Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Горизонтальное разделение труда




директор

 

заместители директора

       
   
 
 

 


1 2 3

 

 

Вертикальное разделение труда

 

директор

 
 


заместитель директора

 
 


начальник цеха

 
 


начальник участка

 
 


бригадир

 
 


рабочий

 

3. персонал — не только средство достижения целей организации, но и производитель продукта, от его работы зависит эффективность всей работы организации. Человек это центральная фигура любой организации.

4. технологии - средство, с помощью которого сырьё преобразуется в товар.

Складывающаяся технология характеризуется тем, что все работы в рамках организации, хотя и направлены на достижение какого-то конечного результата, но обычно слабо связаны друг с другом, и завершенность им придает последняя операция. Например, при создании агрегата участники процесса по отдельности работают на кого-то одного, кто собирает конечный продукт.

Последовательная технология предполагает, что работы в организации вытекают друг из друга, и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая, как происходит, например, на конвейерной сборке.

Связанная технология означает, что работы взаимно обусловливают друг друга, но при этом не обязательно в строгой последовательности. Так, съемка эпизодов фильма происходит совсем не обязательно в той очередности, в которой они будут смонтированы в окончательном виде.

Групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, прокладка трассы) последовательно или параллельно в зависимости от ситуации.

Внешняя среда организации — это совокупность условий и элементов, которые находятся за пределами организации, но, тем не менее, могут влиять на его поведение и деятельность.

Внешняя среда организации

 
 


среда прямого воздействия среда косвенного воздействия

микроокружение макроокружение

потребители состояние экономики

поставщики ресурсов научно технический прогресс

конкуренты политика

законы и гос. органы международные события

профсоюзы

 

Раздел 2. Функции менеджмента в рыночной экономике

Тема 2.1. Цикл менеджмента.

Вопрос:

Цикл менеджмента - основа управленческой деятельности. Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Сущность, значение и содержание функций менеджмента.

ВОПРОС 1.

Цикл – это совокупность процессов, совершаемых в течении определенного времени.

Функция менеджмента - это вид управленческой деятельности, который осуществляется особыми способами.

Цикл менеджмента – это последовательное выполнение функций менеджмента.

       
   
 
 

4 1

функции

управления

3 2

       
   
 
 


Функция планирования предусматривает выполнение следующих действий:

1. определение миссии предприятия;

2. установление целей организации;

3. определение стратегии поведения организации и составляющих его структур;

4. разработку политики и процедур регламентирующих поведение объектов управления в организации;

5. формирования производственной программы организации.

Планирование позволяет:

ü поддерживать непрерывность и пропорциональность производства;

ü способствовать рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов

Функция организации нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Она предполагает:

1. формирование структуры организации (определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание);

2. обеспечение всем необходимым (оборудованием, персоналом, денежными средствами и т.д.).

Данная функция обеспечивает согласование всех элементов системы.

Функция мотивации – состоит в создании производственных условий, внутренне побуждающих работников к действиям. Работники предприятия должны не просто работать, а качественно работать. Для этого менеджер использует различные стимулы, как материальные, так и моральные.

Данная функция способствует росту производительности труда, повышению качества продукции, создает условия для укрепления производственной и трудовой дисциплины.

Функция контроля заключается в наблюдении за ходом производственных процессов и выявлении отклонений. Она предполагает наблюдение, проверку всех сторон деятельности, учёт и анализ.

Данная функция обеспечивает действенную оценку хода и результатов производства создает условия для осуществления \менеджером необходимой корректировки деятельности предприятия.

 

Функции менеджмента находятся в определённом круговороте и составляют замкнутый цикл менеджмента. Функции взаимно связанны и взаимообусловлены: ни одно звено из этой цепи не выкинешь.

Тема 2.2. Планирование деятельности коллектива.

 

Вопрос:

1. Содержание, цели и задачи планирования. Виды планов.

2. Методы планирования.

3. Процесс стратегического планирования:

А) миссия; цели;

Б) анализ внешней среды; управленческое обследование внутренних слабых и сильных сторон

В) анализ стратегических альтернатив; выбор, реализация и оценка стратегии.

4. Тактическое (текущее) планирование.

ВОПРОС 1.

Планирование – это формирование образа будущего в сознании субъекта.

Планирование – это процесс принятия конкретных решений позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем.

Цель планирования – это обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач

Важнейшими целями в планировании на предприятиях являются: объём продаж, прибыль, доля на рынке.

Этапы планирования:

1. прогнозирование;

2. выяснение и выбор вариантов развития;

3. формулирование целей;

4. разработка программы действий и составление графика работ;

5. формирование бюджета.

Задачи планирования:

1. определение ожидаемых опасностей

2. определение предполагаемых возможностей развития организации.

3. обоснование стратегий, целей и задач которые планирует осуществить организация

4. планирование средств достижения поставленных целей и задач

5. определение потребности ресурсов их объёмов и структуры

6. внедрение разработанных планов

7. контроль за выполнением планов.

Виды планов:

Планы – цели, представляют собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем.

Планы для повторяющихся действий – предписывают сроки действий и порядок осуществления в стандартных ситуациях.

Планы для неповторяющихся действий – составляются для решения специфических проблем.

По срокам выполнения, планы делятся на долгосрочные - сроком свыше пяти лет; среднесрочные - от года до пяти и краткосрочные - до года.

ВОПРОС 2.

Можно выделить несколько методов планирования:

Бюджетные методы – основаны на составлении таблиц (бюджетов) в которых представлено поступление или распределение ресурсов по подразделениям и сферам деятельности.

Балансовые методы – основаны на взаимной увязке бюджетов поступления и распределения ресурсов в рамках планового периода. Данный метод предполагает составление баланса:

 

Источники ресурсов Распределение ресурсов
Остаток на начало периода Текущее потребление
Внешнее поступление Реализация на сторону
Внутренняя экономия Резервы
Резервы Остаток на конец периода
Баланс Баланс

Нормативный метод – предполагает, что в основу плановых заданий закладываются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции. Данный метод используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому методу.

Математические методы представляют собой точное математическое описание экономического процесса с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, графиков и др.)

Графические методы предполагают составление различных схем выполнения поставленной задачи.

ВОПРОС 3.

 

А) Стратегическое планирование предполагает разработку планов деятельности всего предприятия в целом.

Стратегический план – это детальный план, в котором определены миссия организации, её цели и задачи, способы и программа их выполнения.

Процесс стратегического планирования

Определение анализ внешней среды изучение

миссии и целей альтернативных

анализ внутренней среды стратегий

 
 


оценка хода реализация выбор

реализации стратегии стратегии стратегии

Миссия – это определение направлений деятельности организации, выделение основных принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе.

Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность.

Б) Анализ внешней среды включает:

1. анализ потребителей и конкурентов,

2. анализ правовой среды (изучение законов)

3. анализ экономической среды (темпы инфляции, уровень занятости, состояние экономики)

4. анализ социальной среды (структура населения, потребности, стиль жизни).

5. анализ экологической среды (климатические и географические особенности).

Анализ внутренних факторов организации должен оценить:

позволяют ли внутренние силы воспользоваться возможностями;

какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.

Анализ сильных и слабых сторон предприятия – осуществляется с помощью SWOT – анализа.

 

SWOT – это аббревиатурное обозначение сильных сторон (strengths), слабых сторон (weaknesses), благоприятных возможностей (оopportunities), факторов угрозы (threats).

В)

ограниченный рост

(установление цели от достигнутого)

внешний рост

альтернативные рост (присоединение к орга-

стратегии (ежегодное низации других произ

наращивание целей) водств)

 

внутренний рост

(увеличение выпуска

продукции или расши-

рение ассортимента)

 

отсечение лишнего

сокращение (отделение неперспективных

(рационализация подразделений)

и переориентация

развития)

ликвидация

сочетание сокращение и переориентация

(изменение пропорций в

производстве продукции)

Выбор стратегии – это выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи

Факторы, влияющие на выбор стратегии:

       
   
 
 

 


риск знание прошлых реакция на владельцев фактор времени

стратегий

 

Реализация стратегии – это комплекс действий, способствующих правильному распределению ресурсов и утверждению плана работы.

 

ВОПРОС 4.

Тактическое планирование – уточнение, коррекция, дополнение, т.е. конкретизация стратегии.

Тактика одна из форм выражения стратегии.

Тактическое планирование – это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий.

Тактика – это определенные шаги, ступени по направлению к общей цели.

Стадии процесса тактического планирования

 
 


подготовка плана принятие плана

(сбор, систематизация и уточнение

информации, её анализ, уточнение

целей и задач, определения меро-

приятий подлежащих включению

в план)

 

Текущее планирование – это то, чем ежедневно занимается менеджер на предприятии.

Оно осуществляется на срок до одного года.

Стадии текущего планирования:

выявление определение предварительный

проблемы возможных выбор одного из

действий возможных действий

 

окончательны выбор анализ возможных

действий последствий

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...