Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отбор кандидатов на должность судьи.




ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ.

I. ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ.

Идея: существует, чтобы исключить возможность давления на судью и обеспечить законность и справедливость судебных решений.

Сущность: ст. 120 КРФ – судьи независимы и подчиняются только КРФ и ФЗ. Суд, при рассмотрении дела установив несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

 

К ВОПРОСУ О НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ:

Различают независимость в институциональном и в содержательном аспектах.

Независимость в институциональном аспекте означает, что судебные учреждения (т.е суды как органы, как институция) ни при ком не состоят, они отдельны, обособлены, сами при себе. Они представляют собой институционально-самостоятельную систему.

Данная составляющая принципа независимости реализована: суды никуда не входят, ни при ком не состоят, не являются частью каких-либо других органов государственной власти, они институционально независимы и обособлены.

Дополнительной гарантией институциональной независимости являются такие принципы, как:

- правосудие осуществляется только судом ст. 118 ч.1 КРФ – никакой другой орган власти осуществлять правосудие не может, эта функция монопольно принадлежит судам

- запрещается создание чрезвычайных судов (этот же принцип в П.5 «Основных принципов независимости суд органов» ООН 1985 г.) ч.3. ст.118 КРФ, т.к. власть для чрезвычайных целей их создает, он не может быть независимым по определению, это прямая угроза уничтожения независимости суда, он создается для обслуживания вполне определенных политических задач и интересов власти.

 

Независимость в содержательном аспекте – беспристрастность.

 

ст. 5 ФКЗ «О судебной системе» говорит об ответственности за оказание незаконного воздействия на судей, присяжных, арбитражных, а также за иное вмешательство в деятельность суда.

Основные принципы независимости судебных органов (ООН, 1985) устанавливают беспристрастность судебных органов при рассмотрении дел; также говорится о запрете неправомерного или несанкционированного вмешательства в процесс правосудия. Эти нормы запрещают государственным органам и другим субъектам вмешиваться в осуществление судами правосудия. Этот запрет подкреплен установлением УО за оказание влияния на суд.

 

Независимость в содержательном аспекте распадается на механизмы объективной и субъективной беспристрастности.

Объективная беспристрастность – это то, что зависит от закона, субъективная – то, что зависит от конкретного судьи.

МЕХАНИЗМЫ ОБЪЕКТИВНОЙ БЕСПРИСТРАСТНОСТИ.

Объективная беспристрастность – создание изначально законодателем условий независимости суда от других государственных институтов, внешних условий функционирования судебной власти.

Как сделать так, чтобы обеспечить подчинение судей только закону:

I. ПЕРВЫЙ ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА ОБЪЕКТИВНОЙ БЕСПРИСТРАСТНОСТИ.

Обеспечить такой порядок отбора и назначения судьи, который не вызывал бы сомнений в его приверженности только интересам правосудия, а не политическим, корпоративным или иным интересам, и при этом исключал бы какую бы то ни было дискриминацию.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи:

1) гражданство

2) высшее юридическое образование;

3) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

4) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

5) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

7) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

 

Судьей КС РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

Судьей ВС РФ, ВАС РФ - 35 лет, стаж - не менее 10 лет;

Судьей верховного суда субъекта, окружного (флотского) военного суда, ФАСО, ААС - 30 лет, стаж не менее 7 лет;

Судьей АССФ, РС, гарнизонного военного суда, а также МС - 25 лет, стаж - не менее 5 лет.

 

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления. (а обвинение судьи не влечет прекращения его деятельности, только влечет приостановление)

Статья 4.1. говорит о медицинском освидетельствовании претендента на должность судьи

Отбор кандидатов на должность судьи.

При наличии вакансии председатель суда информирует квалиф коллегию. Объявляется конкурс на замещение должности.Гражданин, соответствующий требованиям, собирает пакет документов, который предоставляет в экзаменационную комиссию, сдает квалификационный экзамен (принимает у него экзаменационная комиссия, состоящая при квалификационной коллегии судей). Если он сдает экзамен, он участвует в конкурсе. Конкурс проводит квалификационная коллегия судей. Учитывается стаж работы на должности судьи, качество и оперативность рассмотрения дел, стаж работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «заслуженный юрист», наличие ученой степени. Квалификационная комиссия может рекомендовать для назначения на должность судьи не одного, а нескольких; также она может отказать в рекомендации абсолютно всем, если не соответствуют все. Тогда объявляется новый конкурс путем размещения публикаций в СМИ. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Но также Председатель может не согласиться с квалификационной коллегией и отклонить всех кандидатов.

? – проблема роли Председателя суда, т.е. проблема существования судей-начальников. Можно ли быть независимым, если столь велика роль Председателя суда?

В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения. Представление вносится на имя Председателя ВС РФ либо ВАС РФ. А те в свою очередь вносят представление Президенту РФ, ибо всех федеральных судей, кроме судей высших судов, назначает Президент. Судьи назначаются Президентом РФ по представлению Председателей ВС РФ и ВАС РФ соответственно. Президент рассматривает внесенные кандидатуры в течение 2х месяцев. Президент вправе назначить либо отклонить. В случае отклонения он не обязан мотивировать свое решение (в отличие от квалификационной коллегии судей, которая должна мотивировать и отказ, и рекомендацию, и потому ее решение может быть обжаловано в суд, а решение Президента – нет).

Если назначается судья Высшего суда, то представление вносится Президенту, он вносит представление в СФ ФС, а тот уже назначает судей без объяснений. Отказ естественно тоже не нуждается в объяснениях.

 

II. ВТОРОЙ ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА ОБЪЕКТИВНОЙ БЕСПРИСТРАСТНОСТИ.

Формирование такого механизма приостановления и прекращения полномочий судьи, который обеспечивал бы его независимость, исключал бы возможность освобождения его от должности кроме как по причине неспособности исполнять свои обязанности или за поведение, делающее его несоответствующим занимаемой должности.

 

Основные принципы независимости судебных органов – основные гарантии

Основания приостановления и прекращения полномочий судьи могут быть разделены на дискредитирующие (порочащие) основания и недискредитирующие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...