Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определенному социальному кругу.




Проф деятельность

 

Науки, изучающие проф. деятельность человека. Психология профессионализма в системе психологических знаний. Понятие и значение акмеологии в изучении профессионализма.

 

Науки, изучающие профессиональную деятельность человека: психология: профпсихология.

 

Психология проф.деятельности –прикладная психология.

Психология профессиональной деятельности, несомненно, относится научно-практическому направлению. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Психология профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся, изучает условия и разрабатывает пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятельностью, анализ трудовой деятельности, профессиональных навыков.

Психология профессиональной деятельности также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, организационной психологией, инженерной психологией, эргономикой, социальной психологией, психологией управления, возрастной психологией,

юридической психологией, экономической психологией.

 

Акмеология – психология взрослости. 30-37 лет. Ценность: профессионализм.

 

Понятие и структура профессии (профессиональной деятельности).

 

Профессия – это область приложения сил человека, как субъекта труда. Деятельность, выполняемая за моральное и материальное вознаграждение, дающая статус.

Профессиональная деятельность – социально значимая деятельность, выполнение которой требует спец.знаний, умений, навыков, а также проф.обусловленных качеств личности.

 

Структура проф.деятельности:

  1. Цели труда
  2. Предмет труда
  3. Система средств труда (вещественные материальные и функциональные:внешние выразительные средства поведения и речи человека и внутренние знания умения)
  4. Система профессиональных и служебных обязанностей (основные формы активности человека)
  5. Система прав (отражает правовой статус работника)
  6. Производственная среда и условия труда (предметные условия – социальные условия)

 

 

Профессиональная пригодность. Факторы, влияющие на профессиональную деятельность (объективные и субъективные). Профессиональный отбор и профессиональный подбор.

Профессиональная пригодность – способность выполнить функции в сфере. Совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения данной профессии, общественно премлимой объективности труда.

Объективные факторы – требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к труду субъекта и наличии опр.качеств.

Субъективные факторы – конкретные индивидуально-определенные особенности конкретного человека.

Проф.пригодность – когда объективные и субъективные факторы совпадают.

2 способа взаимодействия объективных и субъективных факторов:

1. В ходе проф. Обучения человек адаптируется на профессию, развивая в себе необходимые качества.

2. Человек меняет профессию под новый стандарт.

 

Проф. отбор – система спец процедур изучения и оценки проф. пригодности человека к освоению профессии, достижения в ней требуемого уровня мастерства и успешного выполнения проф. Обучения в типовых и нестандартных проф.ситуациях.

Мед отбор, физиологический отбор, педагогический отбор, психологический отбор.

Условия отбора:

  1. соц-экономическая необходимость
  2. определенный круг профессий, в котором есть необходимость
  3. если опробированны и хорошо разработаны арсеналы методик
  4. наличие спец.подготовленных специалистов

 

Проф. подбор – подбор профессий, профессиональных сфер и специальностей к конкретному человеку, его индивидуальным способностям, с тем, чтоб он мог раскрыть свой потенциал и получить проф.удовлетворение..

Профессии бывают: реалистические, исследовательские, социальные, конвенциональные, предпринимательские, художественного типа.

 

  1. Профессиональное самоопределение и профессиональная самоактуализация.

определенному социальному кругу.

 

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма.

Е.А. Климов выделяет два уровня самоопределения:

1) гностический (перестройка сознания и самосознания);

2) практическийуровень (реальные изменения социального статуса человека.

Много общего имеют, например, профессиональное и личностное самоопределение. Но в то же время между ними существую и принципиальные отличия:

– профессиональное самоопределение – более конкретное, его

проще оформить (получить диплом и т.п.); личностное самоопределе-

ние более сложное

– профессиональное самоопределение больше зависит от внешних

(благоприятных) условий, а личностное самоопределение – от самого

человека

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом. В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения. Этот процесс выражается в том,что расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д.

 

Понятие самоактуализации охватывает всю систему жизнедеятельности индивида, а особенно явно может проявиться в профессиональной деятельности, которой обычно человек посвящает большую часть своей жизни. Самоактуализация включает в себя реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала. Эта категория подразумевает в себе непрерывное движение в направлении профессионального и личностного роста.

Под профессиональным ростом мы подразумеваем приобретение новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа ситуаций, в которых они оказываются востребованными; эта сторона имеет в большей степени рациональное выражение.

Под личностным ростом мы подразумеваем приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность, независимость и т.п.; эта категория имеет иное качество, в большей степени основанное на чувственном восприятии.

Таким образом, процесс самоактуализации представляет собой единство профессионального и личностного роста.

 

 

  1. Классификация профессиональных деятельностей

Профессии делятся на:

Реалистические (конкретный результат труда)

Исследовательские (отыскание новых факторов и решений)

Социальные (помощь людям)

Конвенциональные (процедурность, инструкции)

Предпринимательские

Художественного типа

 

Ч-Природа, Ч-Техника, Ч-Знак, Ч-Ч, Ч-Худ.образ

Юрист входит в Ч-Ч и Ч-З.

Формула профессий юрист:

Предмет труда: основной Ч-Ч, дополнительный Ч-З, факультативный Ч-Т

Условия труда: с повышенной моральной ответственность + дополнительно бытовые

Средство труда: функциональные

Цели труда: гностическая – соотнесение с реальной жизненной ситуацией условную норму труда.

 

 

  1. Место юридической профессии в системе профессий.

Профессии делятся на:

Реалистические (конкретный результат труда)

Исследовательские (отыскание новых факторов и решений)

Социальные (помощь людям)

Конвенциональные (процедурность, инструкции)

Предпринимательские

Художественного типа

 

Ч-Природа, Ч-Техника, Ч-Знак, Ч-Ч, Ч-Худ.образ

Юрист входит в Ч-Ч и Ч-З.

Формула профессий юрист:

Предмет труда: основной Ч-Ч, дополнительный Ч-З, факультативный Ч-Т

Условия труда: с повышенной моральной ответственность + дополнительно бытовые

Средство труда: функциональные

Цели труда: гностическая – соотнесение с реальной жизненной ситуацией условную норму труда.

 

 

  1. Понятие профессионализма. Професиионализм личности и профессионализм деятельности. Акмеологические инварианты профессионализма.

 

Профессионализм – хорошее владение своей профессией, комплекс 2ух подсистем: профессионализм деятельности и профессионализм личности.

 

Проф. деятельности – качественная хар-ка труда, отражающая высокую квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных проф.умений и навыков.

 

Проф.личности – качественная хар-ка субъекта труда, отражающая высокий уровень развития проф.важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов, креативности, мотивации и тд.

 

Акмеологические инварианты профессионализма – основные качества и умения профессионала, обеспечивающие высокую стабильность и надежность выполняемой деятельности практически независимо от ее содержания и специфики. Должны быть комплексны.

Общие:

Сила личности

Развитая антиципация

Высокий уровень самореализации

Умение принимать решения

Креативность

Высокая адекватная мотивация достижений

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...