Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Взаимодействие родителей и педагогов ДОУ по  формированию культурно-гигиенических навыков у детей




 

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях воспитателей и родителей. Еще до поступления ребенка в детский сад воспитатели знакомят родителей с правилами и требованиями, которые необходимо выполнять по уходу за ребенком, с основами рационального питания в соответствии с его возрастом, средствами закаливания, мерами профилактики инфекционных заболеваний, с режимом жизни в детском саду. В беседе с родителями воспитатель должен подчеркнуть обязательность соблюдения такого же режим и дома, указывать на необходимость закрепления дома гигиенических навыков и привычек, которые ребенок приобретает в детском саду.

   Просвещение родителей должно идти параллельно с гигиеническим воспитанием ребенка в дошкольном учреждении. Это поможет ребенку освоить новый навык и облегчит закрепление гигиенических знаний.

С родителями проводятся беседы, в которых воспитатель использует конкретные примеры из жизни в детском саду.

Педагог проводит индивидуальные беседы, с каждым родителем избегая публичных обсуждений ошибок, допускаемых родителями в воспитании детей, так как это может вызвать негативную реакцию и прервет контакт, что существенно вредит делу.

Общие вопросы гигиенического воспитания детей, укрепления здоровья и физического развития выносятся на родительские собрания. И здесь воспитателю важно заинтересовать родителей, привлечь их принять активное участие в обсуждении этого вопроса, обменяться опытом семейного воспитания. Можно провести «блицопрос родителей» по культурно-гигиеническим навыкам, анкетирование, рекомендации «Полезные советы для родителей».

Эффективность санитарно-просветительской работы повышается, если в раздевалке оформлен «Уголок для родителей», где помещают тематические бюллетени, плакаты, стенды с иллюстрациями основных моментов жизни ребенка в саду и дома: игры, зарядка, закаливание, труд. Здесь помещают советы педагога, врача, рекомендации по гигиеническому воспитанию детей: Можно подготовить фотовитрину: «Дома» и «В детском саду». Фотографии, иллюстрации должны рассказать о гигиеническом поведении ребенка дома и в детском саду.

Полезно организовать выставки методической и научно-популярной литературы, памяток, брошюр, предоставив родителям, возможность брать книги домой для более глубокого изучения вопросов развития. В работе с родителями воспитателю можно рекомендовать средства массовой информации и пропаганды кино, телевидение, радиовещание, печать.

Для закрепления навыков гигиенической культуры можно предложить родителям приобрести дидактический материал, настольно-печатные игры, художественную литературу (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка ревушка», М. Яснов «Я мою руки», Я. Аким «Мыть посуду я люблю», В. Зайцев «Я одеться сам могу», А. Воронкова «Маша-растеряша», Е. Благинина «Аленушка», «Научу обуваться я братца», З. Александрова «Утром», «Купание»).

  Также можно предложить родителям использовать в играх с детьми потешки, загадки, песенки, пословицы, В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают знания, овладевают навыками действия с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Использование художественного слова создает у детей хорошее настроение и формирует культурно-гигиенические навыки. Большую роль играет оценка, т. е. суждение взрослого о поступках и поведении ребенка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой, одобрение, поощрением, похвалой.

Подготовкой к формированию навыков самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д. ). [18, 55]

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа», - советовал А. С. Макаренко. [5, 97]

Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада и родители.        «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение», говорил А. С. Макаренко. [12, 18]

В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т. д.

Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно - встаёт на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льётся в рукава рубашки, на пол. В результате, бесполезно затраченные силы ребёнка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире всё должно быть приспособлено для удобства детей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...