Графические методы изучения жевательных движений нижней челюсти
Разнообразные заболевания полости рта и жевательных мышц нарушают биомеханику нижней челюсти. По мере выздоровления больного движения нижней челюсти могут нормализоваться. Нормальные движения нижней челюсти, их нарушение и динамику восстановления можно изучить с помощью графического метода. В данное время запись жевательных движений нижней челюсти проводят на разных аппаратах: кимографе, осциллографе и др. И. С. Рубинов тщательно разработал запись жевательных движений нижней челюсти (мастикациографию) и расшифровал значение каждой из составных частей графической записи. Мастикациограмма отображает все жевательные движения за время пережевывания лесного ореха массой 0,8 г. Вместо орехов можно взять хлеб, морковь, но при условии, что все исследования одного и того же пациента в дальнейшем будут проводиться с одним и тем же продуктом (рис. 128). Анализ мастикациограммы даёт возможность установить, что она состоит из последовательных волнообразных кривых, условно названных жевательными волнами. В жевательной волне различают восходящее (АБ) и нисходящее (БС) колено. Первое связано с опусканием нижней челюсти, второе — с её подъёмом. Нижние петли между отдельными волнами называются петлями смыкания. Каждая волна характеризуется высотой и углом между восходящим м нисходящим характером пика.
Рис. 128. Графическая регистрация движений нижней челюсти с помощью кимографа: I — V — фазы жевания Петля смыкания (окклюзионная площадка) также имеет свою характеристику. Она может иметь вид ровной линии, а может иметь и вспомогательную волну (01,01), что свидетельствует о боковом сдвиге нижней челюсти. В каждом отдельном периоде жевания следует различать пять фаз. Первая фаза (I) — фаза покоя, отвечает положению нижней челюсти в состоянии покоя. На кимограмме она регистрируется как прямая линия. Вторая фаза (II) — фаза введения пищи в рот. На кимограмме ей соответствует первое восходящее колено, совпадающее с открытием рта при введении в него пищи. В зависимости от консистенции пищи запись изменяется. При необходимости приспособиться к разжёвыванию комка пищи и преодолеть его сопротивление на кривой, характеризующей движения нижней челюсти, появляется ряд дополнительных волнообразных пиков. Как только для разжёвывания пищи будет выбрана нужная позиция и преодолено её сопротивление, отмечается снижение кривой (третья фаза — III), а затем наступает основная жевательная четвертая фаза (IV), для которой при сохранённых зубах и их правильном смыкании характерна ритмичность жевательных волн и одинаковый их размах. Пятая фаза (V) — фаза формирования пищевого комка и его глотание. Вместе с записью жевательных движений нижней челюсти на ленте кимографа происходит отсчёт времени, что даёт возможность подсчитать время любой фазы жевания.
Характер жевательных волн, петель смыкания, характеристика отдельных фаз зависят от размера пищевого комка, консистенции пищи, разновидности прикуса, окклюзионного соотношения сохранившихся зубов, характера смыкания искусственных зубов, фиксации протезов, состояния жевательных мышц и височно-нижнечелюстного сустава и др. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ РЕЧИ В процессе роста и формирования детского организма происходит становление речи. Аномалии и деформации зубочелюстного аппарата часто приводят к неправильной артикуляции речи. Однако не всегда нарушается произношение звуков. Около 30 % таких детей говорят правильно (L. D. Subtenly, 1962). Нарушение речи (гнусавость) наблюдается у детей с врождённым несрастанием нёба, а также со сквозным одно- и двухсторонним несрастанием губы, альвеолярного отростка и нёба.
Палатография — регистрация места контакта языка со сводом нёба при произношении разных звуковых фонов. Проводится прямым и косвенным методами. При прямом методе тальк размещают на языке, а отпечатки его будут на нёбе. При косвенном методе применяется искусственное нёбо, которое изготавливают на модели верхней челюсти из разнообразных материалов — пластмассы, стенса, воска, целлулоида. Поверхность пластинки, обращенную к языку, покрывают чёрным лаком или припудривают индифферентным порошком (тальком, но не сахарной пудрой, которая может вызвать гиперсаливацию), вводят в полость рта обследуемого и прижимают к нёбу. Обследуемый произносит предложенный звук. При этом язык дотрагивается до соответствующих участков нёба, оставляя отпечатки (рис. 129). Затем пластинку вынимают изо рта и изучают отпечатки. Палатограммы — результат экспериментально-фонетической работы. Изготавливается тонкая тёмная пластинка, плотно прилегающая к нёбу исследуемого. Перед началом эксперимента пластинку вынимают и присыпают тальком, после чего её прижимают к нёбу. Произносится звук, артикуляцию которого исследуют; при этом язык дотрагивается до соответствующих участков нёба. Затем пластинку осторожно вынимают. Тёмные "слизанные" участки на пластинке указывают на участки контакта языка с нёбом. Пластинку фотографируют, затем по фотографии вычерчивают схемы артикуляций, которые называются палатограммами. Известно, что форма нёба при нормальном звукообразовании, а также при введении искусственных протезов, обтураторов, ортодонтических аппаратов (также пассивных звуковых органов) изменяется, что влияет на характер звукообразования. В некоторых случаях незначительное утолщение нёба или изменение формы зубной дуги (при протезировании или в результате деформации) резко ухудшают чёткость произношения. Используя имеющиеся в фонетической литературе данные палатограмм согласных звуков, путём палатографирования больных с дефектом речи и деформациями или дефектами зубного ряда легко выявить и устранить причину данного нарушения.
Методика палатографии известна давно. Как сообщает С. К. Буглич, первые несовершенные попытки принадлежат английскому врачу Оклей-Кольсу (1871). В 1887 г. Н. В. Кингслей предложил изготавливать искусственное нёбо из каучука. В дальнейшем материал для изготовления искусственного нёба разные авторы заменяли медью, пластмассой, целлулоидом. В настоящее время появились новые технологии изготовления обтураторов из сочетания твёрдых и мягких пластмасс и фотополимеров. Фотопалатография — изготовление фотографий искусственного нёба с полученных отпечатков языка после палатографии. С этой целью искусственное нёбо размещают на модели верхней челюсти.
Рис. 129. Палатограмма согласных звуков в индивидуальных особенностях (по В. А. Богоро- дицкому, 1908): Т, С, Ш, Р, Л, 3, К, X — произносимые буквы
Применяют фотостатическую методику снятия для воспроизведения идентичных снимков к началу ортодонтического лечения, в его процессе, после его завершения и после логопедического обучения. На негатоскопе перерисовывают схему на кальку. Потом сравнивают схемы идентичных палатограмм и анализируют полученные результаты (рис.130). Рис.130. Фотопалатограмма звука ш (а) и схема артикуляции звука ш, снятая с палатограммы (б) Нарушение функции речи у детей могут быть обусловлены анатомо-физиологическими особенностями органов речи, слуха, центральной нервной системы, возрастными отклонениями. Зависимость чёткости произношения от морфологических особенностей и функциональной полноценности зубочелюстного аппарата, а также формы нёба не подлежит сомнению. Некоторые авторы считают, что аномалии артикуляторной системы (деформация прикуса) не являются препятствием, и речь может быть исправлена с помощью лишь логопедических приёмов. Это положение будет верным только относительно роли языка в звукообразовании, но, как указывает Н. А. Омельченко, хотя язык и имеет значение в образовании звуков, он, очевидно, не играет главной роли. Другие последователи (Вест, Кеннеди и др.) предполагают, что основная роль в образовании звуков принадлежит разным отделам полости рта — мягкому нёбу. Кнобель указывал, что в этиологии нарушенного произношения свистящих звуков значительное место занимают деформация прикуса и аномалия положения зубов.
X. В. Ян (Н. W. Jahn) указывал, что среди детей 6-летнего возраста часто (10 %) отмечается привычка держать язык между зубами. У детей, которые имеют такую вредную привычку, страдает произношение палатинальных согласных, наблюдается утолщение языка и губ. Ф. Либман среди причин неправильного произношения звуков называет разрушение передних зубов, наличие диастемы, аномалий прикуса, а также короткую или деформированную Рубцовыми тяжами верхнюю губу. А. Сахаров указывал, что "нередко неправильности при формировании отдельных фонем зависят от снижения слуха в результате осложнений после перенесенных инфекционных болезней в детском возрасте". Полость рта играет важную роль, а язык в свою очередь является самым главным органом при образовании речи. Между фонацией и жеванием существует значительное отличие. Хотя в обоих процессах принимают участие жевательные мышцы, образование звуков происходит без любого нажима со стороны жевательных мышц. Причиной неправильного произношения гласных звуков могут быть неправильные движения языка, аномалия прикуса, короткая уздечка языка, снижение слуха и т. п. Определить наличие нарушений произношения звуков можно путём прослушивания ребёнка, однако для этого необходимы навыки и знания особенностей артикуляции, учёт изменений голоса в переходном возрасте у мальчиков и девочек и т. п. Слабые отклонения в произношении могут быть незаметны в обычном общении для окружающих, но специалист натренированным слухом легко их выявит. Причинами нарушений бывают как функциональные, так и органические расстройства. Чистота произношения свистящих звуков зависит от состояния зубов, их наличия, аномалии прикуса и т. п. Иногда причиной неправильного произношения является неправильное положение языка — его кончик расположен между зубами. Фонография — запись слов и звуков на осциллографе, хотя произношение одного и того же звука разными лицами (мужчинами и женщинами) даёт разные изображения на осциллографе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|