Государственная политика в области развития школьного театра в первое десятилетие советской власти (1917-1927 гг. )
В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В начале нового тысячелетия заметно усилился интерес к проблемам духовного состояния общества. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период мировоззренческого вакуума, который образовался в стране в 1990-е годы. В этой связи значительное место в исследованиях стали занимать вопросы об основных тенденциях культурной политики государства, о роли культуры в развитии всего общественного уклада - аспекты малоизученные и рассматривавшиеся ранее под мощным воздействием идеологического пресса. Поэтому особую значимость приобретает анализ специфики развития культуры в «переломные» эпохи. Одним из таких периодов является первое десятилетие советской власти с 1917 по 1927 год. Именно в эти годы в контексте революционных перемен в стране происходило становление социалистической культуры. По мнению В.И. Ленина, целью её стало достижение высокого результата в сфере искусства в интересах широких народных масс путём чёткого руководства со стороны государства, основанное на принципах коммунистической партийности (23, С.336). Таким образом, все виды искусства, в том числе и театральное, с приходом к власти большевиков в стране стали рассматриваться в качестве важнейшего средства идеологического воспитания. Сценическое искусство во многом способствует саморазвитию всех поколений. На концерте, в театре включаются механизмы подражания, заражения, которые усиливают объединение театральной публики с переживаниями сценических героев. Публика испытывает катарсис, «переживая» жизнь, показанную с театральной сцены (20, С. 265).
После установления советской власти театр становится частью культурной политики государства. Астраханская газета «Коммунист» в 1918 году писала: «Театр при надлежащем репертуаре может иметь громадное воспитательное значение для народа. То, что кажется сухим и утомительным в чтении для человека, занятого тяжёлым физическим трудом, не умеющего схватывать на лету нити мыслей – олицетворённое в театре заинтересует, будет прослушано с неослабным вниманием, разбудит мысль и даст более плодотворные результаты» (21). 20-27 марта 1919 г. в Москве состоялся I Всероссийский съезд Рабоче-крестьянского театра. На съезд съехались представители городских и деревенских театральных организаций. В обращении к делегатам съезда говорилось: «Театр – народная радость и народное дело. Перед рабочими и крестьянами история поставила огромную задачу пересоздания жизни на новых началах. Театр является могучим средством в деле осознания этой задачи, могучим оружием организации духовных сил в деле её осуществления» (11. Л.27). Собравшиеся определяли «пути всеобщего действия в целях создания и усовершенствования рабоче-крестьянского театра в государственном масштабе» (16, Л.27). По инициативе А.В. Луначарского был учреждён Поволжский отдел искусств, который действовал на территории от Нижнего Новгорода до Астрахани. В Саратове должна была собраться первая конференция представителей культуры данного региона для определения дальнейшего плана работ (10, Л.15). Ставился вопрос об организации курсов. Художественный совет при подотделе театра и искусств Астраханской губернии принял решение в конце 1918 - начале 1919 гг. организовать трёхмесячные курсы для подготовки инструкторов клубам и народным домам (9, Л.13). В циркулярах Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвета), подчёркивалось, что «главный центр следует перенести на театр, организованный самими массами, ибо только через театральную самодеятельность трудящиеся смогут приобщиться к искусству и положить начало новому социалистическому строительству» (8, Л.27).
Уже в первые годы советской власти стали создаваться самодеятельные театры, организованные при клубах, народных домах и библиотеках-читальнях. Они способствовали привлечению к культурно-просветительской и театральной деятельности широких масс города и деревни. Например, в селе Ильинка Астраханской губернии в 1919 году образовался театральный кружок, в который входили: учащиеся, учителя, рыбаки, флотские матросы, садовник, сапожник, мастеровой и др. (12, Л.4). Но данная народная самодеятельность находилась под контролем государства. Так, Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) рассылал по театральным отделам опросные листы, в которых просил указывать: название пьес; темы лекций, прочитанных перед началом спектакля; вопросы для обсуждения; фамилии авторов театральных постановок (7, Л.24). В статье «Воспитание нового человека» А.В. Луначарский ещё раз подчеркнул громадное значение искусства в формировании коммунистического мировоззрения, отмечая, что «мы должны желать развитие нашего собственного искусства, в котором будут выражены наши идеи, наши принципы, наши воззрения и которое будет иметь колоссальное воспитательное значение» (24. С.36). Поэтому руководители Наркомпроса в первую очередь большую роль отводили приобщению учащихся школ к театральному движению. Понимали важность данной задачи и губернские руководители образования. Так, комиссар по народному образованию Астраханской губернии К. Бакрадзе сообщал, что комиссариатом организованы для учащихся спектакли из классического репертуара. Предлагалось преподавателям устраивать чтение рефератов, освещающих театральные пьесы, чтобы дать ребятам сознательно и полно воспринять увиденное. Обещано было за чтение рефератов платить в сумме от 10 до 25 рублей (5, Л.225). При Театральном отделе Наркомпроса были учреждены постоянное Бюро и периодически созываемый Совет детского театра и детских празднеств, в состав которых вошли педагоги, режиссёры и деятели искусств. Появилось множество учебно-методических пособий и публицистических статей на темы театральной педагогики в школе. Луначарский лично курировал издание журнала «Игра». С 1918 по 1926 год материалы по этой теме печатались в сборниках «Педагогической мысли» и отдельных изданиях: «Театр в школе», «Школьные спектакли и инсценировки» и др. Активными авторами этих изданий стали такие видные деятели культуры, как В. Мейерхольд,
А. Блок, С. Маршак, А. Брянцев и др. (25, С.4). Содержание публичных театральных выступлений школы было чрезвычайно разнообразным. Затрагивались вопросы школьной жизни и работы («Я учусь», инсценировка программ Гуса, агитпьесы за новую школу и т.д.). Ставились спектакли на бытовые темы: против неграмотности, пьянства, антисанитарии, о новом ведении сельского хозяйства, о «Дне леса», о «Дне урожая» (27, С. 70). Например, при проведении кампании по оспопрививанию в Калмыцко-Базаринском улусе (1925 г.) студенты различных курсов медицинского института г. Астрахани проводили широкую агитацию среди населения о необходимости соблюдать санитарно-гигиенические нормы и делать прививки от оспы. Ребята совместно с врачами поставили инсценировку «Суд над матерью», где мать отказывается от прививки оспы своему ребёнку, следствием чего была его болезнь и слепота. Поначалу постановка не дала ожидаемых результатов, так как большую часть населения улуса не удалось «затянуть» в клуб. Но затем слух о спектакле разнёсся по Калмыцкой степи через пионеров и комсомольцев, что оказало некоторое влияние на дальнейший ход работы студентов (4, Л.19). Постановочный материал для своих спектаклей школы обычно брали из готовых напечатанных пьес. Однако недостаточность таких пьес и неприспособленность их к современности вынуждали прибегать к импровизации. При устройстве постановок советская школа отражала современное, т.е. «революционное содержание». «Революционность содержания» - это не только пьесы политического характера, но и такие, где речь шла о переустройстве, революционизировании экономики и техники, быта и школы, искусства и идеологии, о пользе кооперации, о смычке города и деревни (1, С.109). Например, на сценах города Астрахани в изучаемый период шли пьесы, посвящённые событиям гражданской войны, такие, как «Город в кольце». Пьеса «Белый ангел» затрагивала события времён революционного движения 1905 годов.
Под влиянием этих постановок учащиеся школ под руководством учителей ставили свои спектакли. Например, в школе 1-й ступени № 5 им. В.И. Ленина г. Астрахани были поставлены пьеса «Ленинизм» и детская опера «Бунт кукол» (13, Л.13). А воспитанники детского дома № 1 г. Астрахани поставили к Октябрьским торжествам детскую оперу «Кто не работает, тот не ест» и балет «Танцы всех национальностей» (18, Л.23). В Саратовских школах при проведении антирелигиозной кампании были поставлены пьеса на басни Д. Бедного «Христос Воскрес» (19, С.181). В Астрахани по заданию Губполитпросвета прошёл спектакль «Жрец Тарквиний» (6, Л.22). Но не всё так быстро менялось в жизни людей под воздействием революционных преобразований. Так, в книге астраханского писателя Ю. Селенского «Не расти у дороги», которая повествует о событиях в Астрахани в 1920-е годы, герой Степан Петрович, рассматривая афиши, размышляет: «Как всё смешалось. В клубе «Нацмен» премьера агитпьесы Долева и Благова «Отче наш, капитал!». А в бывшем театре Плотникова ещё доживает «Отелло» (26, С. 18). Активная театральная деятельность, охватившая взрослое и детское население страны, не могла не радовать руководителей государства. Однако на заседаниях бюро губернских комитетов ВКП(б) подчёркивалась необходимость «усилить идеологическое наблюдение за репертуаром» (14, Л.10-б). С этой целью было образовано Губернское управление по делам литературы, издательств и по контролю за репертуаром (Гублит). Введение Гублита входило предварительный и последующий просмотр всех театральных постановок. Данный просмотр имел своей целью не только вести учёт спектаклей по количеству и качеству, по которым можно судить о степени роста и развития культуры страны, но и необходимость давать им то направление, которое требует рабочий класс, его задачи, его культура, борясь с извращением его идей и с разглашением его тайн (2, С.335). К примеру, на заседании президиума Губернского комитета (Губкома) РКП (б) Астраханской губернии 22 апреля 1921 г. рассматривалось заявление А. Золотарёва с просьбой указать, почему была снята со сцены пьеса «Валя Сокольская», сценарий которой был утверждён в Петрограде. В принятом решении звучало: «Пьесу пропустить, но предложить А. Золотарёву сделать в ней революционные поправки» (15, Л.34). Приказом Губернских отделов народного образования (Губоно) необходимо было при выборе репертуара пьес для ученических спектаклей приглашать представителя от школьного подотдела и с его участием решать вопрос о постановке пьесы для детей школьного и дошкольного возраста. Предлагалось выставлять лектора для разъяснения, какие произведения можно ставить, а какие нельзя (3, Л.175). Например, в школе 1-й ступени при нефтескладе № 5 Саратовского уезда к постановке готовились следующие пьесы: «Среди цветов», «Красный цветочек» К. Лукашевича, «Недоросль» Фонвизина. Школьный совет просил разрешения о постановке названных пьес, находя их, со своей стороны, вполне подходящими для детского спектакля (17, Л.2-3).
Итак, в первые годы советской власти государство рассматривало театры не только как зрелищное мероприятие, призванное развлекать. На передний план выходили идейно-воспитательные, познавательно-просветительские, агитационно-пропагандистские функции театрального искусства, которые признавали ведущие государственные деятели страны. Театр становится инструментом реализации социальных целей, внедрения в сознание населения господствующих партийно-государственных ценностей. Саратовский журнал «Коммунистический путь» в 1927 году писал: «Театр, поднимая, политический и культурный уровень народных масс, ставит и решает актуальные вопросы современности. С одной стороны, организует здоровый отдых, с другой стороны, используя свои специфические средства, должен вовлекать в строительство социалистического общества. Кроме этого, перевоспитывать интеллигенцию и мелкую буржуазию в соответствии с задачами стоящими перед пролетариатом» (22). Но определяющее значение при создании театральных постановок имела сама жизнь, наполненная революционным содержанием, величайшими переменами во всём, начиная с политического строя и кончая укладом повседневного быта.
Библиографический список 1. Бернштейн М.С. Что школа делает для населения. – М.: Работник просвещения, 1927. 2. Весь Саратов (альманах-справочник) / под ред. Д.М. Борисова. Саратов, 1925. 3. Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 181. Л. 175. 4. ГААО. Ф. 1071. Оп. 1. Д. 1397. Л. 19. 5. ГААО. Ф. 1362. Оп. 1. Д. 16. Л. 225. 6. ГААО. Ф. 1362. Оп. 1. Д. 1988. Л. 22. 7. ГААО. Ф. 1362. Оп. 1. Д. 211. Л. 24. 8. ГААО. Ф. 1362. Оп. 1. Д. 211. Л. 27. 9. ГААО. Ф. 1362. Оп. 1. Д. 375. Л. 13. 10. ГААО. Ф. 1362. Оп. 1. Д. 375. Л. 15. 11. ГААО. Ф. 1362. Оп. 1. Д. 375. Л. 27. 12. ГААО. Ф. 1362. Оп. 1. Д. 525. Л. 4. 13. ГААО. Ф. 1651. Оп. 1. Д. 5. Л. 13. 14. Государственный архив современной документации Астраханской области (ГАСДАО). Ф. 1. Оп.1. Д.112. Л.10-б. 15. ГАСДАО. Ф. 1. Оп.1. Д.41. Л.34. 16. ГААО. Ф. 1362. Оп. 1. Д. 375. Л. 27. 17. Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф.Р. 756. Оп. 1. Д. 123. Л. 2-3. 18. ГАСДАО. Ф. 296. Оп.2. Д.132. Л.23. 19. Из опыта работы по программе Гуса 5-й школы 2-й ступени г. Саратова. /под ред. П.М. Евсеенко. Саратов, 1930. 20. Катарсис (термин Аристотеля) – это духовно-эмоциональное очищение в процессе восприятия античной трагедии, а в настоящее время – любого произведения искусства /Универсальный энциклопедический словарь. М., 2006. 21. Коммунист.1918. № 33. 22. Коммунистический путь. 1927. №18.27 сентября. 23. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Т. 41. С. 336-337. 24. Луначарский А.В. Воспитание нового человека. Ленинград. 25. Никитин А. Театр в школе – зачем и как? История и перспективы. // Классное руководство и воспитание школьников. 2008 - №18. С.4-8. 26. Селенский Ю. Не расти у дороги. Волгоград, 1983. 304 с. 27. Татаринова Н. Постановка спектакля в клубе как импульс для выявления творчества, активности и чувства общественности у детей. // На путях к новой школе. 1922 №1. С.70-76.
Беломоина О. А. ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|