Определенному социальному кругу.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Проф деятельность
Науки, изучающие проф. деятельность человека. Психология профессионализма в системе психологических знаний. Понятие и значение акмеологии в изучении профессионализма.
Науки, изучающие профессиональную деятельность человека: психология: профпсихология.
Психология проф.деятельности –прикладная психология. Психология профессиональной деятельности, несомненно, относится научно-практическому направлению. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Психология профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся, изучает условия и разрабатывает пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятельностью, анализ трудовой деятельности, профессиональных навыков. Психология профессиональной деятельности также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, организационной психологией, инженерной психологией, эргономикой, социальной психологией, психологией управления, возрастной психологией, юридической психологией, экономической психологией.
Акмеология – психология взрослости. 30-37 лет. Ценность: профессионализм.
Понятие и структура профессии (профессиональной деятельности).
Профессия – это область приложения сил человека, как субъекта труда. Деятельность, выполняемая за моральное и материальное вознаграждение, дающая статус. Профессиональная деятельность – социально значимая деятельность, выполнение которой требует спец.знаний, умений, навыков, а также проф.обусловленных качеств личности.
Структура проф.деятельности:
Профессиональная пригодность. Факторы, влияющие на профессиональную деятельность (объективные и субъективные). Профессиональный отбор и профессиональный подбор. Профессиональная пригодность – способность выполнить функции в сфере. Совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения данной профессии, общественно премлимой объективности труда. Объективные факторы – требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к труду субъекта и наличии опр.качеств. Субъективные факторы – конкретные индивидуально-определенные особенности конкретного человека. Проф.пригодность – когда объективные и субъективные факторы совпадают. 2 способа взаимодействия объективных и субъективных факторов: 1. В ходе проф. Обучения человек адаптируется на профессию, развивая в себе необходимые качества. 2. Человек меняет профессию под новый стандарт.
Проф. отбор – система спец процедур изучения и оценки проф. пригодности человека к освоению профессии, достижения в ней требуемого уровня мастерства и успешного выполнения проф. Обучения в типовых и нестандартных проф.ситуациях. Мед отбор, физиологический отбор, педагогический отбор, психологический отбор. Условия отбора:
Проф. подбор – подбор профессий, профессиональных сфер и специальностей к конкретному человеку, его индивидуальным способностям, с тем, чтоб он мог раскрыть свой потенциал и получить проф.удовлетворение.. Профессии бывают: реалистические, исследовательские, социальные, конвенциональные, предпринимательские, художественного типа.
определенному социальному кругу.
Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма. Е.А. Климов выделяет два уровня самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практическийуровень (реальные изменения социального статуса человека. Много общего имеют, например, профессиональное и личностное самоопределение. Но в то же время между ними существую и принципиальные отличия: – профессиональное самоопределение – более конкретное, его проще оформить (получить диплом и т.п.); личностное самоопределе- ние более сложное – профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение – от самого человека Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом. В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения. Этот процесс выражается в том,что расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д.
Понятие самоактуализации охватывает всю систему жизнедеятельности индивида, а особенно явно может проявиться в профессиональной деятельности, которой обычно человек посвящает большую часть своей жизни. Самоактуализация включает в себя реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала. Эта категория подразумевает в себе непрерывное движение в направлении профессионального и личностного роста.
Под профессиональным ростом мы подразумеваем приобретение новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа ситуаций, в которых они оказываются востребованными; эта сторона имеет в большей степени рациональное выражение. Под личностным ростом мы подразумеваем приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность, независимость и т.п.; эта категория имеет иное качество, в большей степени основанное на чувственном восприятии. Таким образом, процесс самоактуализации представляет собой единство профессионального и личностного роста.
Профессии делятся на: Реалистические (конкретный результат труда) Исследовательские (отыскание новых факторов и решений) Социальные (помощь людям) Конвенциональные (процедурность, инструкции) Предпринимательские Художественного типа
Ч-Природа, Ч-Техника, Ч-Знак, Ч-Ч, Ч-Худ.образ Юрист входит в Ч-Ч и Ч-З. Формула профессий юрист: Предмет труда: основной Ч-Ч, дополнительный Ч-З, факультативный Ч-Т Условия труда: с повышенной моральной ответственность + дополнительно бытовые Средство труда: функциональные Цели труда: гностическая – соотнесение с реальной жизненной ситуацией условную норму труда.
Профессии делятся на: Реалистические (конкретный результат труда) Исследовательские (отыскание новых факторов и решений) Социальные (помощь людям) Конвенциональные (процедурность, инструкции) Предпринимательские Художественного типа
Ч-Природа, Ч-Техника, Ч-Знак, Ч-Ч, Ч-Худ.образ Юрист входит в Ч-Ч и Ч-З. Формула профессий юрист:
Предмет труда: основной Ч-Ч, дополнительный Ч-З, факультативный Ч-Т Условия труда: с повышенной моральной ответственность + дополнительно бытовые Средство труда: функциональные Цели труда: гностическая – соотнесение с реальной жизненной ситуацией условную норму труда.
Профессионализм – хорошее владение своей профессией, комплекс 2ух подсистем: профессионализм деятельности и профессионализм личности.
Проф. деятельности – качественная хар-ка труда, отражающая высокую квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных проф.умений и навыков.
Проф.личности – качественная хар-ка субъекта труда, отражающая высокий уровень развития проф.важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов, креативности, мотивации и тд.
Акмеологические инварианты профессионализма – основные качества и умения профессионала, обеспечивающие высокую стабильность и надежность выполняемой деятельности практически независимо от ее содержания и специфики. Должны быть комплексны. Общие: Сила личности Развитая антиципация Высокий уровень самореализации Умение принимать решения Креативность Высокая адекватная мотивация достижений
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|