Международные преступления против мира и безопасности человечества
Международные преступления – это тягчайшие международно-противоправные деяния, которые нарушают основополагающие нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества, и угрожают международному миру и безопасности. В проекте статей об ответственности государств, подготовленных Комиссией международного права, подчеркивается, что «международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление». В дальнейшем квалификацию преступлений против человечности получили геноцид (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.), расизм и расовая дискриминация (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.), апартеид (Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.), применение ядерного оружия (Декларация Генеральной Ассамблеи ООН 1961 г. о запрещении применения ядерного оружия для целей войны), колониализм (Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.). Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 95 (I) 1946 года подтвердила принципы Нюрнбергского трибунала как отражающие деяния, составляющие преступления против мира и безопасности человечества. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1974 года утверждает: «Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность».
В 1953 году Комиссия международного права подготовила проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, который, однако, не был в 1954 году одобрен Генеральной Ассамблеей ООН. В 1997 году Комиссия международного права подготовила новый проект кодекса. В него включены следующие составы международных преступлений: агрессия, угроза агрессией, вмешательство во внутренние дела государства, колониальное и другие формы иностранного господства, геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные преступления, вербовка, использование, финансирование и обучение наемников, международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде. Что же следует считать исключительно серьезными военными преступлениями? Это нарушения международного гуманитарного права, то есть законов и обычаев войны и Женевских конвенций 1949 года, дополненных в 1977 году двумя протоколами. К ним относятся умышленное убийство лиц, находящихся под покровительством Женевских конвенций, пытки и другое бесчеловечное обращение, умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, принуждение военнопленного или гражданского лица служить в неприятельской армии, незаконное депортирование гражданских лиц, взятие гражданских лиц в качестве заложников и др. К нарушениям законов и обычаев войны относят, в частности, применение отравляющих веществ и видов оружия, предназначенных причинять излишние страдания; бессмысленное разрушение населенных пунктов; нападение на незащищенные населенные пункты; захват, разрушение или умышленное повреждение культовых, культурных и научных учреждений и исторических памятников; разграбление общественной или частной собственности.
Акты агрессии: • умышленное нанесение ударов по гражданскому насел нию как таковому, а также умышленное нападение на дельных гражданских лиц, не принимающих непосредст ного участия в военных действиях; • умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, дицинским учреждениям и транспортным средствам, а так персоналу, использующим в соответствии с междунарс ным правом отличительные эмблемы, предусмотрена Женевскими конвенциями и др. Таким образом, преступные деяния, составляющие серье ные нарушения Женевских конвенций 1949 г. (ст. 50 Женевско конвенции I, ст. 51 Женевской конвенции II, ст. 130 Женевско конвенции III и ст. 147 Женевской конвенции IV), в полно| объеме нашли отражение в Статуте МУС. В нем во многом, не полностью повторяются нормы Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Дополнительного протокола Декларации о неупотреблении легко разворачивающихся сплющивающихся пуль 1899 г., Протокола о запрещении при менения на войне удушливых, ядовитых или других подобш газов и бактериологических средств 1925 г. В соответствии со Статутом МУС обладает юрисдикцией-отношении не только тех военных преступлений, которые совершены «в рамках плана или политики или при крупномасштабно совершении таких преступлений», но и отдельных деяний вышеназванных квалифицирующих признаков. Вместе с тем Статуте МУС основной упор делается на преследовании систем^ тически совершаемых или массовых военных преступлений. Деяния по использованию атомного оружия, противопехо^ ных мин, зажигательного и ослепляющего лазерного ору которые по своему действию, несомненно, причиняют чрезмерные повреждения или ненужные страдания или которые яе ются неизбирательными по своей сути, не были упомянуты в Статуте МУС как военные преступления. Включение этих видов преступлений по применению отдельных видов оружия может иметь место лишь в будущем. Для этого они должны быть предметом всеобъемлющего запрещения и непременно включены в приложение к Статуту МУС. Впервые в истории международного права были в явной форме подробно кодифицированы сексуальные преступления как составная часть сферы военных преступлений. Столь же подробный перечень действует и в отношении внутригосударственных конфликтов, причем «иные формы сексуального насилия», выходящие за пределы сформулированных в явной форме, должны представлять собой тяжкое нарушение общей для всех ст. 3 Женевских конвенций 1949 года.
Насильственная мобилизация или привлечение детей в возрасте до 15 лет в национальные вооруженные силы или вооруженные группы или их использование в активных вооруженных действиях — в межгосударственных и внутригосударственных конфликтах — является военным преступлением. 4. Агрессия. Статут МУС распространяет также юрисдикцию Суда на «преступление агрессии», однако не дает определения и не устанавливает правил судопроизводства по соответствующим делам. Когда государства-участники достигнут согласия по этому допросу, МУС получит возможность преследовать за совершение агрессии. Большинство предложений, связанных с вопросом об определении преступления агрессии для целей Статута МУС, сведены в предложенный Председателем Ассамблеи государств-участников Документ для обсуждения, касающийся преступления агрессии (№ 188-А8Р/5/8УучЗСА/2 от 16 января 2007 г.). Согласно данному Документу одни страны выступают за полную независимость МУС в части определения преступления агрессии и условий для осуществления юрисдикции в отношении данного вида преступления. Другие считают, что в соответствии с Уставом ООН только Совет Безопасности ООН имеет право определять факт совершения акта агрессии. Кроме того, некоторые страны полагают, что таким полномочием может быть наделен не только Совет Безопасности ООН, но и Генеральная Ассамблея ООН или Международный Суд ООН.
Действия Совета Безопасности в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Действия Совета Безопасности в области поддержания мира начинаются с квалификации ситуации. В соответствии со ст. 39 Совет должен определить, имеет ли он дело с угрозой миру, нарушением мира или актом агрессии. Например, в резолюции 232 от 16 декабря 1966 г. Совет Безопасности квалифицировал принятие Декларации независимости Южной Родезией как угрозу миру, ссылаясь на то, что этот акт был принят белым меньшинством в нарушение принципа самоопределения. В ирано-иракском конфликте Совет Безопасности не сразу, но все же определил ситуацию как нарушение международного мира в смысле ст. 39 и 40 Устава рез. 598 (1987)]. Такая же квалификация содержалась.в резолюции 660 (1990) в связи с вторжением Ирака в Кувейт.
Квалификации Совета Безопасности являются юридической базой для его дальнейших действий по поддержанию мира. Устав ООН дает право Совету прибегнуть к временным мерам по ст. 40 для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации. Такие меры не должны наносить ущерб правам, интересам или положению заинтересованных сторон и должны быть направлены на предотвращение ухудшения ситуации. Они выполняются самими заинтересованными сторонами, но по требованию Совета, которое носит характер решения. Как правило, к временным мерам относятся прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны и т.д. Из ст. 40 вытекает право Совета Безопасности контролировать выполнение решения о временных мерах, чтобы он был в состоянии «должным образом учитывать невыполнение этих временных мер» сторонами в конфликте. На основании ст. 40 родилась практика создания и применения операций по поддержанию мира. Если ситуация продолжает ухудшаться, Совет вправе принять как меры, не связанные с использованием вооруженных сил, так и меры с их применением. Первые предусмотрены в ст. 41 Устава. Они могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Применение мер с использованием вооруженных сил регулируется ст. 42, в которой сказано, что Совет Безопасности уполномочивается предпринять действия воздушными, морскими или сухопутными силами, если он сочтет, что меры, предусмотренные в ст. 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными. Это означает, что Совет Безопасности может предпринять вооруженные операции после осуществления мер по ст. 41, одновременно с ними и в качестве первичной меры. Однако в практике своей деятельности Совет Безопасности ни разу не прибегал к применению вооруженных сил в соответствии со ст. 42.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|