к этикету пристальное внимание уделять взаимодействию воспитателей дошкольных учреждений с родителями воспитанников. Согласованность действий в этом вопросе приобретают едва ли не первостепенное значение. Уже с раннего возраста необходимо вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, к разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Психологические аспекты организации питания детей выявляются как в условиях дошкольного учреждения, так и дома. Внимание следует обращать на качество предлагаемых детям блюд, соответствие пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи.

Следует постоянно обращать внимание на культуру еды у детей: отрабатывать навыки красивого и правильного приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками, создавать необходимые при этом условия (эстетика и соответствие требований к сервировке). Можно показать детям драматизацию произведений, в которых рассматривается тема этикета за столом, организовать игру «Кукольное праздничное застолье», почитать главу «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», рассказ М. Потоцкой «Острое поросячье заболевание», которые раскрывают важность соблюдения этикета за столом.

Я считаю, что большая доля ответственности за формирование культуры питания и поведения ребёнка за столом ложится на детский сад. Это особенно актуально сегодня, когда на растущий детский организм влияют изменение качества продуктов питания, резкое ускорение темпов жизни, социальное и материальное расслоение населения, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье.

   С другой стороны возросшая мобильность современного общества часто ставит человека в условия необходимости уметь культурно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами и пробовать разные незнакомые и даже экзотические блюда. Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье. Хочется отметить, что большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие эстетика питания.

Ребенок в детском саду учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой, приобретает определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду. Подготовить красиво сервированный стол дети приучаются с младшего возраста: постелить скатерть или салфетки, расставить хлебницы и приборы. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Навыки детей становятся прочными, если они постоянно закрепляются в разных ситуациях. Кроме этого очень важно единство требований со стороны взрослых как в детском саду, так и дома.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...