Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Принцип свободного доступа к правосудию.




Ст. 46 КРФ – Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод

В Конституции РФ закреплено в статье 46 п.1 право граждан на защиту своих интересов в суде.

Сущность принципа свободного доступа к правосудию состоит в отсутствии чрезмерных необоснованных правовых и практических препятствий для рассмотрения дела в суде.

 

ЭЛЕМЕНТЫ:

1) СУБЪЕКТНЫЙ – свобода и равенство доступа всех субъектов к суду (кто вправе обратиться в суд)

2) КОМПЕТЕНЦИОННЫЙ - закреплена универсальная компетенция суда

А) предметный критерий – отвечает на вопрос «что может стать предметом судебного рассмотрения, предметом судебной деятельности». Предметная область задается принципом разделения властей. В суд можно принести все, но так, чтобы не нарушить принцип разделения властей. Суд не должен подменять собой иные ветви власти. Любой юридический вопрос, не нарушающий принципа разделения властей;

Б) территориальный критерий – суды должны быть доступны территориально.

Мало сказать – все имеют право на судебную защиту, необходимо обеспечить еще и территориальную доступность судов.

К примеру, первое звено системы арбитражных судов – АССФ, а учитывая размеры некоторых субъектов, доступность правосудия становится проблемой. Именно поэтому существуют постоянные судебные присутствия арбитражных судов – это вынесенные территориально подразделения суда, которые расположены не там, где суд, а в других мелких городах для обеспечения территориальной доступности правосудия (пример о Красноярском крае).

Также проблема территориальной доступности решается с помощью видеоконференцсвязи.

Также территориальная доступность судов – это удобное расположение зданий судов (парковка, пандусы, лифты для инвалидов).

НЕТ РОССИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИИ, НА КОТОРУЮ НЕ РАСПРОСТРАНЯЛАСЬ БЫ ЮРИСДИКЦИЯ РОССИЙСКИХ СУДОВ.

В) темпоральный/временной критерий

Правосудие осуществляется 365 дней в году, 24 часа в сутки.

Государственная власть отправляется непрерывно.

Достаточное количество судов и судей обеспечит право на рассмотрение дела в разумный срок

3) ПРАВИЛО ОРДИНАРНОГО СУДА И ДОЛЖНОГО СУДЬИ

Это институциональный элемент принципа свободного доступа к правосудию.

Ординарный суд это обычный суд, создание чрезвычайных судов запрещено.

Возможно ли существование сословных судов? (военные суды)

Ст. 47 КРФ: Никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом.

4) ФИНАНСОВЫЙ

Предполагает разумные судебные издержки, разумный размер государственной пошлины по гражданским делам, финансовая доступность квалифицированной юридической помощи

5) ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ – состязательность в процессе ст.123 КРФ – Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон

Состязательность – такая форма организации судопроизводства, для которой характерны строгое расчленение функций обвинения, защиты и разрешения дела между прокурором (частным обвинителем), обвиняемым (защитником) и судом. Характерны процессуальное равноправие сторон обвинения и защиты, разбирательство дела путем полемики сторон перед независимым и беспристрастным судом. Суд отправляет правосудие, он не оправдывает и не обвиняет, он только разрешает дело по существу.

Суд освобожден от обвинительного уклона.

Суд не ищет преступника, не борется с преступностью, не раскрывает преступления, это функции не свойственны суду (это функция стороны обвинения). Судьи не должны задавать вопросов ни обвинительного, ни оправдательного характера, чтобы никто не мог заподозрить их в симпатии к прокурору или обвиняемому à Пассивность суда в состязательном процессе. (эта пассивность лишь в собирании доказательств, но не пассивность в ходе разбирательства: ходом процесса суд руководит активно). Современные представления о состязательности были сформированы под влиянием серии Постановлений Конституционного Суда.

Советский процесс был следственным (антипод состязательности): суд сам собирает доказательства, не ограничиваясь доказательствами, которые дают стороны процесса. Невольно собирая доказательства, получал обвинительный уклон правосудия (даже если государственный обвинитель отказался от обвинения, суд все равно продолжает разбирательство по делу).

Постановление Конституционного Суда от 20 апреля 1999 года. Этим постановлением было признано несоответствующим конституции продолжение судебного разбирательства и вынесения обвинительного приговора при отказе прокурора от обвинения.

 

Постановление Конституционного Суда от 14 января 2000 года: право суда самому возбуждать уголовное дело было признано несоответствующим Конституции (в отличие от советского суда, который был вправе и обязан возбуждать уголовное дело).

 

Ст. 246 УПК – Участие обвинителя в рассмотрении дела обязательно.

 

Суд не имеет обязанности раскрывать преступления, эта функция несвойственная суду.

Усиление защиты интересов потерпевшего (который выступает на стороне обвинения).

Стадия предварительного расследования не носит состязательного характера! (следствие собирает доказательства вины, а защита на предварительном следствии практически лишена возможности сама собирать доказательства à центр процессуальной активности у стороны обвинения, у органов предварительного следствия и дознания). Апофеоза состязательность достигает в суде присяжных.

Чисто состязательного процесса в мире нет. Современных процесс – процесс состязательный, но с элементами следственности, это смешанный процесс (присутствуют элементы активности суда). Состязательность это не просто организация процесса, это в первую очередь инфраструктура состязательности окружающая суд (один из элементов такой инфраструктуры – доступность юридической помощи), наличие многих условий эту состязательность, обеспечивающих ее функционирование состязательности.

III. ПРИНЦИП ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ.

 

"Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". cт.49 п.1 Конституции РФ

 

Презумпция – общее правило, отображающее устойчивые, неоднократно повторяемые и наблюдаемые связи между фактами, событиями, явлениями, состояниями, свойствами.

 

Правовая презумпция – закрепленное в законе правило, предполагающее наличие или отсутствие фактов до представления доказательств противного, т.е. пока не опровергнуто, предполагается данный факт. Это т.н. опровержимая презумпция. Или существует неопровержимая презумпция – правило, запрещающее опровержение этих фактов.

 

Применение презумпции состоит в том, что при наличии одного факта делается вывод о существовании другого факта. Последний выводится из первого, презюмируется.

 

Примеры презумпции:

1) признание вины – царица доказательств

-если подсудимый признает свою вину, это лучшее доказательство его виновности, основано на том, что невиновный на себя наговаривать не будет

2) свидетельство родителей против своего ребенка – родитель никогда своего ребенка оговаривать не будет

3) незнание закона не освобождает от ответственности - это факт, выводимый из первого, а презумпция такова:

Опубликованные и доведенные до всеобщего сведения законы известны всем, ст.15 ч.3 КРФ: подлежат применению только опубликованные и доведенные до всеобщего сведения законы

Конечно, редко, но бывают исключения из этого правила

4) невиновности

ст 49 ч.1 КРФ – пример правовой презумпции, противоречащей тому логическому понятию презумпции, которое мы дали выше. Презумпция основывается на основе обобщения опыта, и потому логичнее ввести презумпцию виновности. Обвинительных приговоров гораздо больше, чем оправдательных.

Презумпция в логике - это результат обобщения опыта, и здесь опыт бы заставил нас ввести презумпцию виновности.

 

Сущность: пока нет вступившего в законную силу обвинительного приговора, каждый считается невиновным.

 

Следствия презумпции невиновности:

1) Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность

2) Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого

3) Действует на всех стадиях уголовного процесса, значит, будучи презумпцией в лице государства, государство и его должностные лица обязаны относиться к обвиняемому как к невиновному. Хотя, конечно, субъективно сторона обвинения уверена в виновности.

Даже суд надзорной инстанции должен руководствоваться презумпцией невиновности, хотя там же пересматривается приговор уже вступивший в законную силу. И даже в надзоре гражданин не обязан оправдываться.

Предположение невиновности может быть опровергнуто только в установленном законом порядке. Если этот порядок не соблюден, лицо должно быть оправдано.

Ст. 50 ч.2 КРФ – доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть положены в основу судебного акта.

Недоказанная виновность в юридическом отношении приравнивается к доказанной невиновности, т.е. оставление под подозрением не допускается. Наступает полная реабилитация, т.е. полное восстановление прав лица, нарушенных незаконным осуществлением УГ преследования. Гл.18 УПК устанавливает порядок реабилитации лиц, в отношении которых постановлен оправдательный приговор.

 

Внутрипроцессуальные следствия: отсутствие бремени доказывания невиновности, отношение в процессе как к невиновному, пока не вынесен приговор.

Внепроцессуальные (социальные) следствия презумпции невиновности:

1) Лицо, обвиняемое в совершении преступления, не может фигурировать в СМИ как несомненный преступник;

2) До вступления приговора в силу лицо не может быть лишено семейных, социальных, избирательных, трудовых и других прав

3) Органы предварительного следствия обязаны собирать не только изобличающие, но и оправдывающие доказательства, т.к. в силу презумпции невиновности обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

 

Существуют неопровержимые презумпции, отличные от фикций (объявление несуществующего существующим): к УО можно привлечь по общему правилу с 16 лет, а за отдельные преступления – возраст УО 14 лет. На чем основано это правило? На том, что предполагается неопровержимым образом, что до достижения этого возраста отдавать себе отчет в совершаемых действиях с такой степенью, чтобы можно было вменить лицу совершение преступлений, ребенок не может. Конечно, можно найти детей, и в 12 лет прекрасно понимающих и совершивших преступление осознанно, но презумпция неопровержимая, потому до 14 ВООБЩЕ не привлекается к УО.

 

Но, подавляющее большинство правовых презумпций – опровержимые, в т.ч. о незнании закона.

 

IV. ПРИНЦИП ЯЗЫКА СУДОПРОИЗВОДСТВА.

Суть принципа: Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке; Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК; Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой, им свободно избранный в качестве языка общения.

 

СТАТЬЯ 10 ФКЗ «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ»:

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Судопроизводство и делопроизводство у МС и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Однако, если суд располагает доказательствами того, что лицо владеет языком судопроизводства, оно не имеет право избирать какой-либо «экзотический» язык, с целью затруднить судопроизводство.

Помимо языка судопроизводства и делопроизводства, в законе «О языках народов России» говорится о делопроизводстве в правоохранительных органов РФ (государственный язык РФ) и субъектов (РФ или республики)

Документы оформляются на государственном языке Российской Федерации, если гражданин, обратившийся за совершением нотариального действия, не владеет тем языком, на котором ведется делопроизводство.

«О государственном языке РФ»:

Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию во всех видах судопроизводства и во всех судах

Этот принцип также закреплен в других федеральных законах (в процессуальном законодательстве), право на пользование услугами переводчика.

1) Ст. 33 ФКЗ «о КС РФ»

2)Ст. 9 ГПК (или)

3)Ст.18 УПК

4)Ст.24.2 КоАП (наряду с государственным языком производство может вестись на государственном языке республики)

5)Ст.12 АПК

Формулировки весьма противоречивы: «на государственном языке РФ, а также на государственном языке республики», в другом случае фигурирует союз «или».

 

Принцип языка судопроизводства распадается на 2 элемента:

1) Устная коммуникация (естественно, либо на русском, либо на государственном языке республики с предоставлением переводчика; решается путем участия в процессе переводчика)

2) Оформление, составление процессуальных документов – письменная коммуникация

 

1) УПК подчеркивает, что переводчик предоставляется бесплатно, обеспечивает суд. Только УПК!

Иные кодексы не делают такого акцента на бесплатности.

«Лицам предоставляется ПРАВО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УСЛУГАМИ ПЕРЕВОДЧИКА».

В ГПК установлено, что расходы на переводчика могут входить в состав судебных расходов, а судебные расходы взыскиваются с проигравшей стороны.

В ГПК также по поводу переводчика существует дифференциация в зависимости от того, является лицо, нуждающееся в переводчике, гражданином РФ или иностранным гражданином. В уголовном процессе иностранные граждане также получат переводчика бесплатно.

2) Элемент письменной коммуникации распадается на 2 части:

А) на документы, которые суду подает лицо, не владеющее языком судопроизводства;

Б ) на порядок составления судебных документов судом и вручение этих документов лицу, которое не владеет языком

Ст. 18 УПК специально устанавливает, что документы, подлежащие вручению субъекту (подозреваемому, обвиняемому, подсудимому), не владеющему языком судопроизводства, должны быть переведены на его родной язык.

Но такого правила нет ни в ГПК, ни в АПК, ни в КоАП.

Лицо, не владеющее языком, имеет право подавать жалобы и заявления на своем родном языке, т.е. может обращаться на своем языке не только устно, но и письменно. А процессуальные документы будут составляться на языке судопроизводства, и норма о том, что их надо переводить для такого лица, есть только в УПК.

 

Этот принцип проходит через целый ряд законов (о языках народов России, о государственном языке РФ), закреплен во всех процессуальных кодексах, регулирует разнообразные аспекты осуществления правосудия – от языка, на котором функционирует сам суд, до проблемы перевода процессуальных документов, вручаемых участнику процесса уже исходя из того, что он не владеет языком, на котором ведется судопроизводство.

 

V. ПРИНЦИП ТРАНСПАРЕНТНОСТИ ПРАВОСУДИЯ (открытость судебной власти и судебных органов)

Сущность: состоит в открытости всех аспектов жизни судебной власти. Не просто доступ публики в залы судебных заседаний, но в значительной степени более широкое понимание открытости, открытость вообще информации о деятельности судов, органов судейского сообщества, в судоустройственном и судопроизводственном смысле.

Смысл этого принципасоздание механизма общественного контроля за правосудием, механизма, обеспечивающего доверие к суду. Тайное, закрытое правосудие – первейшая угроза прав и свобод личности, ведь суд есть сосредоточие колоссальной власти, а демократия требует подконтрольности всякой власти, в т.ч. и судебной. Смысл общественного контроля в том, чтобы судьи не превращались в неприкасаемую касту жрецов. Суд, конечно, сам по себе независим, но в то же время требует обратного контроля со стороны общества. Этот контроль требует открытости информации о деятельности судов.

Элементы:

1) Гласность заседаний – публика свободно допускается в залы судов

Разбирательство во всех судах открытое, публичное – ст. 123 ч.1 КРФ

Закрытое разбирательство допускается в случаях, предусмотренным ФЗ

Основания для проведения закрытых заседаний (слушание дела в закрытом режиме):

-дела о государственной тайне

-дела об усыновлении

-дела, связанные с коммерческой тайной

-дела против несовершеннолетних

-дела, связанные с половой неприкосновенностью личности

 

Доступ публики объективно ограничен обстоятельствами: всех впустить нельзя.

Залы судебных заседаний должны быть такими, чтобы можно было обеспечить доступ публики в судебное заседание.

 

2) Информация о делах и судебных решениях

Публика вправе знать о содержании судебных решений, публикующихся в Интернете, о том, какое дело будет слушаться, публика вправе получать доступ к материалам дел

 

3) Открытость информации о порядке назначения судей на должность и о снятии их с должности.

Вопрос: является ли открытой процедура назначения судей? Только на начальном этапе: известно только то, что объявляется конкурс. И затем, на конечном этапе, когда Президент подписывает указ о назначении. Процедура назначения также должна быть открытой и гласной. Деятельность органов судейского сообщества также является предметом этой открытости.

4) Ознакомление с опубликованными текстами судебных актов

Согласно ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ», в сети Интернет размещаются тексты судебных актов. Решения по гражданским и административным делам размещаются после их принятия, а приговоры – после их вступления в законную силу

Ст.15 ч.3 устанавливает правила, обеспечивающие баланс между защитой персональных данных и открытостью информации о рассмотрении дел в судах: из текста исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов судей, прокурора, адвоката. Вместо исключенных персональных данных используются обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

Положения о государственной и иной охраняемой законом тайне также исключаются. Если дело слушается в закрытом режиме(например, о Г тайне), то решение будет опубликовано, но с изъятием сведений, составляющих государственную тайну.

Не публикуются судебные акты:

А) затрагивающие безопасность государства

Б) возникающие из семейно-правовых отношений

В) о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности

Г) об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным

Д) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и психиатрическом освидетельствовании

Е) о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния

Ж) об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции

5) доступ к самим материалам дел, как находящихся еще в производстве, так и находящихся уже в архиве

Чтобы ознакомиться с материалами дела, хранящегося в архиве, информация, содержащаяся в деле, не должна составлять охраняемой законом тайны.

С делом, которое находится на рассмотрении, ознакомятся могут только участники процесса.

Информацию публика может получить через запрос информации о деятельности судов, ст.18.

НО: познакомиться с доказательствами таким образом все равно нельзя, можно послать лишь запрос, в нем ставятся вопросы кто, где, когда, но нельзя, к примеру, спросить о наличии в деле определенной справки, нельзя узнать о доказательствах, о составе дела. Через запрос можно получить только минимум информации.

Основания для отказа в ответе на запрос:

П.5 Информация не предоставляется, если она является вмешательством в осуществление правосудия

П.6 Информация не предоставляется, если ее предоставление не позволяет обеспечивать безопасность участников судебного разбирательства

П.8 Информация не предоставляется, если в запросе ставится вопрос о толковании нормы права, разъяснении ее применения или правовой оценке судебных актов, выработке правовой позиции по запросу, проведении анализа судебной практики или выполнении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

6) взаимоотношение суда и СМИ

ст. 6 Европейской конвенции перечисляет основания к ограничению публичности судебного разбирательства.

Также основанием может служить ситуация, когда, по мнению суда это строго необходимо, - при обстоятельствах, когда гласность может нарушать интересы правосудия.

Недопустимость втягивания в суд через СМИ: СМИ «обрабатывает» судью, присяжных заседателей.

Европейский суд указал, что при конфликте интересов правосудия и свободы слова, свободу слова, конечно, можно ограничить в целях обеспечения авторитета власти. Но все будет зависеть от конкретных обстоятельств дела, т.е. если общество объективно заинтересовано в этой важной информации, то запретить публикацию этой информации нельзя. Т.е. существуют ситуации, когда интересы правосудия должны уступить.

 

Проблема критики самих судей:

В тех случаях, когда критика не носит оскорбительного характера, а касается болезненных для общества вопросов, критика возможна. Также, важно, как и в каких словах написана критика.

«Судья должен пользоваться доверием общества, чтобы успешно выполнять возложенные на него задачи. Следовательно, это доверие необходимо защищать от разрушительных и в большой степени необоснованных нападок, особенно учитывая тот факт, что юрисдикционная функция судьи лишает его права на ответ».

Судья по существу (формально то может) не может сам предъявить иск об опровержении сведений, порочащих его честь и достоинство. Этим занимается прокурор, ведь защищать судью от необоснованных нападок должно государство.

 

16.11.2011

VI. ПРИНЦИП УЧАСТИЯ НАРОДА В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

Ст.32 КРФ ч.5 - граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Сущность принципа: преодоление жреческого характера правосудия. Доверие есть фундамент правосудия, а одним из элементов этого доверия как раз и является преодоление кастового характера.

2 основные формы отправления народом правосудия:

А) суд присяжных – такая форма участия народа в отправлении правосудия, при которой присяжные заседатели не образуют с профессиональным судьей единой коллегии; присяжные решают вопросы факта, а судья – вопросы права (квалификация и наказание);

Б) суд шеффенов – такая форма участия народа в отправлении правосудия, при которой образуется единая коллегия, единый состав суда; функции профессионального судьи и шеффенов одинаковы, т.е. они решают и вопросы факта, и вопросы права.

СУД ПРИСЯЖНЫХ.

Ст. 47 ч.2 – закреплено право на рассмотрение дела судом присяжных.

Суд присяжных функционирует на уровнях суда субъекта федерации, т.е. в суде среднего звена.

Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Не всякий человек готов брать на себя бремя судейства, потому это не обязанность, а гражданский долг. Но: обвиняемый может остаться без суда присяжных, в случае, если все будут отказываться от участия в процессе в качестве присяжных (хотя право-то гарантировано). Как уравновесить право гражданина на суд присяжных и нежелание граждан быть присяжными заседателями?

Требования, предъявляемые к присяжным заседателям:

1) гражданство

2) достижение возраста 25 лет

3) отсутствие непогашенной/неснятой судимости

4) полная дееспособность

5) не состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств

6) владение языком судопроизводства

7) отсутствие подозрения или обвинения в совершении преступления

8) отсутствие физических или психических недостатков, препятствующих полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

 

Статья 7 в части 2 дает основания гражданину самому просить об исключении его из списков присяжных заседателей.

 

СТАТЬЯ 7.

Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели

Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона; (возраст, судимость, недееспособность, учет в диспансере)

2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

д.1) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, - в течение пяти лет со дня увольнения;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;

е.1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

е.2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подпункте "е.1" настоящего пункта, - в течение пяти лет со дня увольнения;

ж) священнослужителем.

 

Порядок назначения присяжных заседателей:

1) Высший исполнительный орган государственной власти субъекта федерации каждые 4 года составляет общий и запасной список кандидатов в присяжные заседатели. Граждане должны постоянно проживать на территории субъекта.

2) Представительство муниципальных образований в списках должно быть пропорциональным численности населения в муниципальном образовании.

3) Списки кандидатов составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию на основе списка избирателей путем случайной выборки.

4) По составлении списка граждане, проживающие на территории муниципального образования, извещаются о нем, и они в течение 2х недель могут подать заявление об исключении из списков, об устранении в них неточных сведений.

5) Уточненные списки, подписанные главами муниципальных образований, направляются в высший исполнительный орган субъекта, там на основе списков, поступивших из муниципалитетов, составляются основной и запасной списки и утверждаются (подписываются и скрепляются печатью) они главой высшего исполнительного органа для суда субъекта федерации.

6) Не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели списки направляются в соответствующий суд.

СТАТЬЯ 10. Говорит о порядке и сроках исполнения гражданином своих обязанностей: один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

 

СТАТЬЯ 11

Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей

За счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

СТАТЬЯ 12.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, за некоторыми исключениями.

1)В ВОЕННЫХ СУДАХ СУД ПРИСЯЖНЫХ ФОРМИРУЕТСЯ ИЗ СПИСКОВ, КОТОРЫЕ УТВЕРЖДЕНЫ ДЛЯ СУДОВ СУБЪЕКТОВ.

2)БРАТЬ ПРИСЯЖНЫХ НЕ ИЗ ТОГО СУБЪЕКТА, ГДЕ СОВЕРШЕНО ПРЕСТУПЛЕНИЕ, НЕЛЬЗЯ. ЕСЛИ ПРИСЯЖНЫХ НЕТ, ЗНАЧИТ, ВООБЩЕ НЕТ ПРАВА НА ПРИСЯЖНЫХ.

3) ДЕЛА О ТЕРРОРИЗМЕ В 2009 ГОДУ БЫЛИ ИЗЪЯТЫ ИЗ КОМПЕТЕНЦИИ СУДА ПРИСЯЖНЫХ

 

СУД ШЕФФЕНОВ.

Сущность:

Арбитражные заседатели призваны привнести в суд знание нюансов коммерческого быта, знание деталей, особенностей предпринимательского оборота.

Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.

Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям:

1) гражданство

2) 25 - 70 лет

3) безупречная репутация

4) имеющие высшее профессиональное образование и

5) стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

6) Полная дееспособность

7) Отсутствие неснятой или непогашенной судимости

8) Отсутствие учета в наркологических или психоневрологических диспансерах

9) Лицо не должно занимать государственной должности быть адвокатом, судьей и т.д.

Участие арбитражных заседателей, как и присяжных, зависит от желания истца или ответчика, по ходатайству.

Арбитражные заседатели(2 человека) назначаются (с 2010года, а до этого выбирали истец и ответчик) методом случайной выборки. Судья является председательствующим в судебном заседании.

 

Формирование и утверждение списков арбитражных заседателей:

1) предложения торгово-промышленных палат, ассоциаций и объединений предпринимателей о кандидатуре направляются в АССФ.

2) в АССФ списки формируются

3) Затем списки представляются арбитражными судами субъектов РФ в ВАС РФ и утверждаются Пленумом ВАС РФ.

4) Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.

Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта Российской Федерации определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

Срок полномочий – 2 года. В случае, если рассмотрение дела, начатого с участием арбитражного заседателя, к моменту истечения срока его полномочий не окончено, арбитражный заседатель продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения дела по существу.

Включенным в список арбитражных заседателей можно быть неоднократно.

2. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются досрочно по следующим основаниям:

5) совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти;

6) неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей;

Полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются распоряжением председателя соответствующего арбитражного суда субъекта. П олномочия арбитражного заседателя прекращаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего арбитражного суда субъекта.

Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, возмещаются командировочные расходы

Статья 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей

1. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей.

Гарантии распространяются только в период, когда он призван быть арбитражным заседателем, т.е. включен в состав судебной коллегии.

 

В гражданских делах в судах общей юрисдикции народного элемента нет вообще. L

В советский период все дела по первой инстанции слушались с участием народных заседателей.

 

 

18.11.2011

VII.ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ.

Ст. 9 УПК

В ходе УГ судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника УГ судопроизводства, а также обращения, унижающее его человеческое достоинство, либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Никто из участников УГ судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Понятие пытка дано в Конвенции ООН 1984г 10 декабря «против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания»

ПЫТКА – любое действие, в котором какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или третьего лица сведения или признание, наказать его за действия, котор

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...