Основные методические регламенты практического занятия
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владивостокский государственный медицинский Университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации КАФЕДРА ГИГИЕНЫ Гигиеническая оценка Качества и безопасности Водного фактора Среды обитания человека Методическая разработка Практического занятия Владивосток Содержание
Общие положения
Настоящий методический документ разработан заведующим кафедрой гигиены ГБОУ ВПО «ВГМУ Минздрава России» профессором В.А. Петровым и доцентом указанной кафедры А.Г. Черток. Разработка предназначена для студентов, обучающихся по специальностям (ФГОС 3-го поколения): 060101 – лечебное дело; 060102 – педиатрия; 060105 – медико-профилактическое дело; 060201 – стоматология; 060301 – фармация. Регламентируемое разработкой практическое занятие входит в учебный модуль «Гигиеническая оценка факторов среды обитания человека». Кроме того, методическая разработка может быть использована для подготовки контингента, проходящего обучение на последипломных этапах (интернатура, ординатура, аспирантура, сертификация специалистов, тематические усовершенствования по специальности «Гигиена»).Представляемый материал может быть востребован специалистами системы Роспотребнадзора, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор за различными объектами и участвующими в их лицензировании. В перечисленных видах подготовки разработка может быть использована в качестве пособия для методического обеспечения самостоятельной работы специалистов по повышению образовательного уровня в области гигиенической оценки факторов среды обитания. При подготовке методического документа авторы ориентировались, прежде всего, на сущность профессиональных компетенций указанных выше образовательных стандартов, а также на обеспечение возможности его использования при дистанционной форме обучения. Согласно принципам методического обеспечения практической подготовки обучаемых на кафедре гигиены контингентов, данная разработка, а также нормативные и методические документы системы Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, доступны для всех студентов и контингентов последипломной подготовки, как в обычном, так и электронном вариантах.
Методическая разработка обсуждена и утверждена на заседании кафедры 26 апреля 2012 г. протокол № 11, на заседании Учебно-методического совета факультета медико-профилактического дела и медицинской биохимии от 5 июня 2012 г., протокол № 4. Рецензенты: доктор медицинских наук, заведующий кафедрой гигиенических специальностей ФПК и ППС ГБОУ ВПО «ВГМУ Минздрава России», профессор А.А. Шепарев; доктор медицинских наук, заведующий кафедрой гигиенических дисциплин ГБОУ ВПО «ВГМУ Минздрава России», профессор В.К. Ковальчук.
Основные методические регламенты практического занятия 1 Тема практического занятия Гигиеническая оценка качества и безопасности водного фактора среды обитания человека. 2 Цели практического занятия 2.1 Закрепление теоретического материала лекционного курса по теме «Вода как фактор здоровья населения», а также рекомендуемых информационных источников в приложении к практическим задачам гигиенической оценки качества и безопасности водного фактора среды обитания человека. 2.2 Освоение обучаемыми общих принципов работы с нормативными документами по регламентации качества и безопасности водного фактора (в процессе решения ситуационных задач). 2.3 Освоение обучаемыми регламентов оформления протоколов исследования воды (для контингента последипломной подготовки). 3 Хронометраж практического занятия 3.1 Хронометраж практического занятия для додипломного этапа подготовки (таблица 1) Таблица 1
3.2 Хронометраж практического занятия для последипломных этапов подготовки (таблица 2)
Таблица 2
4 Оснащение занятия 4.1 Методические материалы 1) Петров В.А. Вода как фактор здоровья населения: лекция (в мультимедийном варианте) / В.А. Петров. – Владивосток, 2012. 2) Петров В.А. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и методические аспекты основных форм его осуществления: лекционный курс (в мультимедийном варианте) / В.А. Петров. – Владивосток, 2012. 3) Настоящая методическая разработка (выдается на кафедре в обычном варианте или обучаемые обеспечиваются электронной версией). 4) Литература, имеющаяся в библиотеке ВГМУ и методическом кабинете кафедры (представлена в соответствующем разделе разработки). 5) Бланки протоколов исследования воды. 6) Эталоны решения ситуационных задач (для преподавателя). 4.2 Наглядное обеспечение (представлено списком стендовых планшетов, а также частично настольных планшетов, продублированных в виде презентации): 1) Критерии социального благополучия отдельных стран (ВОЗ), включающие охват населения безопасным водоснабжением. 2) Основные аспекты значения водного фактора в жизнедеятельности человека (схема). 3) Физиологическое значение воды. Пластическая, структурная роль. 4) Физиологическое значение воды. Каталитическая роль. 5) Физиологическое значение воды. Вода – универсальный растворитель. 6) Физиологическое значение воды. Вода - один из основных факторов поддержания нормального осмотического давления в крови и тканях. 7) Физиологическое значение воды. Вода - один из факторов обеспечения кислотно-щелочного равновесия в организме. 8) Физиологическое значение воды. Вода - необходимое условие всасывания пищевых компонентов в кишечнике. 9) Физиологическое значение воды. Вода - непременный участник всех метаболических и энергетических процессов. 10) Физиологическое значение воды. Водный фактор – обязательный элемент процессов анаболизма и катаболизма. 11) Гигиеническое значение воды (схема) 12) Народнохозяйственное значение воды.
13) Динамика использования воды в Северной Америке, км3/год. 14) Динамика использования воды в Южной Америке, км3/год. 15) Динамика использования воды в Европе, км3/год. 16) Динамика использования воды в Африке, км3/год. 17) Динамика использования воды в Австралии и Океании, км3/год. 18) Динамика использования воды в Азии, км3/год. 19)Собственные водные ресурсы, на душу населения в год в некоторых странах. 20) Нормы хозяйственно-бытового водопотребления для населенных пунктов. 21) Заболевания инфекционной природы, связанные с водным фактором. 22) Заболевания неинфекционной природы, связанные с водным фактором. 23) Отравления и поражения, связанные с водным фактором. 24) Отравление… чистой водой (выдержки из статьи в АиФ, посвященной водной интоксикации). 25) Основные источники загрязнения водных объектов (схема). 26) Пути загрязнения вод Мирового океана (схема). 27) Виды загрязнения воды. 28) Факторы самоочищения водоемов. 29) Классификация источников водоснабжения. 30) Атмосферные воды. 31) Общая характеристика атмосферных вод. 32) Подземные воды. 33) подземные источники водоснабжения (схема). 34) общая характеристика подземных межпластовых вод. 35) Поверхностные воды. 36) Общая характеристика поверхностных вод. 37) Минерализованные и термальные воды. 38) Общая характеристика минерализованных и термальных вод. 39) Классы и методы обработки воды подземных источников водоснабжения (по ГОСТ 2761-84). 40) 1 класс. 41) 2 класс. 42) 3 класс. 43) Показатели качества воды подземных источников водоснабжения (по ГОСТ 2761-84). 44) Гигиеническая классификация подземных вод по степени выраженности влияния техногенного фактора (СП 2.1.5.1059-01). 45) Классы и методы обработки воды поверхностных источников водоснабжения (по ГОСТ 2761-84). 46) 1 класс. 47) 2 класс. 48) 3 класс. 49) Показатели качества воды поверхностных источников водоснабжения (по ГОСТ 2761-84). 50) Сапробионты (сапробы). 51) Организмы — показатели сапробности водоема. 52) Общие требования к питьевой воде (схема). 53) Контролируемые показатели качества питьевой воды по СанПиН 2.1.4.1074-01. 54) Критерии определения опасности веществ, загрязняющих питьевую воду (СанПиН 2.1.4.1074-01). 55) Требования к питьевой воде по микробиологическим и паразитологическим показателям по СанПиН 2.1.4.1074-01. 56) Обобщенные показатели безвредности воды по химическому составу (СанПиН 2.1.4.1074-01). 57) Нормативы содержания неорганических веществ в питьевой воде по СанПиН 2.1.4.1074-01. 58) Нормативы содержания некоторых органических веществ в питьевой воде по СанПиН 2.1.4.1074-01. 59) Нормативы содержания вредных химических веществ в питьевой воде, поступающих и образующихся в процессе ее обработки в системе водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1074-01). 60) Требования к питьевой воде по органолептическим показателям(СанПиН 2.1.4.1074-01). 61) Требования к питьевой воде по показателям общей a- и b- активности(СанПиН 2.1.4.1074-01). 62) Схема хозяйственно-питьевого водопровода при заборе воды из подземного водоносного горизонта. 63) Схема хозяйственно-питьевого водопровода при заборе воды из поверхностного водоисточника. 64) Схемы водопроводной сети в поселении. 65) Нормативы качества воды горячего водоснабжения (СанПиН 2.1.4.2496-09). 66) Классификация категорий качества питьевых вод, расфасованных в емкости (СанПиН 2.1.4.1116-02). 67) Шахтный колодец (рисунок). 68) Общий вид шахтного колодца из железобетонных колец. 69) Трубчатый колодец (рисунок). 70) Мелкотрубчатый колодец (рисунок). 71) Система искусственного восполнения подземных вод открытого типа из поверхностных вод с инфильтрационными бассейнами и береговой инфильтрацией. 72) Нормативы, которым должна отвечать вода нецентрализованного водоснабжения по органолептическим показателям (СанПиН 2.1.4.1175-02). 73) Нормативы, которым должна отвечать вода нецентрализованного водоснабжения по химическим показателям (СанПиН 2.1.4.1175-02). 74) Нормативы, которым должна отвечать вода нецентрализованного водоснабжения по микробиологическим показателям (СанПиН 2.1.4.1175-02). 75) Классификация методов улучшения качества питьевой воды. 76) Характеристика сорбционных методов. 77) Мембранные методы. 78) Характеристика мембрано-фильтрационных процессов. 79) Решетка с ручным отделением крупных отходов. 80) Горизонтальный отстойник (схема). 81) Вертикальный отстойник (схема). 82) Принципиальная схема устройства фильтра для очистки воды. 83) Двухслойный скорый фильтр (схема). 84) Двухпоточный скорый фильтр (схема). 85) Контактный осветлитель (схема). 86) Микрофильтр (схема). 87) Биологический фильтр (схема). 88) Методы обеззараживания воды. 89) Характеристика хлорирования воды. 90) Зависимость величины и вида остаточного хлора от введенной дозы хлора. 91) Приоритетные для питьевой воды галогеносодержащие соединения. 92) Мероприятия по уменьшению образования ХОС в питьевой воде. 93) Варианты озонирования. 94) Характеристика озонирования воды. 95) Преимущества ультрафиолетового обеззараживания (УФО) воды. 96) Недостатки ультрафиолетового обеззараживания (УФО) воды. 97) Фотоокислительные комбинированные технологии. 98) Преимущества фотоокислительных комбинированных технологий. 99) Специальные методы обработки воды. 100) Соединения фтора, используемые для фторирования воды. 101) Законодательные мероприятия охраны водоемов. 102) Технические и технологические мероприятия, направленные на сокращение количества сточных вод и уменьшение их опасности. 103) Схема безотходного производства с оборотным водоснабжением. 104) Санитарно-технические мероприятия, направленные на очистку и обеззараживание сточных вод. 105) Количество водопроводов в РФ из поверхностных источников (%), не имеющих необходимого комплекса очистных сооружений и обеззараживающих установок. 106) Санитарно-эпидемиологические мероприятия по охране водоемов. 107) Первый пояс (пояс строгого режима) зоны санитарной охраны водоисточников (схема). 108) Второй и третий пояса (пояса ограничений) зоны санитарной охраны водоисточников (схема). 109) Защитные полосы (схема). 110) ЗСО для поверхностных водотоков (рек, каналов). 111) ЗСО для поверхностных водоемов (водохранилищ, озер). 112) ЗСО для подземных водоисточников. 113) Воронка депрессии и границы I пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины. 4.3 Техническое обеспечение 1) Аппарат для демонстрации презентаций. 2) Экран. 3) Калькуляторы. 5 Учебные вопросы для самостоятельной подготовки обучаемого контингента 1) Физиологическое значение водного фактора. 2) Гигиеническое значение водного фактора. 3) Народнохозяйственное значение воды. 4) Эпидемиологическое значение водного фактора. 5) Виды загрязнения водоемов. 6) Общая характеристика загрязнения водоемов. 7) Процессы самоочищения волы в водоемах. 8) Классификация источников водоснабжения. 9) Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснабжения. 10) Общая методология выбора источников водоснабжения по санитарно-эпидемиологическим критериям. 11) Особенности регламентации качества и контроля воды поверхностных источников водоснабжения. 12) Особенности регламентации качества и контроля воды подземных источников водоснабжения. 13) Основные гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения; основы его нормирования. 14) Основные гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем горячего водоснабжения; основы его нормирования. 15) Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. 16) Основные гигиенические требования к качеству питьевой воды, расфасованной в емкости; основы его нормирования. 17) Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения. 18) Методы улучшения качества питьевой воды (водоподготовки); их гигиеническая характеристика 19) Основные направления санитарной охраны водоёмов. 20) Законодательные мероприятия по охране водоемов. 21) Технические и технологические мероприятия, направленные на сокращение количества сточных вод и уменьшение их опасности. 22) Санитарно-технические мероприятия, направленные на очистку и обеззараживание сточных вод. 23) Санитарно-эпидемиологические мероприятия по охране водоемов. 6 Учебный материал по теме практического занятия Предваряя конкретный учебный материал, следует особо указать, что в рамках данного практического занятия закрепляется освоение обучаемыми дидактического содержания лекции и рекомендуемых информационных источников, посвященных гигиеническим проблемам водного фактора среды обитания человека. Эти вопросы достаточно полно и на современном уровне освещаются в лекции «Вода как фактор здоровья населения», в рекомендуемых информационных источниках, степень усвоения которых контролируется на данном занятии. Следует отметить также, что материал разработки разграничен по уровню учебной работы с ним. Часть материала подлежит усвоению, другая часть – знакомству. В соответствующих разделах методического документа о принадлежности к уровню работы с ними сделаны соответствующие пометки: «усвоение», «знакомство». 6.1 Понятия и термины в области гигиенической оценки водного фактора среды обитания человека (усвоение) Понятийный аппарат или базис является основой основ освоения любого раздела гигиенической науки и практики. Речь идет, прежде всего, о терминологии, знание которой представляет собой основу для усвоения дидактического материала. Гигиенические аспекты водного фактора в данном плане – не исключение. В связи с указанным, ниже приводится краткий словарь понятий и терминов, с изучения которого необходимо начинать работу по освоению этого важного раздела учебной дисциплины. Краткий словарь понятий и терминов в области гигиенической оценки водного фактора среды обитания человека
Продолжение
Продолжение
Продолжение
Продолжение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|