Система общетехнических стандартов.
Содержание Система стандартов. Структура стандартов. Порядок разработки стандартов Практические занятия *П.З. № 3 Технологическая и техническая документация Л. 2, С. 94-102 Методические указания В зависимости от специфики объекта стандартизации и устанавливаемых к нему требований разрабатываются стандарты следующих видов (ГОСТ Р1.0—92): основополагающие стандарты; стандарты на продукцию и услуги; стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Для удобства учета и пользования стандарты объединены в системы и группы. Категории стандартов, действующих на территории России: ГОСТ Р — государственный стандарт РФ; ОСТ — отраслевой стандарт; ТУ — технические условия; СТП — стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений); СТО — стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов, ассоциаций и других общественных объединений); ГОСТ — межгосударственный стандарт СНГ; ИСО — международный стандарт. Межгосударственные и международные стандарты действуют на территории РФ только после утверждения Госстандартом. Все стандарты имеют единую структуру, которая включает в себя: область распространения; содержательную (основную) часть стандарта; информационные данные. Область распространения стандарта — объекты стандартизации, объединенные единством требований данного стандарта. Для правильного применения стандарта важны четкость изложения и однозначность понимания области его распространения. Стандарты, как правило, содержат технические требования к изделию, правила его приемки и методы испытаний. Стандарт может содержать такие разделы, как требования к конструкции, маркировке, требования к хранению, конструкции и т. п. Часто в стандартах имеются приложения. Наряду со стандартами не редко возникает необходимость использования технических документов и правил федеральных органов, ответственных за выполнение защиты прав потребителя, таких как: технические условия; строительные нормы и правила; правила федеральных надзорных органов; региональные нормативные документы.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие виды стандартовразрабатываются? 2. В чем их суть? 3. Какие категории стандартов действуют на территории России? 4. Какую структуру имеют стандарты? 5. Какие технические документы и правила федеральных органов, ответственные за выполнение защиты прав потребителя используются в России? Тема 2.4 Система организационно – методических стандартов. Содержание Нормативные документы по стандартизации. Основные стандарты системы ГСС. Международные организации по стандартизации. Международные стандарты качества Практические занятия *№ 4 Нормативная документация на продукцию Л. 2, С. 132-137 Методические указания Основные принципы государственная система стандартизации ( ГСС) в России: Усиление правовых основ стандартизации. Устанавливаемые стандартами технические нормы должны опираться на соответствующие правовые нормы законодательства (законы о стандартизации и метрологии, технические законодательные акты по конкретным объектам стандартизации и т. д.), причем правовые нормы гармонизируются с аналогичными международными и национальными стандартами. Международной организацией по стандартизации ИСО утверждена серия 9000 международных стандартов, устанавливающих требования к системам обеспечения качества. Стандарты серии 9000 приняты многими странами и оказали большое влияние на обеспечение качества. Они постоянно совершенствуются. В версии 2000 в РФ приняты следующие стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000—2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»; ГОСТ Р ИСО 9001—2001 «Системы менеджмента качества. Требования»; ГОСТ Р ИСО 9004—2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»; ГОСТ Р ИСО 9000—2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества. Данный стандарт может использоваться: организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества; организациями для уверенности в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками; пользователями продукции; заинтересованными организациями в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества; сторонами, консультирующими или проводящими обучение по системе менеджмента качества; разработчиками соответствующих стандартов. ГОСТ Р ИСО 9001—2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества в случаях: если организация нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителя и соответствующим обязательным требованиям; если организация ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей, постоянно улучшая и обеспечивая соответствие продукции обязательным требованиям. Основные положения данного стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида поставляемой продукции. Недавно появившиеся стандарты серии 14000 связаны с особым вниманием мировой общественности к вопросам экологии. В серию 14000 входят следующие стандарты: ISO 14001 «Системы управления качеством окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию»; ISO 14004 «Системы управления качеством окружающей среды. Общие принципы управления качеством окружающей среды, системы качества и поддерживаюшая техника»; ISO 140010 «Руководство по аудиту окружающей среды»; ISO 140011 — 1 «Руководство по аудиту окружающей среды. Процедура аудита.Часть. 1. Аудит систем управления качеством окружающей среды»; ISO 14012 «Руководство по аудиту окружающей среды. Квалификационные требования к аудиторам». Эти стандарты согласованы со стандартами серии 9000.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое ГСС, в чем ее задача? 2. Что такое ИСО? 3. Какие стандарты ею приняты? 4. Где используются стандарты ИСО 9000? 5. Где используются стандарты ИСО 14000?
Раздел 3 Сертификация *Тема 3.1 Основные понятия и определения сертификации Содержание Цели сертификации. Законодательная база сертификации. Области применения и объекты сертификации Л. 2, С. 143-147 Методические указания По определению Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и Международной организации по стандартизации (ИСО) сертификация — это действие, проводимое с целью подтверждения соответствия изделия или процесса определенным стандартам или техническим условиям. Данное определение позволяет широко трактовать это понятие и иметь многообразные формы сертификации. Сертификация — это гарантия потребителю того, что продукция соответствует стандарту или определенным требованиям качества. Сертификация базируется на стандартах, и в ее основе лежат испытания по нормам сертификации. Сертификация осуществляется в целях: создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Сертификация является методом объективного контроля качества продукции, ее соответствия установленным требованиям. Ее разделяют на обязательную и добровольную, на самосертификацию и сертификацию третьей стороной. Обязательная сертификация является средством государственного контроля за безопасностью продукции. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции. Самосертификация выполняет все необходимые действия и заявляет об этом специальным документом или простановкой знака сертификации на продукции, либо сопроводительным документом. При этом потребитель получает информацию о методах испытаний, применяемых на предприятии. Сертификация третьей стороной осуществляется системой органов, формально не относящихся ни к изготовителю, ни к потребителю продукции. В эту систему органов входят официальные центры (лаборатории) по испытаниям, инспектирующие органы и национальные организации по стандартизации. Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с Законом о сертификации. В систему сертификации могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое сертификация? 2. Для чего необходима сертификация? 3. Какие виды сертификации существуют? 4. В чем их суть? 5. Как создается система сертификации?
*Тема 3.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|