Примеры контрольных вопросов
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Литература с указанием страниц, необходимая для ответов на контрольные вопросы, приведена в разделе 6. Смысловое деление материала в контрольных вопросах такое же, как при изложении содержания теоретической части (раздел 6).
О п р е д е л е н и е, п а р а м е т р ы, с в о й с т в а ЛЭ и ЛЦ, о с н о в н ы е з а к о н ы и ММЦ л и н е й н ы х ц е п е й: 1) дайте определение линейного элемента и линейной цепи; укажите их свойства; 2) назовите режимы работы электрических цепей, дайте определение, поясните условия их существования; 3) запишите компонентные уравнения и выражение мгновенной мощности для линейных L -, C -, R -элементов; 4) запишите уравнения баланса токов, баланса напряжений и баланса мощностей через мгновенные значения токов и напряжений и поясните: а) в каком режиме, при каком характере воздействия, для какого типа цепей они справедливы, б) каким образом каждое из балансных уравнений участвует в анализе цепей; 5) дайте понятие математической модели цепи и укажите ее возможные варианты; 6) запишите в общем виде дифференциальное уравнение ЛЦ (с сосредоточенными параметрами), охарактеризуйте его; 7) сформулируйте принцип наложения, дайте графическую иллюстрацию; 8) запишите выражение для гармонического колебания, укажите его параметры, покажите на основе компонентных уравнений линейных элементов замечательное свойство гармонических колебаний сохранять свою форму; 9) изобразите три гармонических колебания с амплитудой 10 В, частотой 1 кГц и начальными фазами 0о, 60о, -60о; 10) укажите, к какому значению стремится косинусоидального колебания с параметрами U = 20 B, частота 10 кГц, φ0=00 увеличении периода колебания (Т ®¥); 11) дайте определение идеальных и реальных источников (генераторов) тока и напряжения, независимых и зависимых источников сигнала;
12) запишите выражения всех токов и напряжений на элементах при действии п о с т о я н н ы х э.д.с. (e (t) = E), если параметры схем и значения Е заданы (рис. 9.1); 13) запишите ММЦ по МТВ для схем рис. 9.1 при действии источников e (t): а) произвольной формы, б) гармонического характера одинаковой частоты. . М е т о д к о м п л е к с н ы х а м п л и т у д:
14) изложите общие принципы символических методов, алгоритм работы, преимущества символических методов; 15) сформулируйте, какие изменения и почему претерпевает ММЦ в виде дифференциального уравнения при использовании метода комплексных амплитуд; 16) изложите суть перехода от гармонической функции времени к комплексному числу, т.е. цепочку «гармоническое колебание – его представление через проекцию вращающегося вектора – представление в виде точки на комплексной плоскости», поясните взаимную неподвижность векторов, отображающих любые токи и напряжения в цепи, на которую действует источник гармонического колебания; 17) A, запишите İ, İm, I, Im и правильно их назовите, укажите, как связаны I и Im; 18) поясните, что такое оператор вращения, когда и почему его можно опустить; запишите его по данным предыдущего пункта; 19) запишите i (t), u (t), İm, Ům, если а) I = 50 А, частота 104 Гц, начальная фаза 75о, б) Um = 70 B, частота 105 рад/c, начальная фаза p/2, в) А, частота 500 Гц; 20) сформулируйте, что такое комплексное сопротивление участка цепи, закон Ома в комплексной форме, покажите общность вида компонентных уравнений для R -, L -, C -элементов в комплексной форме; 21) индуктивность L =10 мГн находится под гармоническим напряжением с параметрами: амплитуда 10 В, частота 1 кГц, начальная фаза 0о; вычислите сопротивление индуктивности, ток через индуктивность и фазовый сдвиг между током и напряжением двумя способами;
а) методом комплексных амплитуд, б) на основе компонентных соотношений для uL, iL; результаты сравните и поясните; 22) через емкость С = 0,1 мкФ протекает косинусоидальный ток с параметрами: амплитуда 10 мА, частота 104 рад/с, начальная фаза 0о; вычислите сопротивление емкости, падение напряжения и фазовый сдвиг между током и напряжением двумя способами: а) методом комплексных амплитуд, б) на основе компонентных уравнений для uC, iC; результаты сравните и поясните; 23) запишите законы Кирхгофа в комплексной форме и укажите, при каких условиях справедлива такая запись; 24) три источника гармонических колебаний одинаковой частоты, действуя по отдельности, создают на линейном сопротивлении R следующие напряжения: В, В, В, определите падение напряжения от одновременного действия сразу трех источников, изобразите схему подключения источников к сопротивлению R; 25) с узлом схемы связаны три тока (рис. 9.2), используя МКА, вичислите ток i 3(t), если , ; 26) дайте определение средней мощности РСР, получите выражение РСР, укажите значение РСР для индуктивности, емкости и сопротивления, поясните, почему средняя мощность называется активной; 27) запишите все возможные выражения для комплексной мощности в двухполюснике Z=R+jX, если гармонический ток вызывает на нем падение напряжения ; 28) запишите баланс мощностей в комплексной форме; 29) изобразите треугольники сопротивлений, проводимостей, мощностей, обозначьте активные и реактивные составляющие, запишите типовые соотношения между модулем, аргументом, активной и реактивной составляющими в любом из перечисленных треугольников; 30) вычислите значения каждого элемента схемы рисунка 9.3, если сопротивления указаны в омах, A, A, B. Э к в и в а л е н т н ы е п р е о б р а з о в а н и я:
31) сформулируйте условие эквивалентности двух участков цепи; 32) докажите, что полное сопротивление цепи, состоящей из n последовательно соединенных сопротивлений Zi, определяется как ; 33) докажите, что полная проводимость двухполюсника из n параллельно соединенных ветвей с проводимостями Yi определяется как ; 34) найдите полную емкость двухполюсника, состоящего из последовательно соединенных четырех разных емкостей, четырех одинаковых емкостей, двух разных емкостей, двух одинаковых емкостей;
35) сформулируйте правило для определения сопротивления двухполюсника, содержащего четыре параллельные ветви с разными сопротивлениями Z, выделите частный случай параллельного соединения двух равных сопротивления, выделите частный случай параллельного соединения k одинаковых сопротивлений; 36) найдите полную емкость двухполюсника, состоящего из параллельно соединенных трех одинаковых емкостей, трех разных емкостей; 37) аналогичный вопрос для индуктивности; 38) назовите условия, лежащие в основе пересчета звезды в треугольник сопротивлений и наоборот, сделайте необходимые обозначения на моделях; 39) поясните, почему нельзя эквивалентно пересчитать источник тока в источник напряжения; 40) пересчитайте генератор напряжения в генератор тока так, чтобы число узлов не увеличилось (рис. 9.4); 41) вычислите входное (эквивалентное) сопротивление для следующих двухполюсников: 42) на моделях рис. 9.6 сопротивления отдельных участков указаны в омах, вычислите входное сопротивление двухполюсников; 43) поясните смысловое значение чисел, указанных для индуктивностей и емкостей на рис. 9.5 и рис. 9.6; 44) вычислите входные сопротивления двухполюсников рис. 9.5, 9.6 и рис. 9.10 на крайних частотах диапазона w = 0 и w®¥; 45) участок цепи на частоте 103 рад/с имеет сопротивление Z =2× e -j60º Ом, изобразите последовательную модель замещения для этого участка, постройте в относительном масштабе треугольник сопротивлений, определите эквивалентные параметры этого участка; 46) по данным предыдущего вопроса рассчитайте параллельную модель замещения участка, постройте с соблюдением относительного масштаба треугольник проводимостей, рассчитайте эквивалентные параметры для параллельной схемы замещения; 47) постройте векторную диаграмму токов и напряжений для параллельной модели участка цепи с сопротивлением Z = 0,25× × ej 45º Ом, если входной ток этого участка мА; 48) обозначив встречное включение «*», согласное «×» изобразите последовательное соединение двух связанных индуктивностей L 1 и L 2, запишите выражение для расчета LЭКВ;
49) тот же вопрос для параллельного соединения.
М е т о д ы р а с ч е т а э л е к т р и ч е с к и х ц е п е й:
50) запишите типовую ММЦ по методу контурных токов с необходимыми пояснениями обозначений и знаков а) в виде системы линейных уравнений, б) в матричной форме; 51) тот же вопрос по методу узловых потенциалов; 52) сформулируйте закон, лежащий в основе каждого уравнения, составленного а) по методу контурных токов, б) по методу узловых потенциалов; 53) дайте определение независимого контура, покажите на конкретном примере, как практически в сложной схеме определить число независимых контуров; 54) поясните, почему в методе узловых потенциалов можно сказать «узловой потенциал» и «узловое напряжение», ведь потенциал и напряжение - это разные понятия; 55) для контура, указанного преподавателем на схеме рис. 2.1, составьте уравнение по второму закону Кирхгофа, а затем преобразуйте его к типовой форме, поясните получившееся правило знаков и условия, когда оно выполняется; 56) для узла, указанного преподавателем на схеме рис. 2.1, составьте уравнение по первому закону Кирхгофа и преобразуйте его к типовой форме, поясните получившееся правило знаков и условия, когда оно выполняется; 57) поясните, почему в схеме с n узлами составляется только (n-1) уравнение по первому закону Кирхгофа; 58) на рис. 9.7 приведена топология (структура) фрагмента цепи с указанием направления токов, выразите токи ветвей через контурные, определите, с какими знаками взаимные сопротивления войдут в систему уравнений по МКТ и почему;
59) выразите токи ветвей (рис. 9.8) через узловые потенциалы;
60) являются ли вспомогательные расчетные величины «контурные токи» и «узловые потенциалы» физически существующими, можно ли их измерить; каков смысл использования их для расчета? 61) если рассчитывается ток одной ветви, выгоднее опорным выбрать узел, соединенный с этой ветвью, поясните, почему; как следует выбирать опорный узел в общем случае, когда рассчитываются все токи? 62) изложите порядок действий при расчете методом контурных токов при использовании типовой системы; 63) то же при расчете методом узловых напряжений; 64) изобразите схему цепи по заданной типовой ММЦ (R 1 +R 2) ×İ 11 – R 2 ×İ 22 = Ė 1 – R 2 ×İ 11 + (R 2 +j w L 1 + ) ×İ 22 – j w L×İ 33 = Ė 2 – j w L 1 ×İ 22 + (R 3 + j w L 1 + j w L 3) ×İ 33 = Ė 2 – Ė 3 65) изобразите схему цепи по заданной типовой ММЦ 66) изложите алгоритм получения ММЦ по МУП (МКТ), если в схеме имеется зависимый источник; поясните как получить матрицу проводимостей (сопротивлений), включающую параметры зависимого источника;
67) в схему между узлами 3 и 4 (рис. 9.9) включен зависимый источник тока jк, управляемый током iЭ (jK=α×iЭ) или напряжением uЭ (jK=S×uэ) а) выразите ток зависимого источника jK через соответствующие узловые потенциалы, б) в какие уравнения системы по МУП и с какими знаками войдет зависимый источник jK, в) каким образом войдет крутизна зависимого источника S в собственные и взаимные проводимости узлов? 68) зависимый источник включен между первым и опорным (нулевым) узлом, «подтекая» к опорному узлу; поясните, каким образом (в какие ячейки и с какими знаками) крутизна S войдет в матрицу проводимостей при расчете по МУП; 69) матрица проводимостей, поставленная по МУП, включает крутизну зависимого источника S следующим образом: Y 22– S, Y 32+ S, дайте два правильных варианта ответа как и между какими узлами на схеме включен зависимый источник тока и «протекает» управляющий ток; 70) сформулируйте теорему об эквивалентном генераторе; изложите возможные способы определения ĖЭГ и ZЭГ. 71) пусть для схемы рис. 9.10 с заданными параметрами L, С, R ток через индуктивность на некоторой частоте f 0 источника гармонического колебания Ė известен (измерен или рассчитан по теореме об эквивалентном генераторе); изложите порядок расчета всех остальных токов на этой же частоте, введя необходимые обозначения. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Попов В.П. Основы теории цепей. – М.: Высш.шк.,1985.-496с. 2. Лосев А.К. Теория линейных электрических цепей. – М.: Высш. шк., 1987.-511с. 3. Атабеков Г.И. Основы теории цепей. – СПб.: Лань.2006.-424с. 4. Зернов Н.В., Карпов В.Г. Теория радиотехнических цепей. – Л.: Энергия,1972.-816с. 5. Зернов Н.В., Карпов В.Г. Теория радиотехнических цепей. – М.: Л.: Энергия, 1965.-892с. 6. Белецкий А.Ф. Теория линейных электрических цепей. – М.: Радио и связь,1986.-543с. 7. Матханов П.Н. Основы анализа электрических цепей. Линейные цепи. – М.: Высш.кш.,1972.-335с. 8. Афанасьев Б.П., Гольдин О.Е., Кляцкин И.Г., Пинес Г.Я. Теория линейных электрических цепей. – М.:Высш.шк., 1973.-592с. 9. Попов В.П. Основы теории цепей. – М.: Высш.шк.,2000.-575с. 10. Попов В.П. Основы теории цепей. – М.: Высш.шк.,2003.-576с.
Учебное издание
И.В. Мельникова
МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|