Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музею на улице ульяновых – 40 лет




Людям, что за пятьдесят и более хорошо памятна эта дата. С ней в 1970 году было связано многое – издавались книги и буклеты, значки и медали, в трудовых коллективах проводились политинформации и выпускались стенгазеты, в школах – пионерские сборы и комсомольские собрания. 100 лет со дня рождения обожествленного в стране человека – В.И.Ленина, основателя советского государства.

В Астрахани помимо всего прочего готовились особо. И особое это дело было всесоюзного значения. Под руководством главного архитектора А.В.Воробьева по проекту ВП НРК Минкультуры СССР в 1968-1970 годах в Астрахани была произведена реставрация дома семьи Ульяновых. А 16 апреля 1970 года в нем был торжественного открыт дом-музей Ульяновых. Документально было подтверждено, что семье Ульяновых этот дом принадлежал в 1820-1881 годы, в 1831 году в нем родился отец Ленина – Илья Николаевич Ульянов.

Художники Ленинградского комбината живописно-оформительского искусства оформили экспозицию музея. Она содержала копии архивных документов, касающиеся деда Ленина и других членов семьи, предметы, обнаруженные при реставрации дома, предметы, связанные с трудовой и бытовой деятельностью Ульяновых, а также некоторые материалы, характеризующие Астраханский край и город в связи с жизнедеятельностью крестьянско-мещанской семьи Ульяновых.

Сохранились не только фотографии первой экспозиции музея, но и фото с моментами реставрационных работ, в том числе, изображающих плотницкие работы во дворе дома на фоне плаката «До окончания реставрационных работ дома семьи Ульяновых осталось 20 дней». Люди старались, чувствовали ответственность момента. И не только перед своим прорабом, Обкомом партии, но и перед всей страной.

В 1970-е годы музей был востребован. Сюда вели всех «высоких» гостей города, здесь принимали в пионеры, комсомольцы, вручали паспорта и т.д. В соседнем доме, соединенном с домом Ульяновых, появился кинозал и выставочный зал с экспозицией «Торжество ленинских идей».

Но сотрудники музея – историки, искренне проводя идеологическую работу в своем музее, понимали важность насыщения экспозиции краеведческим материалом. И они его собирали, работая в архивах и проводя «дворовые обходы», находя старинные предметы и принимая их от коренных астраханцев-дарителей. Экспозиция перестраивалась, обогащалась, в том числе экспонатами, связанными с гимназическими годами и педагогической деятельностью Ильи Ульянова.

Двадцать лет музей Ульяновых был важным историческим и экскурсионным объектом Астрахани, замечательной достопримечательностью города. С 1990 года ощущается резкий отток посетителей. В 1991-1992 годах отмечались частые случаи вандализма. Сохранился журнал с описанием почти ежедневных «происшествий» тех лет, с докладными и объяснительными сторожей, подброшенными в музей угрожающими записками. Разбитые стекла окон, украденные вывески и мемориальные доски, разбросанные по двору спички…

Спасительной для музея стала тема «История народного образования в Астрахани». С помощью материальной поддержки директора судоремзавода им.Ленина А.П.Гагарина был отремонтирован выставочный зал и открыты выставки: «Первые школы Астрахани», «Выдающиеся выпускники I Астраханской гимназии». Из фондов музея-заповедника была излечена и представлена в музее Ульяновых прекрасная коллекция письменных принадлежностей XVIII – нач. ХХ вв., в архиве обнаружены документы с интереснейшими сведениями о первых школах города. Школьники и студенты пединститута вновь заполняли пустующие залы музея. С интересом знакомились они и с новой выставкой «Из истории Косы», раскрывающей особенность этого исторического района города.

Ульяновы же «подсказали» вскоре и другое направление исследовательской работы. Они были представителями практически всех существующих в дореволюционной Астрахани сословий. И эта тема не была глубоко отражена в астраханских музейных экспозициях. Мещане – мастеровые ремесленники, купечество (промышленники и меценаты), дворяне-служащие. И наконец, почетные граждане города Астрахани XIXвека! Впервые в музее Ульяновых в конце 1990-х годов были представлены материалы об этом. Сформировалась новая экспозиция «Город и горожане. XIX век». И помогли в ее создании материально те, кто сам интересовался историей нашего края и оказался не равнодушным к идеям музейщиков: А.П.Гагарин, С.И.Аптекарь, А.С.Каменев, П.Е.Фабриков, О.В.Сарычев, А.А.Пашаев, отдельные работники администрации города (Е.Б.Элеменкина).

Параллельно сотрудники музея вели сбор материала и по истории современной Астрахани, это касалось и жизнедеятельности почетных граждан – представителей самых разных сфер деятельности, которые удостаивались этого звания с 1993 года. Собранный материал дал возможность создать выставку «Почетные граждане г.Астрахани XIX-XX веков». А в ноябре 2001 года представленный в музее Ульяновых богатый материал по истории Астрахани дал наконец-то основание для переименования его в «Музей истории города».

И для подтверждения своего нового названия, музей создавал выставки: «Огни родного города» (об истории освещения домов и улиц в Астрахани), «По платью видно – кто таков» (об одежде горожан), «Золотая стружка» (о ремесленных цехах в Астрахани), «Сохранено для потомков» (о предметах старины, переданных в дар музею от астраханских старожилов), «Праздники и торжества в старой Астрахани»… На них же проводились самые разные мероприятия для разных категорий посетителей.

К сожалению, в связи с ремонтно-реставрационными работами в здании краеведческого музея, с июня 2008 года музей истории города временно закрыт для одиночных посетителей. Но организованные группы мы принимаем, так как продолжает работать выставка «Учились в губернской Астрахани» и создана в 2009 году новая выставка «Суда на Волге», с представленными на ней тридцатью моделями судов разных типов, ходивших по Волге в XVIII-XX веках.

Надеемся, что к летнему сезону и вся экспозиция музея вновь будет открыта для посетителей. В планах же – ее обновление и создание выставки «История Астрахани в планах, картах, чертежах». Это по силам нашим научным сотрудникам. А вот для осуществления плана создания на базе музея городской мещанской усадьбы середины XIX века необходима помощь. И прежде всего в реставрации фасада зданий музея. В «Целевой программе по реставрации фасадов зданий-памятников архитектуры города Астрахани на 2008-2010 годы» реставрация зданий музея планировалась в 2010 году, но «в связи с тяжелым финансовым положением в условиях финансового кризиса исполнение Программы приостановлено».

Мы понимаем особенность нашего времени. И все же… Астрахань XIX - начала XX веков, сохранившаяся в историческом районе города под названием «Коса», представляет уникальный образец русского провинциального города с характерной для того периода застройкой. Музей истории города окружает эта историческая застройка. И сам музей находится в здании-памятнике начала XIХ века. Когда-то это была целая городская усадьба жителя среднего достатка (мещанина) – «двухэтажный дом со службами». Во дворе находился флигель и хозяйственные постройки: баня, каретный сарай, амбар, сенник, ледник. Украшал двор садик в котором был стол и скамеечки. Сначала домом владел лафетный подмастерья Липаев, с 1820 по 1881 гг. – портновский мастер Ульянов и его семья, затем купец Фокин, купец Смирнов. Для воспроизводства усадьбы музей подготовил дизайн-проект по ее реконструкции.

Видя в последнее время некоторые хорошие результаты реставрационных работ по фасадам отдельных старинных зданий города, хочется надеяться, что внутреннему содержанию музея истории города, будет в самое ближайшее время соответствовать так же и внешний его облик. И в эту усадьбу-музей потянутся не только школьные группы, но и взрослые горожане, и гости Астрахани, пожелавшие соприкоснуться с культурным наследием наших прадедов, поучаствовать в сюжетно-ролевом спектакле, побывав в гостях у мастера–портнова, захотевшие отметить свои именины или просто почаевничать на старинной веранде, послушав городской романс, встретиться с почетным гражданином города, услышать об истории происхождения названия своей улицы или о судьбе поэта-астронома Ивана Симонова, астраханца, открывшего Антарктиду. А юные посетители смогут поучаствовать в старинных играх и забавах во дворе музея-усадьбы или попробовать писать гусиным пером и чернилами, как их сверстники астраханской цифирной школы XVIII века.

В общем, у сотрудников музея истории города задумок много и все они – для вас, уважаемые астраханцы.

 


А.А. Мамаев

Дом-музей Велимира Хлебникова

«СЕМЬЯ ХЛЕБНИКОВЫХ»

(КОМПЛЕКТ МЕДАЛЕЙ)

Один из многочисленных экспонатов Дома-музея Велимира Хлебникова в Астрахани – комплект из пяти медалей «Семья Хлебниковых», выполненный к 100‑летию со дня рождения поэта Велимира Хлебникова (1985) астраханским художником Б.М. Медведевым1.

Остановимся на последней работе художника. В комплекте из пяти медалей запечатлён не только образ великого поэта Велимира Хлебникова, нашего земляка, но и его родственников: В.А. Хлебникова (отца); В.В. Хлебниковой (сестры); П.В. Митурича (друга поэта, мужа В.В. Хлебниковой); М.П. Митурича-Хлебникова (племянника).

Приведём опись этих медалей и краткие сведения о тех, кто на них запечатлён.

Велимир Хлебников. На лицевой стороне медали – портрет поэта и надпись: «Велемир Хлебников». На оборотной стороне: сверху – даты жизни: 1885–1922, ниже – поэтические строчки:

 

Черти не мелом, своей кровью,

Того, что будет чертежи,

И рок, слетевший к изголовью,

Наклонит умный колос ржи.

В. Хлебников.

 

Хлебников Велимир (Виктор Владимирович) (28.Х(9.XI.)1885, Зимняя ставка Малодербетовского улуса б. Астраханской губ. – 28.VI.1922, дер. Санталово бывш. Новгородской губ.) – великий русский поэт, ученый, мыслитель. Вырос в семье известного натуралиста В.А. Хлебникова, одного из создателей Астраханского государственного заповедника. Астрахань – «город предков» поэта – купцов, судовладельцев, думных гласных, благотворителей.

В 1910–1912 гг. В. Хлебников сближается с В. Маяковским, Д. Бурлюком, А. Крученых и другими и становится во главе футуризма (от лат. futurum – будущее), разрушившего традиционные каноны поэтического творчества. В 1913 г. пишет «Хаджи-Тархан» – поэму об Астрахани, ставшую переломной вехой его творчества. В ней поэт приходит к идее сближения духовных культур Запада и Востока. Астрахань в значительной степени сформировала поэтическое видение Хлебникова, дала богатую пищу для азийских пластов его творчества. Она – «один из ключей к Хлебникову» (Д.П. Святополк-Мирский).

В течение всего послереволюционного периода Велимир ведет жизнь странствующего поэта. Неизменно оказываясь в эпицентре событий того времени, он становится его художественным летописцем. В 1918 г. поэт становится штатным сотрудником армейской газеты «Красный воин», где публикует стихи «Воля всем» и «Жизнь», рассказ «Октябрь на Неве», заметки «Открытие народного университета», «На съезде», «Астраханская Джиоконда», «Открытие художественной галереи» и др.

В сентябре 1918 г. им написаны декларации «Индо-русский союз» и «Азосоюз», в которых он развивает уже ранее высказанную мысль: «обратить Азию в единый духовный остров».

Ныне в Астрахани регулярно проходят международные Хлебниковские чтения с участием крупнейших хлебниковедов России и мира, создан Дом-музей Велимира Хлебникова, где хранятся личные вещи поэта, именные экземпляры его книг, автографы, прижизненные издания(2, 7).

Владимир Алексеевич Хлебников. На лицевой стороне медали – портрет В.А. Хлебникова и даты жизни 1857–1935 гг.2. На оборотной стороне надпись: «Открыватель и первый директор астраханского заповедника».

Хлебников Владимир Алексеевич (14(26).VIII.1857, Астрахань – 20.III.1934, Москва) – орнитолог и лесовед, один из основателей астраханского государственного заповедника. Окончил Астраханскую классическую гимназию, затем Петербургский университет (отделение биологии естественного факультета, 1882),где получил степень кандидата естественных наук.

С 1885 по 1891 гг. – попечитель Эркетеневского и Малодербетовского улусов калмыцкой степи Астраханской губернии. В Калмыкии учёный проводил опыты по разведению лесов, решал проблемы с водоснабжением, учил местных жителей разводить табак, который в случае падежа скота шёл на продажу. Калмыки прозвали его «сан-кюн» («добрый человек») и сложили песню о «светлом попечителе».

С 1887 г. В.А. Хлебников – член «Петровского общества исследователей Астраханского края», а с 1914 – его председатель.

За коллекцию птиц Астраханской губернии (800 экспонатов) учёный был награждён Большой серебряной медалью в 1890 г. в Казани. В.А. Хлебников – автор многочисленных научных трудов, доныне не утративших своей научной значимости.

В 1910 г. именно он впервые поднял вопрос о создании Астраханского заповедника, но за его проект был подан лишь один голос. Только в 1919 году в дельте Волги будет заложен первый советский заповедник, ставший научным подвигом Владимира Хлебникова. В 1927 году он назначается его первым директором.

Ныне в заповеднике функционирует музей, где есть уголок, посвящённый жизнедеятельности В.А. Хлебникова, и библиотека, в которой хранятся книги учёного, переданные в неё его родственниками.

Урна с прахом Владимира Алексеевича Хлебникова захоронена на Дамчикском участке заповедника и над ней воздвигнут памятник(9,10).

Вера Хлебникова. На лицевой стороне медали – портрет В. Хлебниковой, внизу надпись: «Вера Хлебникова». На оборотной стороне – фрагмент её картины «Старое и молодое» и даты жизни: 1891–1941.

Хлебникова Вера Владимировна (20.III(2.IV) 1891, Зимняя ставка Малодербетовского улуса б. Астраханской губ. – 19.I.1941, Москва) – русский художник-живописец. Обучалась художественному мастерству у знаменитых педагогов – К.Ф. Юона, Я.Ф. Ционглинского и К. ван Донгена.

В 1916 г., уже сложившимся мастером-живописцем, художница приезжает в Астрахань, где создаёт свои лучшие полотна, принесшие ей широкую известность. В них она достигает максимальной экспрессии («Русалки»), сложной цветовой гаммы («Старое и молодое»), в картине «Путь художника» ощутимо влияние пластики Врубеля, Сохранился её альбом с астраханскими зарисовками, а также графические работы: «Верблюды», «Астрахань. Кутум», «Девушка с лебедем», акварели-иллюстрации к поэме Велимира Хлебникова «Лесная тоска».

В Астрахани В. Хлебникова сотрудничает в газете «Коммунист» (ныне «Волга») в качестве художника-карикатуриста, ведёт художественную студию в с. Никольском, участвует в Выставке Астраханской Общины художников (1919), с 1924 г. постоянно живёт в Москве.

В 1977 г. в Астрахани была организована персональная выставка живописи и графики Веры Хлебниковой, позже повторенная в Москве (1978) и Ленинграде (1979). После этого о ней заговорили как о «художнике глубокого очарования», появились статьи, мемуары, монографии о В. Хлебниковой.

Её работы хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее изобразительного искусства, но наиболее полно её художественное творчество представлено в астраханском Доме-музее Велимира Хлебникова(1,8).

Пётр Митурич. На лицевой стороне медали – портрет П.В. Митурича по рисунку В. Хлебниковой. По бокам надписи: «Пётр Митурич». На оборотной стороне – домашние растения в цветочных горшках по рисункам П.В. Митурича. По бокам, слева и справа, даты жизни: 1887–1956.

Митурич Пётр Васильевич (12(24)IX.1887, Санкт-Петербург – 27.Х.1956, Москва) – один из ключевых художников-графиков первой половины ХХ в.

В 1909 г. окончил Киевское художественное училище и поступил в Петербургскую академию художеств в батальную мастерскую Н. Самокиша. Участник Первой мировой войны, в послереволюционное время – служащий Отдела ИЗО Наркомпроса. Пётр Митурич сближается с поэтом Велимиром Хлебниковым, считая его своим учителем и другом. Совместно с художником Сергеем Исаковым Пётр Митурич печатает на литографском станке «Вестник Велимира Хлебникова», его сверхповесть «Зангези» и «Доски судьбы» (1922). В мае 1922 года П. Митурич и В. Хлебников едут в деревню Санталово Новгородской губернии. Там поэт тяжело заболел и умер.

Пётр Митурич и Вера Хлебникова, ставшая его женой, сохранили рукописи Велимира. Во время налётов на Москву немецкой авиации (1941) Пётр Митурич поднимался на крышу девятиэтажного дома, тушил «зажигалки», спасая бесценное хлебниковское наследие.

В 1926 г. П.В. Митурич создаёт несколько графических работ: «Дом в Астрахани, где жила семья Хлебниковых», «Астрахань. Кутум», «Астрахань. Церковь Воздвижения». Позже он их покажет на выставке «4-х искусств» в Москве. Художник неоднократно рисовал Владимира Алексеевича и Екатерину Николаевну Хлебниковых, родителей поэта, нашедших приют своей старости в его доме.

Пётр Митурич активно содействовал выходу пятитомного собрания произведений Велимира Хлебникова (1928–1933), предоставив Союзу писателей Ленинграда его рукописи.

Он был неразрывно связан с Хлебниковым при жизни и неотделим от него после смерти: урны с прахом поэта и художника покоятся в одной могиле на московском Новодевичьем кладбище(5,6).

Май Митурич-Хлебников. На лицевой стороне медали – портрет М.П. Митурича, внизу надпись: «Май Митурич-Хлебников». На оборотной стороне – композиции по рисункам Мая Митурича. Слева надпись: «Рисунки Мая Митурича».

Митурич-Хлебников Май Петрович (29.V.1925, Москва – 30.VI.2008, Москва) – сын известных художников Петра Митурича и Веры Хлебниковой.

С его именем связаны лучшие достижения в области книжной иллюстрации для детей. Им проиллюстрировано около ста книг, в т.ч. С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, Г. Снегирёва, Р. Киплинга, Л. Кэрролла и др.

М.П. Митурич-Хлебников – народный художник России (1986), награждён золотой медалью Российской академии художеств (2000).

В декабре 1994 г. художник приносит в дар Астрахани знаменитую «хлебниковскую коллекцию»: личные вещи поэта, его прижизненные издания, фамильные реликвии и документы и т.д. Эта коллекция, положенная в основу экспозиции астраханского Дома-музея Велимира Хлебникова, сделала его уникальным очагом русской культуры.

В 2000 г. в Астраханской картинной галерее состоялась юбилейная выставка Мая Митурича-Хлебникова. Художник принёс в дар нашему городу свыше ста пятидесяти своих работ, многие из которых вошли в альбом «Май Митурич. Живопись и графика из астраханской коллекции» (Издательский дом «Астраханский университет», 2005).

В 2005 г. Маю Митуричу-Хлебникову была присуждена астраханская премия им. Б.М. Кустодиева(3,4).

 

Библиографический список

1. Бобков С.Ф. Вера Хлебникова. Живопись. Графика. М., 1987;

2. Мамаев А.А. Астрахань Велимира Хлебникова. Документальная повесть. Астрахань, 2007

3. Митурич М. Живопись и графика из астраханской коллекции. Астрахань, 2005;

4. Митурич М. Живопись и графика. Каталог выставки к 80-летию со дня рождения. М., 2005.

5. Митурич П.В Записки сурового реалиста эпохи авангарда. Дневники. Письма. Воспоминания. Статьи. М., 1997;

6. Митурич П.В.(1887–1956). Каталог выставки. М., 1978.

7. Парнис А.Е. В. Хлебников – сотрудник «Красного воина» // Литературное обозрение. 1980, № 2.

8. Чегодаева М.А. Заповедный мир Митуричей-Хлебниковых. М., 2004.

9. Чуйков Ю.С. Первая заповедь. Астрахань: Волга, 1992;

10. Чуйков Ю.С. Почему тускнеют жемчужины. Астрахань, 1996.

 


И.С. Бочарникова

Астраханский областной методический центр народной культуры

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...