Важные книги по науке ар-Риджал
Существует четыре самые важные книги, которые были написаны суннитами на тему ‘илм ар-риджал:
В основу последующих работ, которые писали суннитские ученые на эту тему, легли эти четыре труда. Али ибн Мухаммад ибн аль-Асир аль-Джазари (ум. 630-1132-33) свел их воедино в своем труде «Усд аль-габа». Аз-Захаби создал обобщенную версию «Усд аль-габа» под названием «Таджрид асма’ ас-сахаба», добавив в нее некоторые главы. Бадр ад-дин Мухаммад аль-Кудси и Мухаммад ибн Мухаммад аль-Кашгари также создали свои полные версии «Усд аль-габа».[59] Нелишне отметить, что шиитские специалисты по ‘илм ар-риджал пятого и шестого веков называли книги, посвященные конкретно шиитским передатчикам хадис ов, словом «риджал», в то время как книги как о шиитских, так и о суннитских передатчиках носили наименование «тарих». [60] Примечательно также то, что в прошлом существовала взаимная и неразрывная связь между тремя дисциплинами: дирайат аль-хадис, ‘илм ар-риджал и библиографией. В работах, посвященных одной из этих тем, неизбежно затрагивались и вопросы, являющиеся предметом рассмотрения двух других наук. Выдающиеся ученые в области ‘илм ар-риджал [61]
12. Мухаммад ибн Са‘д аль-Азхари аль-Басри аль-Вакиди (ум. 230/844-5). Его пятнадцатитомник «Китаб ат-табакат аль-кубра» был переиздан. Ас-Суйути (ум. 911/1505-6) составил его полную версию.
13. Аль-Вакиди, Мухаммад ибн ‘Умар, учитель Мухаммада ибн Са‘да аль-Вакиди, у него была книга по ар-риджал под названием «Мадрак аль-исти‘йаб». 14. Али ибн аль-Мадйани (ум. 234/848-9). Он является составителем более, чем двадцатитомной хроники. 15. Али ибн аль-Хасан ибн Али, сын Фаддала аль-Фатахи, написал труд по ‘илм ар-риджал. 16. Халифа ибн аль-Хай йат (ум. 240/854-5), автор «Мадрак аль-исти‘йаб». 17. Аль-Бухари, Мухаммад ибн Исма‘ил ибн Мугира (ум. 256/870), автор трех книг. 18. Муслим ибн Хадджадж (ум. 261/874-5). Его работа также носит название «Ат-табакат». 19. Аль-Барки, Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид (ум. 274/887-8), «Табакат ар-риджал». 20. Аль-‘Айаши ас-Самарканди, Мухаммад ибн Мас‘уд, автор «Ма‘рифат аль-накилин».[66] 21. Ар-Раваджини, ‘Аббад ибн Йа‘куб, автор «Аль-ма‘рифат фи-ль-ма‘рифат ас-сахаба».[67] 22. Ан-Намашири, Йахйа ибн Закариййа, автор «Аль-маназил ас-сахаба».[68] 23. Абу-ль-Фарадж аль-Канани, сын Мухаммада ибн Йа‘куба, автор «Му‘джам риджал Аби Муфаддал».[69]
24. Ад-Дабили Мухаммад ибн Вахбан, автор «Ман рава ‘ан Амир аль-Му‘минин».[70] 25. Абу-ль-Касим аль-Балхи, автор «Ма‘рифат ан-накилин» и «Фирак аш-ши‘а».[71] 26. Ахмад ибн ‘Абдулвахид, автор «Фихрист ар-риджал».[72] 27. Ибн Аби Хутайма, Ахмад ибн Зухайр, авторы «Мадрак аль-исти‘йаб». 28. Аль-Хакики, Ахмад ибн Али (ум. 280/893-4), автор «Тарих ар-риджал».[73] 29. Мутаййин, Мухаммад ибн ‘Абдулла ибн Сулейман аль-Хадрами (ум. 297/909-10), автор «Тарих ар-риджал». 30. Ибн Хазм аль-Харави (ум. 301/913-14). 31. Ибн Мандах, Абу ‘Абдулла Мухаммад ибн Йахйа (ум. 301/913-14). 32. Хамид Найнава’и Дихкан (ум. 310/922-923). 33. Ад-Дулаби (ум. 310/922-923). 34. ‘Абд аль-‘Азиз ибн Исхак. 35. Аль-Кулайни, Мухаммад ибн Йа‘куб (ум. 329/940-41), автор «Аль-Кафи», также написал работу по ар-риджал. [74] 36. Аль-Джаллуди (ум. 332/943-44). 37. Аль-Мас‘уди, Али ибн аль-Хусейн (ум. 333/944-45). 38. ‘Иса ибн Мирхан.[75] 39. Ибн Батта, Мухаммад ибн Джа‘фар Му’аддаб аль-Кумми. 40. Мухаммад ибн ‘Абдулла. 41. Ибн ‘Укда аль-Хамадани (ум. 333/944-45). Он написал биографии 4000 передатчиков. Сообщается, что часть его работы хранится в королевской библиотеке Йемена.[76] 42. Абу Сулейман, Мухаммад ибн ‘Абдулла (ум. 338/949-50). 43. Мухаммад ибн Ахмад аль-Аш‘ари. 44. Са‘д ибн ‘Абдулла аль-Аш‘ари.[77] 45. Ат-Табарани (ум. 340/951-52). 46. Ибн Валид аль-Кумми (ум. 343/954-55).[78] 47. Ахмад ибн Мухаммад ибн ‘Аммар аль-Куфи (ум. 368/978-79). 48. Абу Галиб аз-Зурари, Ахмад ибн Ахмад (ум. 346/957-58). 49. Ибн Сакан, Са‘ид ибн ‘Усман (ум. 353/963). 50. Ибн Хаббан (ум. 354/965). 51. Кади аль-Джа‘би, Мухаммад ибн ‘Умар (ум. 355/965-66). 52. Аль-Кашши, Абу ‘Амр, Мухаммад ибн ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз, автор книги «Ма‘рифат ан-накилин», дополненную версию которой ат-Туси озаглавил как «Ар-риджал». 53. Мухаммад ибн Ахмад ибн Давуд аль-Кумми (ум. 368/978-79). 54. Абу Галиб аз-Зурари, Ахмад ибн Ахмад (ум. 368/978-79). 55. Аш-шейх ас-Садук (ум. 381/991-92), он свел воедино книги «Аль-Масабих»[79] и «Ат-Табакат» Ибн Са‘да. 56. Ибн Шахин (ум. 385/995). 57. Ибн ан-Надим, Мухаммад ибн Исхак (ум. 390/1000), составитель «Китаб аль-фихрист». 58. Ибн Хашир, Ибн ‘Абдун (ум. 423/1023). 59. Абу На‘им аль-‘Исфахани (ум. 430/1038-39). 60. Мухаммад ибн Аби Курра, учитель ан-Надджаши, (ум. 450/1058), составитель книги «Му‘джам риджал Аби Муфаддал».[80] 61. Абу-ль-‘Аббас, ас-Сирафи Ахмад, учитель ан-Надджаши, автор «Аль-Масабих».[81]
62. Ибн аль-Гада’ири, Ахмад ибн аль-Хусейн, составитель «Ар-риджал ад-дуа‘фа’». 63. Абу Йа‘ла аль-Халили (ум. 442/1054-55). 64. Ан-Надджаши, Абу-ль-‘Аббас Ахмад ибн Али (ум. 450/1058), автор «Ма‘рифат ар-Риджал». 65. Ат-Туси, Мухаммад ибн аль-Хасан (ум. 460/1067-68). 66. Аль-Китани (ум. 466/1073-74). 67. ‘Абд ибн Джаруд. 68. Аль-‘Акили. 69. Ибн Аби Хатим. 70. Аль-’Азрак. 71. Ибн ‘Абд аль-Бирр (ум. 463/1070-71). 72. Ибн Хатиб аль-Багдади, Ахмад ибн Али (ум. 588/1192). 73. Ибн Фасун, Абу Бакр. 74. Шихаб ад-дин, Ахмад ибн Йусуф. 75. Аль-’Акфани, Хибатулла ибн Ахмад (ум. 466/1073-74). 76. Ас-Сам‘ани, ‘Абдулкарим (ум. 562/1166-67). 77. Абу Муса, Мухаммад ибн Аби Бакр (ум. 581/1185-86). 78. Мунтаджаб ад-дин, Али ибн ‘Убайдулла Бабавайх (ум. после 585/1189). Он написал «Китаб аль-фихрист» - истории жизни шиитских ученых. Маджлиси включил эту книгу в конец XXV тома «Бихар аль-анвар». 79. Ибн Шахр Ашуб, Мухаммад ибн ‘Али (ум. 588/1192). Он сделал некоторые дополнения к «Фихрист» ат-Туси. 80. Абу-ль-Фарадж ибн аль-Джавзи, ‘Абдуррахман ибн Али (ум. 597/1200-1). 81. Аль-Мукаддаси, ‘Али ибн Муфаддал (ум. 611/1214-15). 82. Ибн Битрик, Йахйа ибн аль-Хасан (ум. 600/1203-4). Он написал «Китаб риджал аш-ши‘а».[82] 83. Ибн аль-Асир, ‘Али ибн Мухаммад аль-Джазари (ум. 630/1232-33) написал «Усд аль-габа». 84. Ибн Аби Тайй, Йахйа ибн Хамид аль-Халаби (ум. 630/1232-33) написал «Аль-’Исти‘йаб». 85. Курайш ибн ас-Саби’ (ум. 664/1265-66) свел воедино «Аль-’Исти‘йаб» и «Ат-Табакат» ибн Са‘да. 86. ‘Абд аль-‘Азим ибн ‘Абд аль-Кави аль-Мунзири (ум. 656/1285). 87. Ибн Тавус, Ахмад ибн Муса ибн Джа‘фар аль-Хилли (ум. 673/1274-75) написал «Халаль-’ишкал» в 644 году хиджры, он собрал вместе все биографии из пяти главных книг по ‘илм ар-риджал: аль-Кашши, ан-Наджаши, «Риджал» и «Фихрист» ат-Туси, и «Ад-Ду‘афа» Ибн аль-Гада’ири.[83] 88. ‘Иззуддин, Ахмад ибн Мухаммад (ум. 656/1258). 89. Аль-Мухаккик аль-Хилли, аль-Хасам ибн Йусуф (ум. 726/1325-26) внес дополнения в «Фихрист» ат-Туси. 90. Ибн Тавус ‘Абдулкарим ибн Ахмад ибн Муса ибн Джа‘фар (ум. 693/1293-4). 91. Ибн Давуд, аль-Хасан ибн Али ибн Давуд (род. 647/1249-50). 92. Аль-‘Аллама Хилли, аль-Хасам ибн Йусуф (ум. 726/1325-26) написал «Хуласат аль-’акват», «Ида аль-’Иштиба» и «Кашф аль-’Иштиба».
93. Аль-Бирзали, аль-Касим ибн Мухаммад ад-Димашки (ум. 738/1337-38). 94. Аз-Захаби, Шамсуддин Абу ‘Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Усман (ум. 748/1347-48) подытожил «Усд аль-габа». 95. Ахмад ибн Айбак ад-Димйати. 96. Ибн Рафи‘ Таки ад-Дин внес дополнения в работу аль-Бирзали. 97. Ибн Касир ад-Димашки (ум. 774/1372-73) написал «Табакат аль-мухаддисин». 98. Ибн Му‘аййа ад-Дибаджи, Мухаммад ибн аль-Касим ибн аль-Хусейн ибн аль-Касим аль-Хилли (ум. 776/1374-75). 99. Ибн аль-Мулаккин, ‘Умар (ум. 804/1401-2), написал «Табакат аль-мухаддисин». 100. Зайн ад-дин аль-‘Ираки, Абдуррахим (ум. 806/1403-4), внес дополнения в конце работы Ибн Айбака ад-Димйати. 101. Баха’ ад-Дин, ‘Али Нили аль-Хилли ибн ‘Абдулкарим (ум. 841/1437-38) написал «Китаб ар-риджал». 102. Ибн Хаджар аль-‘Аскалани, Ахмад ибн Али (ум. 852/1448) написал «Китаб аль-’Исаба». 103. Ас-Суйути Джалал ад-Дин (ум. 911/1505-6) систематизировал труд «Аль-И’саба», дав ему название «‘Айн аль-’исаба». 104. Аль-Хасан ибн Зайн ад-дин аш-Шахид ас-Сани (принял мученическую смерть в 1011/1602-3) является автором книг «Аль-Ма‘алим», «Тахрир Тавуси», «Тартиб машихат ман ла йахзуруху-ль-факих». 105. Мулла Мустафа перевел биографии передатчиков из «Аль-’Исти‘йаб», чьи имена начинались на букву «ха», по требованию ‘усманского монарха Султана Ахмада. 106. Таш Кубра-заде, Камаладдин Мухаммад (ум. 962/1554-55) продолжил работу над трудом Муллы Мустафы и перевел биографии передатчиков с именами на букву «ра». 107. Йусуф ибн Мухаммад аль-Хусейни аль-‘Амили (ум. 982/1574-75) написал «Джами’ аль-‘аквал» и отредактировал труд «Риджал» аль-Кашши. 108. ‘Абд ал-Латиф ибн Али ибн Шейх Ахмад аль-‘Амили, ученик автора книги «Аль-Ма‘алим», (ум. 1011/1602-3), и Шейх аль-Баха’и (ум. 1031/1621-22), составили «Фихрист» передатчиков всех четырех главных шиитских сводов: «Аль-кафи», «Ман ла йахдуруху-ль-факих», «Ат-Тахзиб» и «Аль-’Истибсар». 109. Мулла ‘Инайатулла Купа’и, Али ибн Шариф ад-Дин (1016/ 1607-8) так же, как и Ибн Тавус, составил труд, используя книги аль-Кашши, ан-Надджаши, Ибн аль-Гада’ири, «Ар-риджал» и «Аль-Фихрист», разместив биографические справки в алфавитном порядке. Его работа была озаглавлена «Маджма‘ ар-риджал». 110. Кади Нурулла аш-Шуштари (ум. 1019/1610-11) написал «Маджалис аль-му’минин». 111. Мулла ‘Абдулла аш-Шуштари (ум. 1021/1612) вычленил «Ад-Ду‘афа’» Ибн аль-Гада’ири, которая до того была частью «Халл аль-’ишкал» Ибн Тавуса. 112. Мулла ‘Абд ан-Наби аль-Джаза’ири, ибн Са‘д (ум. 1021/1612) написал «Хави аль-’аквал». 113. Мирза Мухаммад ‘Астарабади (ум. 1021/1612) написал три работы, главнейшая из которых – «Манхадж аль-макал».
114. Худаварди, А’фшар (ум. 1021/1612). 115. Мирза Файдулла Тафриши (ум. 1025/1616). 116. Мир Мустафа Тафриши (ум. 1031/1621-22). 117. Низам ад-Дин аль-Кураши (ум. 1031/1621-22). 118. Шейх Мухаммад ан-Наджафи (ум. 1085/1674-75). 119. Кутб ад-Дин аль-Ашкавари (ум. 1040/1630-31). 120. Мир Дамад, Мухаммад Бакир ибн Мухаммад аль-’Астарабади аль-Хусайни аль-’Исфахани (ум. 1040/1630-31). 121. Мухаммад Таки аль-Маджлиси аль-Аввал, ибн Максуд Али (ум. 1070/1659-60) написал «Машихат китаб ман ла йахдуруху-ль-факих». 122. Ат-Турайхи (ум. 1085/1674-75). 123. Мухаммад Амин аль-Казими (ум. 1085/1674-75). 124. Ака Ради аль-Казвини (ум.1096/1684-85). 125. Камал ад-Дин аль-Хусайни, шейх Хасан ибн Али аль ‘Амили. 126. Шейх Хурр аль-‘Амили, Мухаммад ибн аль-Хасан (ум. 1104/1692-93) написал «‘Амаль аль-’амаль» и «Тазкират аль ‘улама’ аль-мута’аххирин». 127. Мулла Фараджулла аль-Хувайзи. 128. Мулла Хайдар Али аль-Кумми. 129. Мухаддис ат-Тавбали (ум. 1107/1695-96). 130. Мухаммад Салих Хатунабади аль-’Исфахани (ум. 1116/1704-5) был племянником аль-Маджлиси II. 131. Саййид Али Хан Мадани (ум. 1120/1708-9). 132. Мулла ‘Абдулла Афанди (ум. 1131/1718 19). 133. Мулла Мухаммад аль-Ардабили (ум. 1111/1699-1700). 134. Шейх Сулейман аль-Махури (ум. 1121/1709-10). 135. Мулла Мухаммад Джа‘фар аль-Хурасани (род. 1080/1669-70). 136. Ака Хусейн аль-Хансари (ум. 1128/1715-16). 137. Али ибн ‘Абдулла аль-Бахрайни (ум. 1127/1714-15). 138. Мирза Мухаммад аль-Ахбари (ум. 1132/1719-20). 139. ‘Абдулла ас-Самахиджи (ум. 1135/1722-23). 140. Шейх Йасин аль-Бахрайни (ум. 1145/1732 33). 141. Мир Мухаммад Ибрахим, сын Мир Ма‘сума аль-Казвини (ум. 1145/1732-33). 142. Ради ад-Дин, ибн Саййид Мухаммад аль-‘Амили аль-Мусави (ум. 1168/1754-55) назвал свою работу «’Исаф зави аль-’албаб», в начале глав которой он поместил фамилии, заканчивающиеся на «йа», ориентируясь на опыт Ибн аль-Асира и ас-Суйути. 143. Мухаммад ибн Али аль-Билади (ум. 1186/1772-73). 144. Шейх Йусуф (1186/1772-73) составил «Лу’лу’ат аль-бахрайн». 145. Сайид Хусейн аль-Казвини (ум. 1208/1793-94). 146. ‘Абд ан-Наби ибн Мухаммад (ум. 1191/1777). 147. Саййид Махди Бахр аль-‘улум аль-Буруджерди ан-Наджафи (1212/1797-98). 148. Абу Али, Мухаммад ибн Исма‘ил (ум. 1215/1800-1). 149. Саййид Ахмад аль-Казими. 150. Давуд ибн аль-Хасан аль-Джаза’ири, он работал над «Ихтийар ар-риджал» аль-Кашши и «Риджал» ан-Наджаши. 151. Мухаммад Тахир ибн Мухаммад Талиб аль-Хусайни аль-Ардабили. 152. Шейх Йахйа, бывший муфтий Бахрейна. 153. Мулла Дарвиш Али аль-Ха’ири. 154. Саййид Мухсин аль-’А‘раджи аль-Казимайни (ум. 1227/1812). 155. Саййид ‘Абдулла Шуббар ибн Мухаммад Риза (ум. 1242/1826-27). 156. Мухаммад Али ибн аль-Касим аш-Шакур аль-Ха’ири (ум. 1245/1829-30). 157. Саййид Мухаммад Бакир, худджат аль-Ислам Шафти (ум. 1260/1844). 158. Шейх ‘Абд ан-Наби аль-Казими (ум. 1256/1840). 159. Мулла Али Кани ат-Техрани (ум. 1306/1888-89). 160. Шейх Муртаза аль-’Ансари (ум. 1281/1864-65). 161. Ибрахим ибн Хусейн ибн Али. 162. Хаджи Нури, Хусейн ибн Мухаммад Таки. 163. Мухаммад Таха Наджаф (ум. 1323/1905), сын Махди, сын Мухаммада Ризы ат-Табризи ан-Наджафи, написал «Иткал аль-махал». В этой книге он разделил передатчиков хадис ов на три категории: правдивые, праведные и слабые. 164. Аль-Мамакани, шейх ‘Абдулла ибн шейх Хасан (ум. 1350/1931-32). 165. Сайид Мухсин аль-‘Амили (ум. 1370/1950-51) написал «’А‘йан аш-ши‘а», тридцать четыре тома этого труда были изданы в Сирии. 166. Ака Бузург, Мухаммад Мухсин ат-Техрани написал книгу «Аз-Зари‘ат ’иля тасаниф аш-ши‘а», каждый том которой посвящен персоналиям определенного века, начиная с четвертого века хиджры. Он также написал работу по истории ‘илм ар-риджал под названием «Мусаффа аль-макал». В этой книге он приводит 600 биографий передатчиков.
Часть третья Дисциплины, связанные с ‘илм аль-хадис Во времена их возникновения существовала разница во мнениях между известными мусульманами относительно степени необходимости хадис ов. Первые два халифа, к примеру, демонстрировали полное отсутствие интереса к этому.[84] Тем не менее, после смерти Пророка (ДБАР) важность этого стала постепенно осознаваться. Осознание этого пришло со временем и было связано с тем, что религиозные ученые посчитали хадис ы вторым авторитетным источником после Корана для решения их ритуальных проблем. Важность хадис ов сильно возросла в то время, и постепенно на базе этого развилась обширная наука со множеством ответвлений. Ас-Суйути в своем введении к «Тадриб ар-рави» пишет, что в начале 2 века хиджры наука хадисоведения включала в себя три дисциплины: ‘илм тадвин аль-хадис, ‘илм аль-хадис и ‘илм усул аль-хадис. Тем не менее, на протяжении 3 века, согласно Ибн аль-Мулаккину, наука о хадис ах стала насчитывать более двухсот дисциплин. Абу Хатам, использовавший более упрощенную классификацию, упоминает о существовании пятидесяти отдельных дисциплин. Ибн Хаджар описывает различные дисциплины в более простой манере: ‘илм усул аль-хадис, ‘улум аль-хадис, ‘илм мусталах аль-хадис, и ‘илм дирайат аль-хадис (которая также включает в себя ‘илм ар-риджал).[85] Ахмад Амин в своей книге «Фаджр аль-Ислам» пишет: «Изучение хадис ов дало начало множеству наук, таких, как хронология истории, войн, а также нравов народов и отдельных людей. Это обернулось написанием биографий, таких, например, как работа Ибн Хишама. Согласно Ибн Джариру, Ибн Исхаку и аль-Балазури, их стиль и метод заключался в изложении хадис ов. Случаи из жизни Пророков прошлого (мир им) и особенности того времени, когда они (мир им) жили, наряду с хадис ами и с историями из Корана содействовали распространению литературы, связанной с прежними Пророками (мир им). Интерес к хадис ам способствовал ознакомлению с греческой, индийской и персидской философией и этикой. Развитие ‘илм аль-хадис пробудило интерес ко всем наукам, и сам хадис стал религиозным и каноническим источником и, наконец, основой кодексов и наказаний. Все это, за исключением этапа дальнейшей разработки, свидетельствует о роли ‘илм аль-хадис в развитии науки.[86] Согласно ас-Суйути, аль-Хазими считал, что ‘илм аль-хадис состоит более, чем из сотни направлений, Ибн Салах насчитал 65 различных дисциплин[87]. Ибн Халдун в своей работе по истории упоминает разные ветви ‘илм аль-хадис: знание насих (отменяющих) и мансух (отмененных) айат ов Священного Корана, ‘илм ар-риджал, ‘илм истилахат аль-хадис, изучение текста хадис а и его особенностей, исследование качеств, которыми должен обладать передатчик хадис ов, знание о правдивости передатчиков и ‘илм фикх аль-хадис [88]. Тем не менее, Хаким Аби ‘Абдулла Мухаммад ибн ‘Абдулла Хафиз ан-Нишапури в своей книге «Ма‘рифат ‘улум аль-хадис» упоминает 52 дисциплины в рамках науки хадисоведения. Принимая во внимание их важность, мы перечислим их: 1. Распознание аль-хадис аль-‘али: на странице 5 своей книги он пишет, что распознавание хадис а ‘али аль-иснад (предания, все передатчики которого известны и правдивы) являются частью ‘илм аль-хадис. Далее он упоминает, что наряду с условием, согласно которому цепочка передатчиков хадиса ‘али должна быть настолько короткой, насколько это возможно, кроме того, все передатчики должны быть правдивы. 2. Распознание аль-хадис ан-назил: на странице 7 он упоминает, что идентификация аль-хадис ан-назил также является ветвью ‘илм аль-хадис. Некоторые противопоставляли аль-хадис ан-назил и аль-хадис аль-‘али, однако такое противопоставление безосновательно. В действительности существуют разные уровни аль-хадис ан-назил, в отличиях между которыми разбираются только специалисты. В эту категорию включены хадис ы, которые нуждаются в особо пристальном изучении и исследовании. 3. Изучение вопроса о правдивости передатчиков: на странице 14 он также включает эту дисциплину в науку ‘илм аль-хадис. Биографические подробности, уровень познаний и степень осторожности передатчика являются предметом рассмотрения в данной области. 4. Знание масанид а хадис а: на странице 17 он пишет о том, что сведения о масанид е (первом человеке в цепочке передатчиков) – это очень важная тема. Между исламскими правоведами существуют разногласия относительно приемлемости хадис а, у которого нет масанида. Аль-хадис аль-муснад – это такое предание, цепочка передатчиков которого восходит к одному из известных [праведных] сподвижников Посланника Аллаха (ДБАР). 5. Исследование ар-ривайат аль-мавкуфа: на странице 19 он повествует об ар-ривайат аль-мавкуфа. Ар-ривайат аль-мавкуфа – это такой хадис, первичным источником которого является рассказ одного из [праведных] сподвижников Пророка (ДБАР). 6. Изучение тех хадис ов, первый передатчик которых не упоминается. Нишапури освещает эту проблему на странице 21. 7. Исследование вопроса о сподвижниках (ас-сахаба): оно включает в себя изучение истории жизни сподвижников из категории ансар ов (помощников) и из числа мухаджир ов (переселенцев), их положения и степени приближенности к Пророку (ДБАР). 8. Изучение аль-хадис аль-мурсал: освещая этот вопрос на странице 25, он называет данную тему одной из самых трудных разделов ‘илм аль-хадис и отмечает, что никто, кроме самых компетентных [ученых], не способен разобраться в ней. Аль- хадис аль-мурсал – это предание, рассказанное кем-либо из таби‘инов, представителей поколения, следующего за сподвижниками Пророка (ДБАР). 9. Исследование аль-хадис аль-мункати‘: на странице 27 он утверждает, что аль-хадис аль-мункати‘ отличается от аль-мурсал, хотя так же, как аль-мурсал, он восходит к одному из таби‘инов. Существует три разновидности хадисов аль-мункати‘. 10. Изучение [цепочки] передатчиков аль-хадис аль-мусалсал: на странице 29 он пишет, что есть восемь типов этого вида хадис ов. 11. Исследование аль-хадис аль-му‘ан‘ан: на странице 34 этой работы ан-Нишапури включает науку о несфабрикованных хадис ах категории аль-му‘ан‘ан (букв. «переданных») в ‘илм аль-хадис, где между передатчиками стоит «от…от…от…» во всей цепочке. 12. Изучение аль-хадис аль-мудал: на странице 36 он цитирует определение, данное Али ибн ‘Абдуллой аль-Мадини, великим ученым-мухаддисом, и его предшественниками – специалистами в области исследования хадис ов категории аль-мудал, то есть преданий, у которых утрачены две или более цепочек передатчиков. 13. Исследование аль-хадис аль-мударрадж: на странице 39 он определяет аль-хадис аль-мударрадж как предание, в которое передатчик добавил свои собственные слова или слова сподвижника или кого-либо еще в хадис. 14. Изучение [персоналий] таби‘инов (людей, принадлежащих к следующему после Пророка (ДБАР) и сподвижников поколению): на странице 41, включая исследование биографий таби‘инов в ‘илм аль-хадис, он отмечает, что это наука включает в себя несколько отдельных дисциплин. 15. Исследование [биографий] атба‘ ат-таби‘ин (людей, принадлежащих к второму поколению после Пророка (ДБАР), то есть к следующему после таби‘инов): на странице 46 он также включает эту дисциплину в ‘илм аль-хадис. 16. Изучение аль-акабир ‘ан аль-асагир: на странице 48 он относит изучение аль-акабир ’ан аль-асагир (дословно: «более великих от менее значимых», то есть хадис ов, переданных умудренными возрастом и знанием людьми от менее зрелых в каком-либо из этих отношений рассказчиков, или же активным передатчиком от менее активного в передаче хадис ов человека) к ‘илм аль-хадис. 17. Исследование [жизнеописаний] наследников сподвижников: на странице 49 он утверждает, что любой, у кого отсутствует знание предмета, непременно будет допускать ошибки в пересказе многих преданий. 18. ‘Илм джарх ва та‘дил (буквально: оспаривание достоверности, или урегулирование, или поправка): на странице 82 он отмечает, что данная наука включает в себя две разные дисциплины. 19. Знание об ас-сахих и ас-саким (в отношении хадис ов): на странице 58 он утверждает, что эта дисциплина отличается от науки ‘илм джарх ва та’дил, упомянутой выше. 20. ‘Илм фикх аль-хадис. 21. Знание о насих (отменяющих) и мансух (отмененных) хадис ах. 22. Исследование необычных слов в тексте хадис а: на странице 88 он пишет, что их изучение началось после периода атба‘ ат-таби‘ин. Среди тех, кто занимался этим, были Малик ас-Саври, Шу‘ба и другие – те, которые последовали их путем. Первым, кто написал книгу о необычных оборотах (‘илм гара’иб аль-хадис) был Надр ибн Шумайл. 23. Изучение аль-хадис аль-машхур (то есть известных): на странице 92 он делает различие между аль-хадис ас-сахих (достоверный хадис) и аль-хадис аль-машхур. 24. Исследование аль-хадис аль-гариб (странных хадис ов): он упоминает на странице 94, что оно имеет отношение к дисциплине, упомянутой выше (№ 22), ибо существуют разные аспекты необычности. 25. Исследование аль-хадис аль-муфрад (аль-хабар аль-вахид): он утверждает на странице 96, что эта категория включает в себя три вида хадис ов: во-первых, переданные кем-либо из Медины, Мекки или Куфы; во-вторых, рассказанные Имамами (мир им), в-третьих, переданные кем-либо еще, помимо людей из первых двух групп. 26. Изучение апокрифических передатчиков: знание о тех рассказчиках, которые не делали различия между передаваемым текстом [ хадис а] и их собственными словами. 27. Исследование недостающих частей хадис а: на странице 112 он утверждает, что эта наука отличается от ‘илм джарх ва та‘дил и от науки о [ хадис ах категории] ас-саким и ас-сахих. 28. Изучение аль-хадис аш-шазз (буквально: редких хадис ов): на странице 119 он определяет его как хадис, переданный только от одного правдивого передатчика. 29. Изучение пророческих преданий, которые противоречат другим хадис ам, или тех, передатчиками которых считаются основатели какой-либо из школ фикх а. 30. Распознание преданий, которым не противоречат никакие другие хадис ы [или айат ы]. 31. Изучение разных школ мухаддисов. 32. Исследование процесса запоминания хадис а (‘илм музакарат аль-хадис). 33. Исследование и распознание слов, добавленных в хадис. 34. Нахождение ат-тасхиф (описок, неправильного написания, неверной расстановки огласовок и т.д.) в рукописях. 35. Обнаружение ошибок, которые мухаддисы допустили в своих рукописных свитках хадис ов. 36. Изучение жизненного пути братьев и сестер сахаб ов, таби‘инов и их потомства вплоть до настоящего времени. 37. Изучение биографий сахаб ов, таби‘инов и таби‘ ат-таби‘инов, от которых хадис ы передавались не более, чем через одного человека. 38. Изучение [особенностей истории, быта и нравов] племен, к которым принадлежали рассказчики хадис ов из числа сахаб ов, таби‘инов и таби‘ ат-таби‘инов вплоть до настоящего момента. 39. Исследования генеалогических древ мухаддисов начиная с таковых из числа сахабов и заканчивая современными учеными в этой области. На странице 168 он указывает, что изучение происхождения было рекомендовано Пророком (ДБАР).[89] 40. Изучение имен мухаддисов: на странице 177 он пишет: «Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма’ил аль-Бухари столкнулся с непременной потребностью в изучении этого в своей книге». 41. Изучение куний («фамилий») сахабов, таби‘инов и их потомства вплоть до настоящего времени. На странице 83 он пишет, что ученые-мухаддисы написали много работ на эту тему. 42. Знание о том, какова родина передатчиков и из какой местности они ведут свое происхождение. 43. Изучение того, кто из числа передатчиков хадис ов, бывших сахабами, таби’инами и их потомками, являются мавали [90]. 44. Исследование жизненного пути и дат рождения и смерти мухаддисов. 45. Исследование титулов мухаддисов. 46. Изучение знакомых (досл. смежных) передатчиков. На странице 215 он упоминает, что эта наука отличается от дисциплины аль-акабир ‘ан аль-асагир, скорее, она относится к передатчикам, которые контактировали. 47. Исследование общего между племенами передатчиков, их родных мест, имен, прозвищ и происхождения. В этой связи он упоминает пять второстепенных дисциплин, таких, как история племен, родных мест передатчиков и т.д. 48. История войн Святого Пророка (ДБАР) и его письменных посланий правителям и другим. 49. Изучение того, кто из сподвижников, таби‘инов и их потомков были первыми в области сбора хадис ов. 50. Знание видов классификации хадис ов на разные группы, предложенные разными мухаддисами. 51. Сведения о группе рассказчиков из числа таби‘инов и их потомков, в отношении которых нет однозначного мнения относительно возможности доверять тому, насколько переданные ими хадис ы относятся к категории сахих. 52. Знание тех, кто получил иджазу от ученого на передачу хадис а.[91] В качестве дополнения ко всему сказанному следует отметить, что существуют и иные дисциплины, связанные с изучением арабской морфологии, синтаксиса и филологии. Об этом упоминает ас-Суйути в его аль-’Иткан.[92] В этой связи стоит упомянуть, что Ибн ан-Надим в своей «Китаб аль-фихрист», цитируя Мухаммада ибн Исхака и других ученых, утверждает, что Абу аль-’Асвад ад-Ду’али, первый арабский грамматик, приобрел эти знания от Имама Али ибн Аби Талиба (мир ему).[93] Учитывая это, он приводит утверждение Абу Насра, что ‘Абдуррахман ибн Хурмуз был продолжателем дела развития арабской филологии, и что Абу Са‘ид ас-Сирафи подтвердил это. Более того, Ибн ан-Надим, объясняя происхождение названия «нахв», употребляемого по отношению к арабскому синтаксису, объясняет, что Абу аль-’Асвад спросил разрешение Имама Али (мир ему) на то, чтобы сформулировать правила арабской грамматики наподобие (нахв) того, как делал это Имам Али (мир ему) в своих проповедях и письмах. Согласно Ибн ан-Надиму, у Абу аль-’Асвада ад-Ду’али арабской грамматике учились: Йахйа ибн Йа’мур, ’Анбаса ибн Ма‘дан и Маймун ибн Акран.[94] Саййид Хасан ас-Садр в своем «Та’сис аш-ши‘а», описывая истоки ‘илм дирайат аль-хадис, утверждает, что первым автором работы на эту тему был Абу ‘Абдулла Хаким ан-Нишапури, шиит (ум. 405/1014-15), и Ибн Салах, который пришел ему на смену, стал его последователем. Тем не менее, ас-Суйути в своей «Китаб аль-васа’ил фи ава’ил» утверждает, что Ибн Салах, Абу ’Амр ‘Усман ибн ‘Абдуррахман (ум. 643/1051-52), шафиит из Дамаска, впервые стал работать в области ‘илм дирайат аль-хадис. [95] Очевидно, что ас-Суйути совершенно проигнорировал абсолютную разницу [его трудов] и работы Абу ‘Абдуллы Хакима ан-Нишапури, который жил за два века до Ибн Салаха. В «Та’сис аш-ши‘а» он пишет, что первым автором книги о направлениях и сектах в Исламе был аль-Хасан ибн Муса ан-Навбахти, выдающийся ученый третьего века, который жил прежде Абу Мансура ‘Абдулкадира ибн Захира аль-Багдади (ум. 429/1037-38), Абу Бакра аль-Бакилани (ум. 403/1012-13), Ибн Хазма (ум. 456/1062-63) и аш-Шахристани (ум. 548/1153-54).[96] Автор «Аль-Адаб аль-фариси» не только подтверждает это, но и открыто заявляет о том, что аль-Хасан ибн Муса аль-Навбахти был шиитом: «Некоторые люди дома Навбахта преуспели в постижении исламских наук и стали (великими) учеными имамитского шиитского направления и были предшественниками мутакаллим ов. Они внесли большую лепту в дело обоснования идей своего направления, используя калам. Среди них был Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Муса ан-Навбахти (ум. 300 или 301 г. хиджры), автор книги «Фирак аль-ши‘а» и «Аль-’Ара ва-д-динайат»; он также был первым, кто написал книгу об аль-милал ва-н-нихал (наука о народах и сектах):[97] Автор «Тадриб ар-рави», упоминая об истоках ‘илм ’истилахат аль-хадис, отмечает, что первым автором книги на данную тему был Кади Абу Мухаммад ар-Рамхурмузи, автор «Китаб мухаддис аль-фадил», его последователями стали Хаким Абу ‘Абдулла ан-Нишапури, Абу На‘им аль ’Исфахани и аль-Хатиб аль-Багдади.[98] Учитывая, что история военных походов (аль-магази) Пророка (ДБАР) является частью ‘илм ар-риджал, автор «Та’сис аш-ши‘а» утверждает, что первым, кто затронул эту тему, был Мухаммад ибн Исхак аль-Матлаби. Помимо этого, он цитирует утверждение из «Хуласат аль-’аквал» относительно ‘Убайдуллы ибн Аби Рафи‘, который был писцом Имама Али (мир ему) и первым описал сражения Пророка (ДБАР).[99] Подтверждения этого находятся в «Ар-Риджал» ан-Надджаши.[100] Ас-Суйути, тем не менее, в своей «Китаб аль-васа’ил фи-ль-ава’ил» считает ‘Урву ибн аз-Зубайра (ум. 94/712-13) первым автором рассказов в стиле аль-магази. С точки зрения историографии, согласно «Кашф аз-зунун», первым, кто стал писать на эту тему, был Мухаммад ибн Исхак (ум. 151/768), предшественник всех писателей жанра аль-магази. Согласно ас-Суйути, первым составителем муснада был Сулейман ибн Давуд Абу Давуд ат-Тийалиси.[101] Что касается ‘илм дирайат аль-хадис, первым, кто затронул эту тему, был Саййид Джамал ад-дин ибн Муса ибн Тавус Абу-ль-Фада’ил (ум. 673/1274-75), учитель ‘Алламе ибн Мутаххара аль-Хилли. Он сформулировал новую шиитскую терминологию применительно к хадис ам (т.е. такие термины, как ас-сахих, аль-хасан, аль-мувассак и ад-да‘иф).[102] Виды хадисов В целом, с точки зрения суннитов существует три базовые категории хадис ов (ас-сахих, аль-хасан и ад-да‘иф) и четыре главные разновидности хадис ов с точки зрения шиитов (ас-сахих, аль-хасан, аль-мувассак и ад-да‘иф). В дальнейшем эта классификация развивалась как шиитами, так и суннитами. Вот наиболее общие из этих классификаций: 1. Ас-сахих: это хадис, свободный от любого изъяна, и имеющий несколько непрерывных цепочек правдивых передатчиков с более чем одним первым человеком, записавшим его (руват ‘адилун, дабитун хайр шавазз).[103] 2. Аль-хасан: это хадис, который хорошо известен и обладает заслуживающими уважения источником (махрадж) и передатчиками (руват).[104] Вот какое определение дает ему аль-Джурджани в «Ат-Та‘рифат»: «Аль-хасан – это хадис, передатчики которого обладают правдивостью и заслуживают доверия, однако он не достигает уровня аль-хадис ас-сахих. [105] 3. Ад-да‘иф: это хадис, который не обладает признаками хадис а ас-сахих либо хадис а аль-хасан. [106] 4. Аль - муснад: это хадис, цепь передатчиков которого восходит непосредственно к Святому Пророку (ДБАР). 5. Аль - мутассил (мавсул): это хадис, все участники передачи которого упоминаются последующими передатчиками. 6. Аль-марфу‘: это хадис, который восходит к одному из Непорочных (ма‘сум), да будет мир с ними, невзирая на длину цепи передатчиков. 7. Аль - мавкуф: это хадис, который восходит к кому-либо из сподвижников, вне зависимости от длины цепочки передатчиков. 8. Аль - макту‘: это хадис, рассказанный одним из таби‘инов. 9. Аль-мункати‘: это хадис, переданный от одного из таби‘инов. 10. Аль - мурсал: это хадис от какого-либо из известных таби‘инов, начинающийся словами: «Посланник Аллаха сказал…» и т.д. Существует много разновидностей такого рода хадис ов. 11. Аль - му‘дал: это хадис, у которого отсутствует две или более цепочек передатчиков. 12. Аль-мудаллас (букв. сфабрикованный): он бывает двух видов – с вымышленным текстом (матн) или со сфабрикованной цепочкой передатчиков (иснад). 13. Аш-шазз: это предание, рассказанное правдивым (сика) передатчиком, которое противоречит хадис ам, переданным иными рассказчиками. 14. Аль-гариб: существует три вида хадис ов этой категории: гариб аль-алфаз (содержащий в себе необычные слова), гариб аль-матн (необычный по содержанию) и гариб ас-санад (необычный с точки зрения иснад а). Хадис категории гариб аль-’алфаз содержит в себе непонятные выражения, гариб аль-матн – это предание, рассказанное единичным передатчиком, принадлежащим к раннему поколению рассказчиков, гариб ас-санад – это хадис, содержание которого хорошо известно через иные источники. 15. Аль - му‘ан‘ан – это хадис, в котором все передатчики соединены друг с другом посредством предлога ’ан. 16. Аль - му‘аллак – это предание, в котором отсутствуют имена одного или более передатчиков в начале цепи передатчиков. 17. Аль-муфрад, или аль-вахид – это предание, рассказанное только одним человеком, или же передатчиками, все из которых проживают в одной местности. 18. Аль-мударрадж - это хадис, чей передатчик включил свои собственные слова или фразы другого рассказчика в текст предания. 19. Аль-машхур: это предание, которое широко известно среди мухаддисов. ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|