Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хадисоведение у шиитов: 400 усул




Как было сказано выше, шииты начали работу по сбору хадис ов еще при жизни Пророка (ДБАР). Текстам, которые были составлены ранними шиитскими учеными, было дано название «Усул». Тем не менее, следует упомянуть, что эти тексты не были лишены изъянов в плане наличия ошибок при записи и сборе, поскольку большинство из их авторов, которые слышали какой-либо хадис от кого-нибудь из Имамов (мир им), в частности, от Имама аль-Бакира (мир ему) или Имама Джа‘фара ас-Садика (мир ему), записывали его на своих листах. Эти личные записи, которые содержали хадис ы от Имамов (мир им), услышанные их учениками или теми, кто слышал эти хадис ы от непосредственно слышавших их от Имамов (мир им), в дальнейшем были использованы шиитскими учеными и были озаглавлены как «Усул». Один из этих сводов, в котором содержались хадис ы от Имамов (мир им) начиная с Имама Али (мир ему) и заканчивая одиннадцатым Имамом Хасаном аль-‘Аскари, был назван «четырехсотником» по числу его сборников. Хадис ы из этих сводов не были классифицированы исходя из их тематики. Большинство из этих преданий содержатся в сборниках «Ал-Махасин аль-Барки», «Аль-Кафи», «Ман ла йахдуруху-ль-факих». Некоторые из них можно найти в «Тахзиб». Стало известным, что многие из этих свитков учеников Имамов (мир им) хранились в Библиотеке Шапур Карх в Багдаде и были утеряны, когда Тугрул-турок сжег город при его завоевании в 448/1056 году. Другие рукописи, которые избежали подобной несчастной участи и иных бед, сохранились вплоть до времен Ибн Идриса и Ибн Тавуса, имевших доступ к ним. Некоторые – более двухсот – сохранились вплоть до настоящего времени[29]. К названию этих свитков обычно добавляется префикс «китаб» и часто – «навадир». Тринадцать из них имеются в библиотеке Тегеранского Университета под номером «манускрипт 962». Двенадцать из них обладают префиксом «китаб», а один – «навадир». Их названия:

  1. «Китаб Зайд аз-Зад»;
  2. «Китаб Гафари»;
  3. «Китаб Ибн Хамид аль-Ханнат»;
  4. «Китаб Зайд ан-Нурси»;
  5. «Китаб Джа‘фар аль-Хадрами»;
  6. «Китаб Мухаммад аль-Хадрами»;
  7. «Китаб ‘Абд аль-Малик ибн Хаким»;
  8. «Китаб Мусанна ибн Валид аль-Ханнат»;
  9. «Китаб Хаддад ас-Синди»;
  10. «Китаб Хусейн ибн ‘Усман»;
  11. «Китаб Кахили»;
  12. «Китаб Салам Хорасани»;
  13. «Навадир Аби-ль-Хасан Али ибн Асбат ибн Салим».[30]

Четыре сборника

В дальнейшем ученые-хадисоведы составили четыре великих свода, в основу которых легли упомянутые выше сборники «Усул». Эти сборники стали самыми важными источниками хадис ов в шиитском мире и приобрели к настоящему времени беспрецедентную популярность. Это следующие своды:

  1. «Аль-Кафи»: сборник был составлен Шейхом Абу Джа‘фаром Мухаммадом ибн Йа‘кубом аль-Кулайни ар-Рази (ум. 329/940), в нем содержится 16099 муснад (задокументированных) хадис ов от членов семейства Пророка (ДБАР) – Ахл аль-Бейт (мир им).[31]
  2. «Ман ла йахдуруху-ль-факих»: составитель данного свода – Шейх Садук Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Али ибн Бабавайх аль-Кумми (ум. 381/991), известный также как Шейх-и Аджал и Шейх-и Та’ифа. В этой книге содержится 9044 хадис ов.[32]
  3. «Ат-Тахзиб»: свод составлен Абу Джа‘фаром Мухаммадом ибн аль-Хасаном ат-Туси (ум. 460/1068), который также известен под именем Шейх Та’ифа (руководитель группы). Эта книга насчитывает 13590 хадис ов.[33]
  4. «Аль-Истибсар»: составителем этого свода также является Шейх ат-Туси, и в нем содержится 5511 хадис ов. Эта книга состоит из четырех частей.[34]

Необходимо отметить, что хадис ы из 400 «Усул» широко цитировались и рассказывались шиитскими мухаддисами (учеными-хадисоведами) вплоть до того момента, как Шейх Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид аль-Барки (ум. во второй половине 3 века хиджры) скомпилировал их в рамках всеобъемлющего сборника под названием «Аль-Махасин». Создание этого свода ознаменовало собой начало новой эры в истории шиитского хадисоведения[35], поскольку именно после этого другие ученые начали ставить перед собой задачу сбора, компиляции и классификации хадис ов, которые затем были рассеяны в сотнях «Усул». Эта тенденция послужила причиной появления четырех авторитетных сводов хадис ов в 4 и 5 веке хиджры. С тех пор они считаются у шиитов важнейшими источниками хадис ов и использовались в качестве базовых источников учеными последующих поколений.

Эпоха толкования

После того, как были составлены четыре главных свода хадис ов, начался этап их толкования. На протяжении этого периода внимание большинства ученых было сфокусировано на написании комментариев с разъяснениями этих текстов. Большое количество комментаторов были преданы забвению с течением времени, и их труды похоронены в библиотеках, но более 120 комментариев и толкований сохранились до наших времен.[36]

Тем не менее, эпоха толкования должна расцениваться как важнейший период в истории науки о хадис ах, ибо она пришла на смену этапу медленного развития, когда многие дискуссии носили характер «замкнутого круга», в рамках которого не было места какому-либо прогрессу или прорыву вперед. Такое положение дел сохранялось вплоть до эпохи Сафавидского правления. С момента формального признания шиитской веры официальной государственной религией в раннесафавидскую эпоху изучение хадис ов вновь набрало силу.

Эпоха великих ученых и великих книг:

Великие ученые-хадисоведы появились в шиитском мире в период правления Сафавидов. Эти люди восстановили ведущую роль шиитов в этой области, в результате чего после многих веков пренебрежения и стагнации наступил золотой век хадисоведения. В конце 11 и в начале 12 века хиджры великие ученые вновь стали уделять внимание изучению хадис ов. Наиболее выдающимися из них были Мухаммад ибн Муртаза Мулла Мухсин Файд аль-Кашани (ум. 1091/1680), Мухаммад ибн Хасан аль-Хурр аль-‘Амили (ум. 1104/1692-93) и Мулла Мухаммад Бакир ибн Мухаммад Таки аль-Маджлиси (ум. 1111/1699-1700). Каждый из них оставил после себя ценный труд:

  1. «Китаб аль-джами‘ аль-Вафи»: Это работа Муллы Мухсина Файда аль-Кашани. Данная книга включает в себя четыре вышеупомянутых сборника. В данном своде, который является во всех отношениях ценным трудом, из предыдущих сборников исключены повторяющиеся хадис ы, а трудные для понимания предания – снабжены комментариями.[37]
  2. «Васа’ил аш-Ши‘а»: Автором данного труда является Шейх Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Хурр аль-‘Амили. Как и вышеупомянутая книга, этот труд объединяет в себе четыре классических сборника хадис ов и предания из других источников.
  3. «Бихар аль-анвар»: Этот свод может быть назван энциклопедией шиитских хадис ов. Эта работа Алламы Мухаммада Бакира аль-Маджлиси представляет собой самое большое собрание хадис ов из тех, которые когда-либо были составлены в шиитском или в суннитском мире. В этот труд, помимо хадис ов из шиитских источников, включено множество хадис ов их суннитских книг. Следует отметить, что несмотря на большой объем работы и трудности, которые встали перед Алламой аль-Маджлиси, следует отметить, что эта книга является незавершенным шедевром, ибо он не успел исключить многие слабые предания из этой грандиозной работы. Если бы Маджлиси прожил еще десять лет, возможно, он смог бы успешно создать подлинный «океан света», полный ценных жемчужин, кораллов и слитков чистого золота. Нам предстоит завершить работу по отлову драгоценных камней и золота из непостижимого океана, и очистить эти сокровища от приставшей к ним глины и плесени.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...