Горизонтальное разделение труда
директор
заместители директора
1 2 3
Вертикальное разделение труда
директор заместитель директора начальник цеха начальник участка бригадир рабочий
3. персонал — не только средство достижения целей организации, но и производитель продукта, от его работы зависит эффективность всей работы организации. Человек это центральная фигура любой организации. 4. технологии - средство, с помощью которого сырьё преобразуется в товар. Складывающаяся технология характеризуется тем, что все работы в рамках организации, хотя и направлены на достижение какого-то конечного результата, но обычно слабо связаны друг с другом, и завершенность им придает последняя операция. Например, при создании агрегата участники процесса по отдельности работают на кого-то одного, кто собирает конечный продукт. Последовательная технология предполагает, что работы в организации вытекают друг из друга, и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая, как происходит, например, на конвейерной сборке. Связанная технология означает, что работы взаимно обусловливают друг друга, но при этом не обязательно в строгой последовательности. Так, съемка эпизодов фильма происходит совсем не обязательно в той очередности, в которой они будут смонтированы в окончательном виде. Групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, прокладка трассы) последовательно или параллельно в зависимости от ситуации. Внешняя среда организации — это совокупность условий и элементов, которые находятся за пределами организации, но, тем не менее, могут влиять на его поведение и деятельность.
Внешняя среда организации среда прямого воздействия среда косвенного воздействия микроокружение макроокружение потребители состояние экономики
поставщики ресурсов научно технический прогресс
конкуренты политика
законы и гос. органы международные события профсоюзы
Раздел 2. Функции менеджмента в рыночной экономике Тема 2.1. Цикл менеджмента. Вопрос: Цикл менеджмента - основа управленческой деятельности. Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Сущность, значение и содержание функций менеджмента. ВОПРОС 1. Цикл – это совокупность процессов, совершаемых в течении определенного времени. Функция менеджмента - это вид управленческой деятельности, который осуществляется особыми способами. Цикл менеджмента – это последовательное выполнение функций менеджмента.
4 1 функции управления 3 2 Функция планирования предусматривает выполнение следующих действий: 1. определение миссии предприятия; 2. установление целей организации; 3. определение стратегии поведения организации и составляющих его структур; 4. разработку политики и процедур регламентирующих поведение объектов управления в организации; 5. формирования производственной программы организации. Планирование позволяет: ü поддерживать непрерывность и пропорциональность производства; ü способствовать рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов Функция организации нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Она предполагает:
1. формирование структуры организации (определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание); 2. обеспечение всем необходимым (оборудованием, персоналом, денежными средствами и т.д.). Данная функция обеспечивает согласование всех элементов системы. Функция мотивации – состоит в создании производственных условий, внутренне побуждающих работников к действиям. Работники предприятия должны не просто работать, а качественно работать. Для этого менеджер использует различные стимулы, как материальные, так и моральные. Данная функция способствует росту производительности труда, повышению качества продукции, создает условия для укрепления производственной и трудовой дисциплины. Функция контроля – заключается в наблюдении за ходом производственных процессов и выявлении отклонений. Она предполагает наблюдение, проверку всех сторон деятельности, учёт и анализ. Данная функция обеспечивает действенную оценку хода и результатов производства создает условия для осуществления \менеджером необходимой корректировки деятельности предприятия.
Функции менеджмента находятся в определённом круговороте и составляют замкнутый цикл менеджмента. Функции взаимно связанны и взаимообусловлены: ни одно звено из этой цепи не выкинешь. Тема 2.2. Планирование деятельности коллектива.
Вопрос: 1. Содержание, цели и задачи планирования. Виды планов. 2. Методы планирования. 3. Процесс стратегического планирования: А) миссия; цели; Б) анализ внешней среды; управленческое обследование внутренних слабых и сильных сторон В) анализ стратегических альтернатив; выбор, реализация и оценка стратегии. 4. Тактическое (текущее) планирование. ВОПРОС 1. Планирование – это формирование образа будущего в сознании субъекта. Планирование – это процесс принятия конкретных решений позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем. Цель планирования – это обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач Важнейшими целями в планировании на предприятиях являются: объём продаж, прибыль, доля на рынке. Этапы планирования: 1. прогнозирование; 2. выяснение и выбор вариантов развития;
3. формулирование целей; 4. разработка программы действий и составление графика работ; 5. формирование бюджета. Задачи планирования: 1. определение ожидаемых опасностей 2. определение предполагаемых возможностей развития организации. 3. обоснование стратегий, целей и задач которые планирует осуществить организация 4. планирование средств достижения поставленных целей и задач 5. определение потребности ресурсов их объёмов и структуры 6. внедрение разработанных планов 7. контроль за выполнением планов. Виды планов: Планы – цели, представляют собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Планы для повторяющихся действий – предписывают сроки действий и порядок осуществления в стандартных ситуациях. Планы для неповторяющихся действий – составляются для решения специфических проблем. По срокам выполнения, планы делятся на долгосрочные - сроком свыше пяти лет; среднесрочные - от года до пяти и краткосрочные - до года. ВОПРОС 2. Можно выделить несколько методов планирования: Бюджетные методы – основаны на составлении таблиц (бюджетов) в которых представлено поступление или распределение ресурсов по подразделениям и сферам деятельности. Балансовые методы – основаны на взаимной увязке бюджетов поступления и распределения ресурсов в рамках планового периода. Данный метод предполагает составление баланса:
Нормативный метод – предполагает, что в основу плановых заданий закладываются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции. Данный метод используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому методу. Математические методы представляют собой точное математическое описание экономического процесса с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, графиков и др.)
Графические методы предполагают составление различных схем выполнения поставленной задачи. ВОПРОС 3.
А) Стратегическое планирование предполагает разработку планов деятельности всего предприятия в целом. Стратегический план – это детальный план, в котором определены миссия организации, её цели и задачи, способы и программа их выполнения. Процесс стратегического планирования Определение анализ внешней среды изучение миссии и целей альтернативных анализ внутренней среды стратегий
оценка хода реализация выбор реализации стратегии стратегии стратегии Миссия – это определение направлений деятельности организации, выделение основных принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе. Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность. Б) Анализ внешней среды включает: 1. анализ потребителей и конкурентов, 2. анализ правовой среды (изучение законов) 3. анализ экономической среды (темпы инфляции, уровень занятости, состояние экономики) 4. анализ социальной среды (структура населения, потребности, стиль жизни). 5. анализ экологической среды (климатические и географические особенности). Анализ внутренних факторов организации должен оценить: позволяют ли внутренние силы воспользоваться возможностями; какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Анализ сильных и слабых сторон предприятия – осуществляется с помощью SWOT – анализа.
SWOT – это аббревиатурное обозначение сильных сторон (strengths), слабых сторон (weaknesses), благоприятных возможностей (оopportunities), факторов угрозы (threats). В) ограниченный рост (установление цели от достигнутого) внешний рост альтернативные рост (присоединение к орга- стратегии (ежегодное низации других произ наращивание целей) водств)
внутренний рост (увеличение выпуска продукции или расши- рение ассортимента)
отсечение лишнего сокращение (отделение неперспективных (рационализация подразделений) и переориентация развития) ликвидация сочетание сокращение и переориентация (изменение пропорций в производстве продукции) Выбор стратегии – это выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи Факторы, влияющие на выбор стратегии:
риск знание прошлых реакция на владельцев фактор времени стратегий
Реализация стратегии – это комплекс действий, способствующих правильному распределению ресурсов и утверждению плана работы.
ВОПРОС 4. Тактическое планирование – уточнение, коррекция, дополнение, т.е. конкретизация стратегии. Тактика одна из форм выражения стратегии. Тактическое планирование – это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактика – это определенные шаги, ступени по направлению к общей цели. Стадии процесса тактического планирования
подготовка плана принятие плана (сбор, систематизация и уточнение информации, её анализ, уточнение целей и задач, определения меро- приятий подлежащих включению в план)
Текущее планирование – это то, чем ежедневно занимается менеджер на предприятии. Оно осуществляется на срок до одного года. Стадии текущего планирования:
выявление определение предварительный проблемы возможных выбор одного из действий возможных действий
окончательны выбор анализ возможных действий последствий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|