Карта учебно-методической обеспеченности
Кафедра Биология, экология Дисциплина Экология и устойчивое развитие Количество кредитов 2
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ Лекция № 1 Тема: Введение. Предмет экологии 1.Предмет и задачи науки экологии 2.История экологии 3. Разделы экологии Литература: Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ - ДАНА,2003.- 703с. (с.5-27). 1.Экология - это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Термин «экология» ввел известный немецкий зоолог Э.Геккель. Слово «экология» происходит от греч. Oikos, что означает «жилище», «местоприбывание».
Как и большинство наук, экология имеет длительную предысторию. Ее обособление представляет собой естественный этап роста научных знаний о природе. Выделившись в системе других естественных наук, экология и сейчас продолжает развиваться, обогащая свое содержание и расширяя задачи. Современная экология является теоретической основой рационального природопользования, ей принадлежит роль в разработке стратегии взаимоотношений природы и человеческого общества. Возрастает социальная роль экологических знаний. Основные цели развития фундаментальных исследований в области экологии определяются острыми проблемами: необходимостью интенсифицировать производство и повышать экономическую эффективность использования природных ресурсов, сохраняя при этом состояние окружающей среды. На первый план выдвигаются вопросы биологической продуктивности и стабильности природных и искусственных сообществ. Эти проблемы могут быть решены только совместными усилиями экологов всех стран, поэтому широко реализуется международное сотрудничество в области глобальной экологии. В настоящее время ясно осознана опасность экологического кризиса, возможности катастрофических неравновесных преобразований планетарной системы в связи с широкой экстенсивной хозяйственной деятельностью человека. Возможности предотвращения этого кризиса могут быть найдены только на основе развития экологических знаний. Действенная сила экологических знаний помогает правильно эксплуатировать природные ресурсы, управлять численностью популяций, находить новые решения с/х проблем, новые принципы организации промышленных производств.
Экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития. Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии – экосистемы. Экосистема – это любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ. Термин был предложен в 1935 году англ. экологом Тенсли А. Он рассматривал экосистемы как основные единицы природы на поверхности земли, хотя они и не имеют определенного объема и могут охватывать пространство любой протяженности. Общетеоретическими задачами являются: - разработка общей теории устойчивости экологических систем; - изучение экологических механизмов адаптации к среде; - исследование регуляции численности популяций; - моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов. Краткая история экологии В истории развития экологии можно выделить три основных этапа. Первый этап – зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. 19 в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения (А.Реомюр, 1734; А.Трамбле, 1744; И.И. Лепехин, А.Ф. Миддендорф, С.П. Крашенников, Ж. Бюффон, К. Линней, Ж-Б. Ламарк). Второй этап – оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. 19 в.). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К.Ф. Рулье, Н.А. Северцев, В.В. Докучаев, впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии. Третий этап – превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды (50-е гг. 20в.). Подразделения экологии В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук. Она делится на общую экологию, изучающую закономерности связи со средой, присущие всем группам организмов и на частные направления, по экологической специфике отдельных групп.
Основной, традиционной, частью экологии, как биологической науки является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды. В составе общей экологии выделяются следующие основные разделы: 1. Аутэкология – исследует индивидуальные связи отдельного организма с окружающей средой; 2. Демэкология (популяционная экология) изучает структуру и динамику популяций отдельных видов; 3. Синэкология (биоценология) изучает взаимоотношение популяций, сообществ и экосистем со средой Экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования, т.е. различают экологию животных, экологию растений и экологию микроорганизмов. Экологическими проблемами земли как планеты занимается глобальная экология Физиологическая экология выявляет закономерности физиологических изменений, лежащих в основе адаптации организмов. В последние годы развивается биохимическая экология, внимание которой направлено на молекулярные механизмы приспособительных преобразований в организмах в ответ на изменение среды. Палеоэкология изучает экологические связи вымерших групп, эволюционная экология – экологические механизмы преобразования популяций, морфологическая экология – закономерности строения органов и структур в зависимости от условий обитания. Основной предмет геоботаники – закономерности сложения и распределения фитоценозов. Экологической наукой является гидробиология. Выделяют также экологию наземных экосистем, экологию ландшафтов и т.п. Особую область составляет математическая экология, задачей ее является перевод эмперически накопленных сведений и закономерностей в математические модели, которые позволяют прогнозировать состояние и поведение популяций и сообществ. В последнее время развивается экология человека, включающая в себя и целый ряд социальных проблем. Лекция № 2 Тема: Взаимодействие организма и среды 4. Понятие о среде обитания и экологических факторах 5. Абиотические факторы 6. Биотические факторы Литература: Коробкин С.И. Экология: Учебник для вузов. - Ростов н\Д.: Издательство «Феникс», 2003. – 576 с. (с.43-83)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|