Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деньги включаются в состав денежной массы только тогда, когда их держат за пределами банковской системы.




Однако процесс создания новых денег на этом не заканчивается.

Допустим, что клиенты коммерческого банка «А» (заемщики), получившие ссуду 90 млн. руб., уплатили эти деньги различным физическим и юридическим лицам за предоставленные товары и услуги, а последние поместили вырученные деньги на депозит банка «Б». Увеличение депозитов в последнем банке позволяет ему выдать новые ссуды. При этом необходимо направить в резерв 10% суммы депозитов (9 млн. руб.). Следовательно, новые ссуды будут предоставлены на сумму 81 млн. руб., а общий прирост денежной массы (с учетом операции двух банков) составляет 271 млн. руб. (100+90+81).

Таким образом, процесс создания новых денег банками будет продолжаться, но до определенного предела. Этот процесс характеризует мультипликационный эффект расширения банковских депозитов и может быть рассчитан с учетом резервных требований:

100 млн. руб. + 90 млн. руб. + 81 млн. руб. + ….= 100 млн. (1 + 0,9 + 0,92 + 0,93 + …) = = 1 млрд. руб.

Следовательно, при уровне резервных требований 10% первоначальный депозит 100 млн. руб. обернулся мультипликационным эффектом расширения банковских депозитов на 1 млрд. руб.

Конкретно оценить размеры расширения денежной массы путем создания банками новых денег позволяет денежный или банковский или депозитный мультипликатор (m). Он рассчитывается по формулам:

, где r – обязательная резервная норма в %; (4)

или

, где: М – прирост депозитов, R – прирост резервов. (5)

Можно вычислить объем денег, добавленных в обращение, при­менив формулу банковского мультипликатора. В нашем примере он равняется m = 1/0,1 = 10.

Т.е. каждый рубль увеличения резервов привел к возрастанию депозитов на 10 рублей. Величина мультипликатора находится в обратной зависимости от обязательных резервных требований. Если ставка минимальных резервов снизится до 5%, то m составит – 20, а если повысится до 20%, то m снизится до 5.

В общем виде суммарное предложение денег, возникшее в результате появления нового депозита равно:

Мs = D / r

где: Мs – предложение денег;

D – первоначальный вклад;

r – норма банковских резервов.

Пример: Если предложение денег выросло в 5 раз. То чему равна резервная норма?

; ;

Описанный выше процесс создания банками денег получил на­звание кредитив-банковской мультипликации. Данный механизм сле­дует рассматривать как идеальную схему, действующую при усло­вии, что все предприятия все полученные деньги вносят в банки, никто не изымает своих вкладов, а банки выдают кредиты с учетом установленной нормы обязательных резервов.

В реальной жизни мультипликационный эффект расши­рения банковских депозитов в значительной степени зави­сит от величины «утечек» в систему текущего обращения, так как далеко не все деньги, взятые в форме ссуд в банках, возвращаются туда на депозиты, часть их продолжает цир­кулировать в качестве наличных. Кроме того, в нашем примере мы не учитывали, что клиенты банков могут брать деньги с текущих счетов, что также сокращает возможности банков выдавать ссуды.

Наконец, в случае изъятия денег из резервов банков мультипликационный эффект работал бы в противополож­ном направлении.

Т.О. банковский мультипликатор, как и любой мультипликатор в экономике, работает как на увеличение, так и на уменьшение. Например, покупка коммерческим бан­ком государственной облигации стоимостью 1000 руб. сокращает резервные ресурсы банка на эту сумму, что, в конечном счете, приводит к уменьшению банковских депозитов на 10 тыс. руб. (при минимальной ставке резерва 10 %).

Основными факторами, от которых зависит процесс создания банками новых денег, и, следовательно, измене­ние денежной массы, является размер минимальной ставки резервов и спрос на новые ссуды со стороны заемщиков.

Предложение денег Мs включает в себя наличность С вне банковской системы и депозиты D, которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок:

Мs = С + D

где: Мs –предложение денег;

С –наличность;

D –депозиты.

Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность бан­ков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег. Обозначим денежную базу через MB, банковские резервы через R, тогда:

MB = C+R,

где: МВ –денежная база;

С –наличность;

R –резервы.

Денежный мультипликатор (т) –это отношение предложе­ния денег к денежной базе:

т = Мs / МВ, отсюда Мs = т х МВ.

 

Т.о. денежный мультипликатор можно представить и через отно­шение наличность-депозиты сr (коэффициент депонирования) и резервы-депозиты rr (норму резервирования):

т = Мs / МВ = С + D / C+R

Разделим почленно числитель и знаменатель правой части уравнения на D (депозиты) и получим:

где: cr = C / D

rr = R / D

Величина сr определяется главным образом поведением насе­ления, решающего, в какой пропорции будут находиться налич­ность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным Банком, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполага­ют держать сверх необходимой суммы.

Теперь предложение денег можно представить как:

Таким образом, предложение денег прямо зависит от величи­ны денежной базы и денежного мультипликатора (или мульти­пликатора денежной базы).

Денежный мультипликатор показы­вает, как изменяется предложение денег при увеличении денеж­ной базы на единицу. Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор.

Центральный Банк может контролировать предложение де­негпрежде всего путем воздействия на денежную базу.Измене­ние денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликатив­ный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изме­нения объема предложения денег можно разделить на два этапа:

– первоначальная модификация денежной базы путем изме­нения обязательств Центрального Банка перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);

– последующее изменение предложения денег через процесс «мультипликации» в системе коммерческих банков.

Т.о. денежная масса изменяется в результате операций Центрального банка, коммерческих банков и решений небанковского (реального) сектора.

3. Валютная политика, проводимая Центральным Банком, оказыва­ет непосредственное влияние на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, Центральный Банк сокращает количество де­нег высокой эффективности, покупая – увеличивает. Как правило, центральные банки проводят довольно активные операции на валютном рынке, так как поддержка устойчивого курса национальной валюты входит в сферу их компетенции. Таким образом, целью валютной политики зачастую является не регулирование денеж­ного предложения, а поддержка курса национальной валюты.

4. Политика открытого рынка, т.е. проведение операций на открытом рынке является на сегодняшний день основным инструмен­том кредитно-денежной политики развитых стран.

Целью политики открытого рынка является оперативное изменение денежной массы посредством купли – продажи ценных бумаг.

Операции на открытом рынке –это покупка и продажа Центральным банком государствен­ных ценных бумаг. В качестве экономических партнеров при этом выступают коммерческие банки и население. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (госу­дарственных облигаций) Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.

Термин «открытый рынок» означает, что Центральный Банк продает и покупает ценные бумаги на фондовой бирже, а не в порядке частных соглашений.

Впервые эта политика стала применяться в США в 1920-х годах и сегодня получила широкое распространение во всех странах, где имеет­ся развитый финансовый рынок. Действенность политики открытого рынка заключается в практи­чески моментальном ее влиянии на изменение денежной массы. Продавая ценные бумаги, Центральный Банк снижает резервы банковской системы, и соответственно – денежную массу, покупая, наоборот увеличивает.

Отметим, что купля или продажа коммерческим банком госу­дарственных облигаций приводит к изменению его активов и неиз­бежно затрагивает резервы банка, увеличивая или уменьшая их. Регулируя резервы коммерческих банков, Центральный банк контролирует сумму банковских денег, которые они могут создавать.

Рассмотрим, как купля и продажа государственных ценных бу­маг влияет на избыточные резервы коммерческих банков и тем са­мым на предложение денег. Допустим, что на денежном рынке имеется излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит цель ограничить или ликвидировать этот излишек (умень­шить количество денег в обращении).

Для этого он начинает активно продавать государственные цен­ные бумаги на открытом рынке коммерческим банкам или населе­нию. Так как предложение государственных ценных бумаг увеличи­вается, то их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут. Это делает их более привлекательными для покупателей, и коммерческие банки или население начинают активно скупать го­сударственные ценные бумаги.

Коммерческие банки при оплате этих ценных бумаг выписывают чеки на свои вклады, т.е. свои резервы, которые находятся в Цент­ральном банке. Последний, естественно, учитывает эти чеки, умень­шая на соответствующую величину резервы коммерческих банков.

Так, продажа Центральным банком государственных облигаций на сумму 1000 тыс. руб. системе коммерческих банков понижает ее обязательные и избыточные резервы на 1000 тыс. руб. Следовательно при продаже Центральным банком государ­ственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков снижаются. Если первоначально все избыточные резервы были израсходованы на ссуды, то это уменьшение резервов ком­мерческого банка приведет к снижению предложения денег в стра­не в размере, пропорциональном банковскому мультипликатору.

В нашем примере продажа государственных ценных бумаг на 1000 тыс. руб. приведет к снижению денежного предложения на 5000 тыс. руб., так как при 20%-й норме обязательных резервов банковский мультипликатор равен 5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...