Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Незнание общества, в котором живем




 

 

Юрий Андропов сказал (а Горбачев потом повторил) важную вещь: "Мы не

знаем общества, в котором живем". Это было, пожалуй, главным условием успеха

всей кампании манипуляции сознанием советских людей. Они не знали, что могут

потерять, что надо защищать, чего нельзя ломать. Но положение и не

изменилось, мы так и не знаем общества, в котором живем - манипуляторы

специально описывают его в ложных понятиях. Но мы этого не замечаем - ведь

общество вокруг нас, как же мы можем его не знать! Гегель подчеркивал, что

"знакомое еще не есть познанное". Часто именно то, что кажется нам привычным

и само собой разумеющимся, с наибольшим трудом поддается постижению в четких

понятиях.

Фатально ли это незнание? Нет, оно не только не фатально, оно уже даже

постыдно. Поведение России оказывается совсем не аномальным и даже нисколько

не странным, а вполне правильным, если глядеть на нее не через очки

евроцентризма, а применить хорошо уже разработанное в науке представление о

двух разных типах общества: современном и традиционном.

Беда в том, что всю историю видели мы через очки Запада - и изучали

общество только западное. Мы учили перипетии споров в Сенате Рима и схваток

между Дантоном и Робеспьером, но почти ничего не знаем о цивилизациях

ацтеков, Китая и Индии, не говоря уж об Африке. И для осмысления нашей

истории и бытия мы применяли аппарат евроцентризма, со всеми его понятиями,

идеалами и мифами. Особенно когда господствовал истмат с идеей "правильной"

смены общественных формаций. Беда разразилась, когда во время перестройки

евроцентризм стал официальной догмой.

Современное общество возникло в Западной Европе на обломках

традиционного общества Средневековья. Те цивилизации, где такой глубокой

ломки не произошло, продолжали развиваться в условиях той или иной

разновидности традиционного общества. Россия - как в облике Империи, так и в

образе СССР - была классическим примером традиционного общества.

Названия "традиционный" и "современный" условны и не вполне удачны,

смысл их уже не отражается выбранными словами. Кроме того, само слово

"современный" для многих звучит как положительная оценка. Но раз уж эти

названия давно вошли в обиход, лучше не изобретать новых. Понятия

"современное" и "традиционное" общество есть абстракции. В чистом виде эти

модели нигде не встречаются. Любое самое примитивное общество в какой-то

мере модернизировано. А любое общество Запада (скажем, США) несет в себе

какие-то архаические черты - не только как пережитки, но и порождает их в

своем развитии. Нарисуем два образа крупными мазками.

Эти образы слеплены усилиями множества ученых. Много сделали историки,

работавшие в ключе не истмата, а "цивилизационного подхода" - не

разглядывали жизнь через призму классовой борьбы и смены формаций, а

описывали зарождение, развитие и гибель той или иной цивилизации как

организма. Крупные философы искали метафоры и аналогии, чтобы уловить и

объяснить разницу двух типов общества. К.Поппер назвал их открытое и

закрытое общество. Он крайне отрицательно относился к обществу традиционному

(закрытому) и сделал меткие замечания. Например, он писал: "Закрытое

общество в его лучших образцах можно сравнить с организмом". А далее

объяснял, почему атомизированное гражданское общество не имеет черт

организма - "поскольку ничто в организме не соответствует одной из важнейших

характеристик открытого общества - конкуренции за статус его членов".

В 60-70-е годы ХХ века появилось много философских работ, в которых для

лучшего понимания сути Запада проводилось сравнение с обществом

традиционным. Это работы о языке и цензуре, о власти, о тюрьмах и больницах,

о школе, о скуке и многом другом. Важным для нашей темы было то направление

в анализе культуры, которое начал М.М.Бахтин. Его анализ "культуры смеха" в

период Возрождения дает представление целого среза нашей проблемы.

Огромный материал накопили этнографы, изучавшие оставшиеся на Земле

"примитивные общества". Поскольку эти работы сделаны в основном учеными

Запада, они всегда включали в себя сравнение Запада с традиционным

обществом. После войны такой сравнительный анализ стал большой программой.

Она вобрала в себя огромный материал наблюдений. В ней приняли участие

виднейшие антропологи (К.Леви-Стросс, К.Лоренц, М.Сахлинс) и психологи

(например, Э.Фромм). Много дало исследование японского стиля управления

фирмами. В США были иллюзии: стоит только разгадать секрет, обучиться

трем-четырем приемам, и можно с успехом внедрить японский стиль на фирмах

США. Все оказалось сложнее, речь шла о глубоких различиях культур.

Таковы основные источники научного знания о традиционном обществе. Это

знание материалистическое, оно не включает в себя мистических понятий, не

нуждается в обращении к мифам и тайнам загадочной души - русской, китайской

и т.д. Все выводы можно проверить наблюдением и логикой, что и является

признаком научного знания.

Помимо науки над нашей проблемы трудилось искусство. Оно создало

другой, еще более обширный запас знания, "записанного" в художественных

образах. Некоторые писатели приближались к осознанному сопоставлению двух

типов общества (когда отражали столкновение цивилизаций, как, например, Лев

Толстой). В целом два массива знания - научное и художественное - не

противоречат друг другу, а дополняют. Это подтверждает верность научной

концепции традиционного общества.

Часто считают, что в промышленно развитых странах везде сложилось

современное общество. Это неверно. Степень промышленного развития не есть

существенный признак. Япония - развитая промышленная страна, сохранившая

главные черты традиционного общества. А плантации в Зимбабве - очаги уклада

современного общества. Перечислим входящие в ядро признаки, позволяющие

отнести конкретное общество к тому или иному типу.

Понятие пространства и времени. Картина мироздания служит той базой, на

которой строятся представления об устройстве общества. "Естественный порядок

вещей" - важнейший довод идеологии. В фундаменте современного общества лежит

идея свободы. Для ее становления было важно новое представление о

пространстве, данное Ньютоном. Хотя мысль о бесконечности Вселенной была уже

у Джордано Бруно, лишь ньютоновская механика убедила человека в этой идее.

Человек же традиционного общества видит мироздание как Космос -

упорядоченное целое, с каждой частицей которого человек связан мириадами

невидимых нитей, струн. К.Э.Циолковский говорил, что Земля - колыбель

человека, Космос - его дом. Вот штрих: более полувека в мире ведется две

технически сходные программы, в которых главный объект называется совершенно

разными терминами. В СССР (теперь России) - космос, в США - sрace

(пространство). У нас космонавты, там - астронавты.

Столь же различны и представления о времени. У человека традиционного

общества ощущение времени задавалось Солнцем, Луной, сменами времен года,

полевыми работами - время было циклическим и не разделенным на маленькие

одинаковые отрезки. У всех народов и племен был миф о вечном возвращении.

Научная революция разрушила этот образ: время стало линейным и необратимым.

Идея устремленного вперед времени (и идея прогресса) не заложены в нашем

мышлении естественным образом, это - недавние приобретения культуры.

Конечно, русские, включившись в промышленное развитие, восприняли

научные представления о пространстве и времени, но так, что прежнее

мироощущение при этом не было сломано. Научные представления, как

инструменты, сосуществуют с космическим чувством.

Отношение к миру. Космос, в центре которого находился человек,

созданный по образу и подобию Бога, обладает святостью (Гегель назвал

традиционное общество "культурой с символами"). Десакрализация (лишение

святости) мира началась уже в Реформации и завершилась в ходе Научной

революции, которая представила мир как простую механическую машину.

Разделение человека (субъект) и мира (объект) сделало отношение к миру в

современном обществе рациональным. В традиционном обществе человек сохранил

"естественный религиозный орган" (способность видеть священный смысл в том,

что современному человеку кажется обыденным, профанным, технологическим), и

он просто кожей, босыми ногами ощущает глубокий смысл бытия, хотя бы он и

был атеист.

Святость мира и включение в него человека порождает в традиционном

обществе единую для всех этику. Современное общество "открыто" в том смысле,

что его не ограничивают барьеры, в которых "замкнуто" традиционное общество

- ни Бог, ни общая (тоталитарная) этика, ни озоновый слой.

Глубоко различно отношение к земле. Недаром важнейшей проблемой реформы

в России стало снятие священного смысла понятия земля. Идеологи разрушают

это понятие как символ, имеющий для народов России религиозное содержание. В

дебатах о собственности на землю этот священный смысл отбрасывается

исключительно грубо. Подчеркивается, что земля - не более чем средство

производства и объект экономики.

Антропологи специально рассматривают смысл Земли в культуре

"незападных" народов. Земля - особое измерение Природы, то духовное

пространство, в котором происходит встреча с мертвыми. Запрет на продажу

земли является абсолютным, экономические расчеты при этом несущественны.

Например, индейцев чаще всего приходилось просто уничтожать - выкупить землю

не удавалось ни за какие деньги. В 1995 г. так были поголовно уничтожены два

племени в Южной Америке.

Утрата естественного религиозного органа привела Запад к сугубо

рациональному мышлению и замене качеств их количественными выражениями (или

суррогатами). Запад "знает цену всего и не знает ценности ничего" (еще

сказано: "то, что может иметь цену, не имеет святости"). Напротив, освящение

многих явлений, общественных отношений и институтов (например, Родины,

Государства, Армии, Труда) - важнейшая сторона культуры российских народов.

Огромное значение в традиционном обществе приобретает авторитет, не

подвергаемый проверке логикой. В гражданском же обществе проверка и

разрушение авторитетов стали не только нормой, но и принципом бытия,

вытекающим из понятия свободы.

Представление о человеке. В современном обществе человек - свободный

атом, индивидуум. Ин-дивид (лат.) = а-том (греч.) = неделимый (рус.). В

России смысл понятия индивид широкой публике даже неизвестен. Здесь человек

в принципе не может быть атомом - он "делим". Он есть личность как

средоточие множества человеческих связей. Он "разделен" в других и вбирает

их в себя. Здесь человек всегда включен в солидарные структуры

(патриархальной семьи, деревенской и церковной общины, трудового коллектива,

пусть даже шайки воров). Этот взгляд очень устойчив и доминирует в России в

самых разных идеологических воплощениях, что и является важнейшим признаком

для отнесения ее к традиционному обществу. Современное общество требует

разрушения общинных связей и превращения людей в индивидуалистов, которые

уже затем соединяются в классы и партии, чтобы вести борьбу за свои

интересы.

Из понятия человека-атома вытекало новое представление о частной

собственности как естественном праве. Именно ощущение неделимости индивида,

его превращения в обособленный мир породило глубинное чувство собственности,

приложенное прежде всего к собственному телу. Произошло отчуждение тела от

личности и его превращение в собственность. В традиционном обществе понятие

"Я" включает в себя и дух, и тело как неразрывное целое. Отсюда - разное

отношение к проституции, гомосексуализму, эвтаназии, рынку рабочей силы и

другим проблемам "распоряжения" своим телом.

Отсюда и разное отношение ко многим правам, прежде всего, к праву на

жизнь, на пищу. В традиционном обществе всегда сильна уравниловка - право на

внерыночное получение некоторого минимума жизненных благ, принципиально

отвергаемое в современном обществе (бедные есть отверженные).

Уравниловка в России заложена в подсознание, в корень цивилизации.

Изменения в идеологии не меняют этого подспудного чувства. Даже в период

рыночного энтузиазма общественное мнение было жестко уравнительным. В

октябре 1989 года на вопрос "Считаете ли вы справедливым нынешнее

распределение доходов в нашем обществе?" 52,8% ответили "не справедливо", а

44,7% - "не совсем справедливо". Что же считали несправедливым 98% жителей

СССР? Считали распределение недостаточно уравнительным. 84,5% считали, что

"государство должно предоставлять больше льгот людям с низкими доходами" и

84,2% считали, что "государство должно гарантировать каждому доход не ниже

прожиточного минимума". Это и есть четкая уравнительная программа.

Тип хозяйства. С древности различают два типа хозяйства. Один -

экономия, что означает "ведение дома" (экоса). Она не обязательно сопряжена

с движением денег, ценами рынка и т.д. - это производство и коммерция в

целях удовлетворения потребностей. Другой - хрематистика (рыночная

экономика). Она нацелена на накопление богатства, накопление как высшую цель

деятельности. В России хрематистика не смогла занять господствующего

положения: породив острые противоречия, она в начале ХХ века привела к

революции. Нет заметных успехов в ее насильственном внедрении и сегодня.

Огромный эксперимент по медленному и очень осторожному включению элементов

хрематистики в структуры традиционного общества происходит в Азии, в рамках

модернизации без разрушения.

Господство рыночной экономики в современном обществе было связано с

новым, необычным с точки зрения традиций отношением к собственности,

деньгам, труду и превращению вещи в товар. Содержание всех этих понятий

настолько различается в современном и традиционном обществах, что нередко

представители разных культур, даже из числа специалистов, просто не понимают

друг друга, хотя формально говорят об одном и том же.

Принципиальные различия между хозяйством современного и традиционного

общества показал А.В.Чаянов в своем анализе крестьянского двора в сравнении

с фермером - капиталистическим предприятием на земле. Большое значение имеет

и глубокое различие в отношении к деньгам - та "философия монеты", которая

складывалась в течение пяти веков на Западе в недрах протестантской этики.

Идея Т.Гайдара "внедрить монетаризм в России в течение 1992 года" - или

фарс, или паранойя.

Представление о государстве. Уже Лютер и Кальвин произвели переворот в

идее государства. Раньше оно даже обосновывалось, приобретало авторитет

(легитимировалось) через божественное откровение. В нем был представитель

божественного порядка - монарх, помазанник Божий, и все подданные были, в

каком-то смысле, его детьми. Государство было патерналистским и не

классовым, а сословным. Лютер обосновал возникновение классового

государства, в котором представителем Бога стал уже не монарх, а класс

богатых. Богатые стали носителями власти, направленной против бедных.

Гражданское общество породило тот тип государства, который Гоббс назвал

"Левиафаном" - библейским чудовищем. Только такой наделенный мощью,

бесстрастием и авторитетом страж мог ввести в законные рамки конкуренцию -

эту войну всех против всех. Его легитимация производится снизу по принципу

"один человек - один голос".

В традиционном и современном обществах складываются очень различные,

поразительно несхожие системы права. Право традиционное настолько кажется

странным человеку Запада, что он искренне считает традиционное общество

"неправовым". Напротив, приложение норм права гражданского общества к

традиционному (что случалось во многих частях света в периоды

"модернизаций") наносит людям и целым народам тяжелые травмы, которые порой

достигали уровня геноцида. В праве традиционного общества большую роль

играет общая (тоталитарная) этика. Вот маленький пример. В 70-е годы, во

время очередной волны "освоения опыта развитых стран" ГАИ СССР предлагалось

ввести в практику скрытное патрулирование на автомобилях с гражданскими

номерами, фотографирование нарушителей скрытой камерой и др. методы западной

дорожной полиции. После обсуждения ГАИ отказалась от этих приемов как

неэтичных, содержащих элемент провокации. Это - этика тоталитарной культуры.

А вот этика манипуляции. В США в одном штате полиция установила на

главных магистралях знак "Притормози! Впереди проверка на наркотики". Часть

водителей после этого знака на первом же перекрестке сворачивала на местную

дорогу. Там их и поджидала полиция. Как объяснил деятель полиции, "всякий,

кто сворачивает на эту дорогу, имеет на то единственную причину, если только

не живет здесь". Водители "сами" разделились на безупречных и

подозрительных, а подозрительные "сами" направились к месту, где их

поджидала полиция.

Россия в облике СССР была государством традиционного типа, которое

легитимировалось "сверху" через не подвергаемый логической проверкой

авторитет идеологии. Хранителем ее ("жреческим сословием") могла быть только

негосударственная структура - КПСС. Обе стороны в Конституционном суде в

1992 г. ("суд над КПСС") показали непонимание самого типа советского

государства и роли в нем партии.

Насколько было широким это непонимание, показывает тот факт, что общий

смех вызывало зрелище единогласно принимаемых решений в Верховных Советах.

Это - типичный ритуал голосования в традиционном обществе (в то время как в

парламентах Запада голосование есть ритуал, символизирующий "рынок" -

конкуренцию). Антрополог Леви-Стросс специально подчеркивал: "Почти во всех

абсолютно обществах, называемых "примитивными", немыслима сама идея принятия

решения большинством голосов, поскольку социальное единство и доброе

взаимопонимание считаются более важными, чем любая новация. Поэтому

принимаются лишь единодушные решения".

В целом, традиционное общество строится в соответствии с метафорой

семьи, а современное - метафорой рынка. Это само по себе не несет оценочной

нагрузки. Приписывать тому или иному типу общества чудодейственные

достоинства, гарантии благополучия - неправомерно. Это - чаще всего есть

следствие идеологической заинтересованности или же наивного увлечения.

Исторические обстоятельства в условиях глубокого кризиса могут каждое

общество толкнуть в самый страшный коридор.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...