Проекты гротов по рисункам Ж.О. Месонье.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ РОКОКО Рококо, так же как и барокко, называют королевским стилем. Рококо во Франции связывают с именем короля Людовика XV и временем его правления (1720–1774 гг. ) Нередко период стиля рококо связывают с последней стадией барокко. Однако здесь лежит опасность утраты принципиальной разницы и стилистической независимости барокко от рококо. Эти два стиля одинаково перенасыщены пышным декором, но если барочная орнаментика динамична, напряжена, контрастна, то в рококо она как бы расслаблена, грациозна, прихотлива, легковесна. Рококо противоположно предшествующей эпохе уже в том, что почти все предыдущие стили поначалу складывались преимущественно в архитектуре, и только затем распространялись на отделку интерьеров. Стиль рококо – это не архитектурный, а декоративный стиль. Его нельзя назвать «большим стилем», так как он не охватывает все сферы, а распространяется, в основном только на интерьер и предметы декора. Также рококо отразилось в стиле одежды и в живописи. В противовес парадности и масштабности барокко в архитектуре рококо получают развитие постройки более интимного, камерного характера, с культом уюта, изящества и изнеженности. В рококо больше не встречается архитектурный ордер, архитектоническое начало с его колоннами, пилястрами, карнизами сменяется откровенно декоративным; единственный элемент, служащий членению поверхностей стен и потолков, — капризно изогнутая рамка. Появляются новые типы жилых помещений: будуары, интимные кабинеты. Вместо дворцовых ансамблей XVII в. пришёл городской частный дом, т. н. отель. В этих домах заметен контраст между решением экстерьера здания и его внутренним пространством. Часто внешний вид здания имел все признаки классицизма, а его внутреннее убранство оформлялись в соответствии со вкусами рококо. Интерьеры комнат отелей этого периода поражают невероятной роскошью.
Отель Субиз. 1705–1709 гг. Париж. Экстерьер - П. Деламер; Интерьер - Овальный зал отеля Субиз. Ж. Боффран.
Стиль рококо, отрицая архитектурный ордер и прямую линию, характерен, тем не менее, композиционной целостностью своих элементов, динамичным равновесием и сложным, но ясно прочитываемым ритмом. Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. Архитекторы в своих проектах стремятся достигнуть полного стилевого единства всех компонентов комнатного убранства: декора стен и потолков, форм мебели, тканей, орнаментов, живописи и т. д. Беззаботная, уподобленная беспрерывному маскараду жизнь светских салонов сосредоточена вокруг женщины. Тон во всем задают великосветские жеманницы; легкомысленный, поверхностный, по-театральному декоративный вкус эпохи диктуется капризами фавориток Людовика XV Мадам Помпадур, госпожи Дюбарри и Марии Лещинской. Вместо возвышенного, недосягаемого, прекрасного идеала красоты Возрождения или барокко возникает идеал доступный, весьма телесный, игривый и пикантный. Теперь не сила, страсть и героика любимая тема художников, как было в предыдущее время, а нежность, игра, легкая фривольность, отражения сиюминутности жизни. Название стиля рококо связано со словом и понятием рокайль ( от фр. rocaille – скальный, осколки раковины ). В XVII в. вошли в моду в качестве украшения парков своеобразные павильоны – гроты, которые стилизовались под естественные пещеры. Интерьер этих сооружений должен был ассоциироваться с морской тематикой и атрибутами морского бога Посейдона в виде грубо обработанной каменной кладки стен и потолка, раковин, переплетающихся водорослей и т. д.
Проекты гротов по рисункам Ж. О. Месонье. Эти ассоциации усиливались большим количеством фонтанов и бассейнов, расположенных в парках. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть рокайль. Мотив морской раковины, как декоративного элемента существовала и во времена Ренессанса и барокко. Но теперь её форма резко изменилась. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Поэтому слово рокайль приобрело более широкое значение. Теперь оно стало обозначать странную, причудливую форму не только раковины, но и всего вычурного, беспокойного, извивающегося. Отсюда родилось название нового стиля – рококо.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|