Объекты технического регулирования
Стр 1 из 11Следующая ⇒ СЕРТИФИКАЦИЯ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Орёл 2009 ВВЕДЕНИЕ
Наступившему XXI веку суждено стать веком высокого качества во всех его проявлениях- качество продукции, услуг, труда, окружающей среды, качество жизни людей. В современном обществе именно качество будет определять жизнеспособность предприятий, организаций, общественных объединений. В сфере производства качество продукции станет основным фактором, определяющим её конкурентоспособность. Инструментами успешного решения проблемы качества продукции являются стандартизация, взаимозаменяемость, метрология и технические измерения. Сертификация, как процедура, подтверждающая соответствие продукции заявленным требованиям к её качеству, станет чрезвычайно необходимым условием конкурентоспособности продукции. Сертификация продукции, работ и услуг заключается в подтверждении соответствия объекта установленным требованиям. Сертификация направлена на: содействие потребителям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль безопасности продукции (работы, услуги) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение заявленных показателей качества; повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического и научно-технического сотрудничества. Документом, удостоверяющим соответствие объекта требованиям, является сертификат соответствия. В рыночных условиях наличие этого документа является одним из самых значительных условий конкурентоспособности производимой продукции.
В нашей стране уже существует общая заинтересованность производителей и потребителей в повышении качества продукции в частности и качества жизни в целом. Всё большее число российских предприятий стремятся сертифицировать свою продукцию. Многие предприятия предпочитают получить сертификат на систему менеджмента качества (СМК) и этим обеспечить долгосрочный успех в хозяйственной деятельности. Понятие «Качество» охватывает все виды деятельности, от производственных процессов до планирования развития предприятия, а его содержание на международном уровне в настоящее время определено стандартами менеджмента качества, в частности, стандартами ИСО серии 9000. Эти стандарты органично вписались в производственные процессы и сферы управления, установили однозначные требования к СМК, положили начало сертификации этих систем. Обобщение знаний в области качества и сопряжение их с теорией управления стало предпосылкой возникновения самостоятельного направления науки об управлении - менеджмента качества. Процедуры сертификации и процессы управления качеством взаимосвязаны, что определяет потребность их совместного рассмотрения в исторически сложившейся последовательности. ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ Нормативно-правовое обеспечение сертификации
В России деятельность по сертификации продукции, работ и услуг регулируется федеральными законами, к числу которых относятся следующие: 1) Закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г.; 2) Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» в редакции 2003 г.; 3) Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции 1999 г.; 4) Закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в редакции 2003 г.
Решение отдельных социально-экономических задач с использованием обязательной сертификации регулируется специальными подзаконными актами, указами Президента и нормативными актами Правительства Российской Федерации. Нормативно-методическая база сертификации включает [Димов]: 1) совокупность нормативных документов (технический регламент, ГОСТ, ГОСТ Р и т.п.), на соответствие требованиям которых проводится сертификация, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (около 12 тысяч наименований); 2) комплекс организационно-методических документов (правил по сертификации и комментариев к ним), определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации.
Объекты сертификации
Всемирная история человечества содержит немало примеров правового государственного регулирования торговых отношений. В нашей стране развитие государственного технического регулирования началось только при Советской власти. В 1918 году В.И. Лениным был подписан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О введении Международной метрической системы мер и весов». В 1925 году был организован Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны Советского Союза и введена государственная стандартизация в СССР. Первым председателем комитета был назначен В.В. Куйбышев [Димов]. В 1993 году был принят Закон Российской Федерации «О стандартизации». Сертификация продукции в нашей стране впервые получила законодательную поддержку в 1979 году, после постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». В 1993 году в юридическую силу вступил Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». С 1 июля 2003 года вступил в юридическую силу Закон Российской Федерации «О техническом регулировании», который полностью заменил законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг». Именно Закон «О техническом регулировании» определяет объекты технического регулирования в нашей стране, в том числе, объекты сертификации.
Сфера применения Закона «О техническом регулировании»
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: 1) разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; 2) разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; 3) оценке соответствия. При этом закон не распространяется на государственные образовательные стандарты, стандарты о бухгалтерском учёте, стандарты аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг, а также на требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и использованию её радиочастотного диапазона [Закон].
Объекты технического регулирования Закон предусматривает разделение объектов технического регулирования на две категории: - объекты обязательных государственных требований; - объекты, требования к которым устанавливают на добровольной основе. Обязательные государственные требования устанавливаются на следующие объекты: 1) продукцию; 2) процессы производства продукции; 3) правила эксплуатации продукции; 4) правила хранения продукции; 5) правила перевозки продукции; 6) правила реализации продукции; 7) правила утилизации продукции. Таким образом, закон регулирует порядок установления обязательных требований, как к самой продукции, так и к процессам, охватывающим стадии её жизненного цикла от изготовления до утилизации. Кроме того, закон регулирует отношения, возникающие на стадии проектирования продукции. Явного указания на это в законе нет, однако сказано, что «Закон регулирует отношения, возникающие при разработке требований к продукции», а требования к продукции, как правило, разрабатываются на этапе её проектирования. Обязательные требования к продукции содержатся в техническом регламенте. Согласно закону, технические регламенты принимаются Международным договором РФ, Федеральным Законом, указом Президента или Постановлением Правительства Российской Федерации.
Закон разграничивает понятия «Продукция», «Процесс», «Работа» и «Услуга» по характеру требований, которые могут к ним применяться. Согласно закону, к продукции и связанным с ней процессам могут применяться как обязательные, так и добровольные требования. К выполнению работ и оказанию услуг могут применяться только требования, исполняемые добровольно. При этом закон «О техническом регулировании» не даёт определения понятиям «Работа» и «Услуга», ссылаясь в этом на статью №702 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В частности, к работам и услугам относят: работы и услуги связи, медицины, ветеринарии, аудита, консультационные, информационные, туристические, обучающие и другие, не связанные с хранением, перевозкой, реализацией или утилизацией продукции. Закон распространяется также на отношения, связанные также с оценкой соответствия продукции и других объектов обязательным или добровольным требованиям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|