Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы международного сотрудничества в области прав человека




Механизмы универсального сотрудничества государств в области прав человека представляет собой способы взаимодействия по созданию специальных органов и процедур в рамках универсальных международных организаций.

Цель - разработка и принятие универсальных договоров в области прав человека, в обсуждении ситуации в области прав человека и принятии необходимых решений, а также в установлении механизма контроля за соблюдением государствами принятых обязательств по учредительным актам соответствующих организаций или по договорам, принятым в рамках или под эгидой данных организаций.

В 2006 году вместо Комиссии ООН по правам человека резолюцией ГА ООН 60/251 (2006 года) был учрежден Совет по правам человека. В состав совета входят 46 государств, представляющих региональные группы государств, представляющих региональные группы государств и избираемых сроков на три года ГА ООН на основы справедливого георнифеского распределения.

В компетению Совета по правам человека входит:

¥ Поощрение уважения и защиты прав человека;

¥ Подготовка рекомендаций государствам и ораганам системы ООН в отношении ситуаций, связанных с систематическими и массовыми нарушениями прав человека;

¥ Координация деятельности ООН в области защиты прав человека;

¥ Обеспечение выполнения государствами международных обязательств в области прав человека;

¥ Проведение универсального периодического обзора выполнения государствами обязательств в области прав человека и т.д.

Совет по правам человека устанавливает собственные правила процедуры и проводит не менее трех регулярных сессий в год. Совет может проводить специальные сессии по требованию одного из государств-членов, если оно будет поддержано 1/3 государств — членов Совета.

В рамках Совета действуют процедуры, касающиеся соблюдения и защиты прав человека: процедура рассмотрения жалоб (ранее «Процедура 1503»), специальные процедуры и универсальный периодический обзор.

"Специальные процедуры" - это общее название, данное механизмам, созданным Комиссией по правам человека и принятым Советом по правам человека для рассмотрения либо конкретных ситуаций в стране, либо тематических вопросов во всех частях мира. В настоящее время имеется 29 тематических мандатов и 9 мандатов по странам.

Специальные процедуры означают либо отдельное лицо (именуемое "Специальный докладчик", "Специальный представитель Генерального секретаря", "Представитель Генерального секретаря" или "независимый эксперт"), или рабочую группу, состоящую обычно из пяти членов (по одному от каждого региона). Мандаты специальных процедур формулируются и определяются в устанавливающей их резолюции. Обладатели мандатов специальных процедур действуют в своем личном качестве и не получают заработную плату или иную финансовую компенсацию за свою работу.

Предполагается, что периодичность УПО для первого цикла составит четыре года. Это — проведение обзоров по 48 государствам в год на трех сессиях рабочей группы двухнедельной продолжительности каждой.

За несколько месяцев до начала обзора государства должны представить национальный доклад о соблюдении прав человека. Доклад составляется на основе общих указаний по подготовке информации в соответствии с УПО. Кроме того, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека готовит по каждому государству краткую сводку информации по материалам договорных органов по правам человека, специальных процедур Совета и других источников. Затем специально созданная группа из представителей всех государств — членов Совета рассматривает эти документы, задает вопросы проверяемому государству и дает рекомендации.

По истечении пяти лет с момента своего учреждения Совет подготовит доклад ГА ООН о своей деятельности с целью принятия окончательного решения о структуре, принципах деятельности, компетенции, порядке работы Совета.

Мандат ранее упоминавшегося Управления Верховного комиссара ООН по правам человека регулируется ст. 1, 13 и 55 Устава ООН, Венской декларацией и Программой действий, принятыми на Всемирной конференции по правам человека, проходившей с 14 по 25 июня 1993 г. в Вене, и впоследствии одобренными ГА ООН в ее резолюциях 48/121 и 48/141 от 20 декабря 1993 г. В связи с программой реформ ООН (А/51/950, п. 79). Управление Верховного комиссара ООН по правам человека и Центр по правам человека были сведены в одно Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Управление содействует обеспечению всеобщего осуществления всех прав человека, содействует развитию международного сотрудничества в вопросах прав человека, стимулирует и координирует действия в области прав человека в рамках всей системы ООН и т.д.

Функциональной комиссией ЭКОСОС является Комиссия ООН по положению женщин, которая состоит из 45 членов, избираемых ЭКОСОС на основании принципа справедливого географического распределения. В ее функции входит сбор информации, представление рекомендаций органам ООН и организациям системы ООН, содействие правительствам, неправительственным организациям в вопросах осуществления принципа равенства мужчин и женщин.

Среди органов, занимающихся правами человека в рамках системы ООН, особое место занимают органы, созданные в соответствии с рядом договоров (конвенций) ООН в области прав человека - конвенционные органы. Цель данных органов состоит в контроле за соблюдением государствами принятых обязательств по соответствующим конвенциям.

К настоящему моменту существуют следующие конвенционные (договорные, экспертные) органы в рамках системы ООН:

¥ Комитет по правам человека — создан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г.;

¥ Комитет по экономическим, социальным и культурным правам — создан на основании резолюции ЭКОСОС 1985 г.;

¥ Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации — создан в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;

¥ Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин — создан в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.;

¥ Комитет против пыток — создан в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

¥ Подкомитет по противодействию пыток;

¥ Комитет по правам ребенка — создан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка 1989 г.;

¥ Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей — создан в соответствии с Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.

Комитеты состоят из экспертов, действующих в личном качестве, избираемых государствами — участниками соответствующего договора. Контроль за соблюдением государствами принятых обязательств осуществляется комитетами посредством двух процедур: процедуры докладов и процедуры жалоб.

Доклады должны представляться государствами на рассмотрение комитетов в соответствующей форме и в соответствующие сроки.

Жалобы о несоблюдении государствами принятых обязательств могут подаваться другими государствами — участниками договора, неправительственными организациями, отдельными лицами иди группой лиц, что в каждом конкретном случае оговаривается в соответствующем договоре и его факультативных протоколах. Процедура рассмотрения комитетами жалоб не является судебной, но имеет большое политическое значение.

 

Региональное сотрудничество осуществляется главным образом в рамках Совета Европы, ОБСЕ, СНГ, АС, ЛАГ, ОАГ, ОИК.

В рамках СНГ приняты:

¥ Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года;

¥ Соглашение о безвизовом передвижении граждан государства СНГ по территории его участников 1992 года;

¥ Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 года;

¥ Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинтвам 1994 года.

Статьей 33 Устава СНГ предусмотрено создание Комисси по правам человека, в компетенцию которой входит наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, принятых государствами-членами в рамках СНГ. Состоит из представителей государств-членов СНГ и действует на основании Положения о Комиссии по Правам человека СНГ 1993 года.

В рамках Организация Американских Государств (ОАГ) приняты:

¥ Устав ОАГ -основные принципы правового статуса человека;

¥ Американская декларация прав и обязанностей человека 1969 года;

¥ Американская конвенция о правах человека 1969 года - -исключительно гражданские и политические права и обязанность государств принять меры по реализации экономических, социальных и культурных прав.

В соответствии с жанной конвенцией созданы:

¥ Межамериканская комиссия по правам человека;

¥ Межамериканский суд по правам человека;

В рамках Африканского Союза принята:

• Африканская хартия прав человека и народов 1981 года:

ст. 1 - 18 - отдельное закрепление прав человека;

ст. 19 - 24 - закрепление прав народов;

ст. 25,26 - обязанности государств.

ст. 27 - 29 - обязанности человека;

В соответствии с хартией была учреждена Африканская комиссия по правам человека, состоящая из 11, работающих в личном качестве. Функции: толкование ковенции; обеспечение и защита прав человека и народов; дача заключений и рекомендации; исполнение любых других функций, возложенных на не Ассамблеей глав государства и правительств.

В 1998 году был принят специальный Протокол об учреждении Африканского суда по правам человека и народов для представления консультативных заключений по толкованию Хартии по запросам государства-члена АС, самой АС и любой африканской организации, признаваемой АС; рассмотрение жалоб государств-членов, африканских межправительственных организаций, а также неправительственных организаций со статусов наблюдателей при Комиссии и индивидов, при соответствующей оговорке при ратификации.

В рамках Организации Исламская Конфедерация была принята Даккская декларация по правам человека в Исламе 1983. В соответствии с данной декларацией фундаментальные права и свободы в соответствии с илмамом являются неотъемлемой частью исламской религии.

В 1990 году была принята Каирская декларация по правам человека в Иламе, в которой закреплены гражданские, политические и социально-экономические права. Специального механизма контроля в области прав человека в рамках ОИК к настоящему времени не создано.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...