Устное народное творчество (6 ч)
Знакомство с русскими народными сказками (волшебными, бытовыми, о животных), пословицами, загадками о животных, о птицах, о природе и ее явлениях, об орудиях труда и т.д.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ Индивидуальные занятия Обследование учащихся. Исследование понимания речи; состояние звуковой стороны речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слов, темп, ритм, паузация, интонационная выразительность); фонематического восприятия и анализа; лексики, грамматического строя, связной речи; зрительно-пространственных функций (зрительного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти); процесса чтения и письма. Выявление индивидуальных затруднений в устной и письменной речи. Развитие зрительно-пространственных функций. Закрепление дифференциации графически сходных печатных и рукописных букв. Развитие артикуляционной моторики (подвижности, точности, координации, плавности переключения, объема движений). Выработка артикуляторных движений, необходимых для произношений шипящих звуков. Закрепление произношения звуков й, л, л’, р, р’, ш, ж в словах, предложениях, связной речи. Постановка и автоматизация звука щ. Постановка и автоматизация звука ч. Индивидуальная работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова. Воспроизведение трех- и четырехсложных слов со стечением согласных (зернышко, помчался, одуванчик). Преодоление индивидуальных затруднений в слоговом и фонематическом анализе слов сложной звукослоговой структуры (скамейка, мурзилка). Автоматизация умения определять количество и последовательность снов в предложении (на материале предложений из 4-6 слов с предлогами).
Закрепление в спонтанной речи сложных форм словоизменения и словообразования (предложно-падежных конструкций существительных; согласования прилагательного и существительного, образования прилагательных от существительных, дифференциации глаголов с приставками и др.). Уточнение значения слов, отработанных на уроках по развитию речи, обучению грамоте. Преодоление индивидуальных затруднений в построении связны высказываний (составление с помощью учителя небольших текстов-описаний в процессе работы по автоматизации звуков в связной речи). Устранение нарушений чтения и письма.
Фронтальные занятия (102 ч) (1-й вариант) Развитие эмоциональной выразительности устной речи. Закрепление логического и вербального ударения. Закрепление навыков четкого и правильного произношения звуков в устной речи. Дифференциация твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных е, ё, ю, я, и. Употребление ь после мягких согласных в конце и в середине слова. Дифференциация звонких и глухих согласных. дифференциация смычных звонких и глухих согласных б -п, д-т, г-к в словах, предложениях, тексте. Дифференциация свистящих и шипящих звуков: с-з, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ц, ц-т. Автоматизация звука щ в слогах, словах, предложениях, текстах. Автоматизация звука ч в слогах, словах, предложениях, текстах. Дифференциация звуков с’-щ, ч-т’, ч-ц, ш-щ, щ-ч. Развитие звукослоговой структуры слова: воспроизведение серий слогов с оппозиционными звуками и со стечением согласных (ща-ча-ча-ща, пчи-пте-пчи и т.д.); воспроизведение серий слогов с меняющимся ударением; воспроизведение трех- и четырехсложных слов с 2-3 стечениями согласных (распустились, простокваша). Закрепление фонематического анализа на материале слов сложной звукослоговой структуры. Определение количества, последовательности, места звуков в слове (какой по счету, соседи звука). Составление графических схем слов, их сравнение, подбор слов, сходных по звукослоговой структуре (бутылка - копилка, дворник - плотник). Звуковой анализ различных форм слова, определение сходства и различия (дома - домом - домами). Выделение слов определенной звукослоговой структуры из предложений, текста.
Закрепление слогового анализа слов сложной слоговой структуры с опорой на гласные звуки. Определение ударного слога и ударного гласного звука. Развитие анализа предложений на слова (на материале предложений из 5-6 слов с предлогами). Уточнение и обогащение словаря с учетом программы по развитию речи. Закрепление форм словоизменения и словообразования (употребление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов, согласование прилагательного с существительным, образование приставочных глаголов и их дифференциация, образование прилагательных от существительных). Развитие связно речи (пересказ, рассказ, повествование, описание с использованием наглядности, с помощью учителя) в процессе автоматизации и дифференциации звуков в связной речи. Коррекция нарушений чтения и письма. Работа над наиболее распространенными ошибками чтения и письма и их, механизмами. Анализ трудных случаев написания слов. Сравнение количества звуков и букв в словах. Употребление разделительного ь и ъ, употребление гласных после ь и ъ.
Фронтальные занятия (102 ч) (2-й вариант) Формирование речевого дыхания, длительности и плавности речевого выдоха. Развитие синхронности речевого дыхания и голоса. Развитие эмоциональной выразительности устной речи. Закрепление логического и вербального ударения. Закрепление навыков четкого и правильного произношения звуков в устной речи. Развитие артикуляторной моторики. Обеспечение правильного и точного выполнения артикуляторных движений. Нормализация тонуса, темпа движений, плавности переключения от одного движения к другому, ритма, координации, объема движений. Закрепление артикуляции и звучания правильно произносимых звуков. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков, не требующих коррекции: м-м’, х-х’, п-п’, к-к’, в-в’, т-т’, н-н’ (с учетом последовательности усвоения букв по букварю с определенным опережением).
Постановка (на индивидуальных занятиях) и автоматизация свистящих звуков с, с’, з, з’, ц. Дифференциация звуков с-с’, з-з’, с-з, с-ц. Закрепление звукослоговой структуры слов, включающих свистящие звуки: повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками типа со ц-цос, за-са-за, ста-сто-сту с меняющимся ударением; закрепление произношения слов различной структуры со свистящими звуками в начале слова (самолет, скамья, старуха), в середине (косынка, капуста), в конце слова (пылесос). Постановка(на индивидуальных занятиях) и автоматизация звуков л, л’. Дифференциация звуков л-л’ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Закрепление звукослоговой структуры слов со стечением согласных, включающих звуки л-л’ типа клумба, колбаса, свекла, каникулы, велосипед. Постановка (на индивидуальных занятиях) и автоматизация звуков р-р’. Дифференциация звуков р-р’. Закрепление звукослоговой структуры слов со стечением согласных, включающих звуки р-р’ (паркет, тетради, квартира). Дифференциация звуков р-л, р’-л’, л’-й, р’-й изолированно, в слогах, словах, предложениях. Закрепление звукослоговой структуры: двухсложных слов с двумя стечениями согласных (кнопка, стайка, плотник); трехсложных слов с одним-двумя стечениями согласных (рыбалка, спасибо, скамейка, рисунки, шкатулка). Постановка (на индивидуальных занятиях) и автоматизация звуков ш, ж. Дифференциация звуков ш-ж изолированно, в слогах, словах, предложениях. Закрепление произношения серий слогов и слов различной структуры со звуками ш-ж: повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками жа-ша-жа, шож-жош; закрепление произношения слов различной структуры с шипящими звуками (шкаф, шапка, шторы, каштаны, катушка). Дифференциация отработанных свистящих и шипящих звуков с-ш, з-ж. Закрепление звукослоговой структуры серий слогов и слов: воспроизведение серий слогов со стечением согласных дра-дро-дру, кра-кро-кру-кры; воспроизведение звукослоговой структуры двухсложных слов с двумя стечениями согласных (кнопка, стайка, плотник);
воспроизведение трехсложных слов с одним-двумя стечениями согласных (рыбалка, спасибо, скамейка, рисунки, шкатулка). Автоматизация звука щ в слогах, словах, предложениях и текстах. Автоматизация звука ч в слогах, словах, предложениях, текстах. Дифференциация звуков с’-щ, ч-т’, ч-ц, ш-щ, щ-ч. Развитие звукослоговой структуры слова: воспроизведение серий слогов с оппозиционными звуками и со стечением согласных (ща-ча-ча-ща, пчи-пте-пчи и др.); воспроизведение серий слогов с меняющимся ударением; воспроизведение трех- и четырехсложных слов с двумя-тремя стечениями согласных (распустились, простокваша). Коррекция нарушений чтения и письма. Работа над наиболее распространенными ошибками чтения и письма и их механизмами. Анализ трудных случаев написания слов. Сравнение количества звуков и букв в словах. Употребление разделительного ь и ъ, употребление гласных после ь и ъ. Закрепление фонематического анализа на материале слов сложной звукослоговой структуры (4-5 слогов). Определение количества, последовательности, места звуков в слове (какой по счету, соседи звука). Составление графических схем слов, их сравнение, подбор слов, сходных по звукослоговой структуре (бутылка - копилка, дворник - плотник). Звуковой анализ различных форм слова, определение сходства и различия (дома - домом - домами). Выделение слов определенной звукослоговой структуры из предложений, текста. Закрепление слогового анализа слов сложной слоговой структуры с опорой на гласные звуки. Определение ударного слога и ударного гласного звука. Закрепление терминов «слово», «слог», «звук», «согласный звук», «гласный звук», «мягкий звук». Развитие анализа предложений на слова (на материале предложений из 5-6 слов с предлогами). Уточнение и обогащение словаря с учетом программы по развитию речи. Закрепление форм словоизменения и словообразования (употребление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов, согласование прилагательного с существительным, образование приставочных глаголов и их дифференциация, образование прилагательных от существительных). Развитие связной речи (пересказ, рассказ-повествование, описание с использованием наглядности, с помощью учителя) в процессе автоматизации и дифференциации звуков в связной речи.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (136 ч) Букварный период Звуки и буквы Закрепление слитного слогового чтения слов и предложений с буквами, изученными в подготовительном классе. Автоматизация умения осуществлять слоговой и звуковой анализ слов без стечений согласных (высокие). Закрепление навыка подбора слов с определенным количеством звуков, умения отбирать картинки на определенное количество звуков (фонематический анализ по представлению). Определение места любого звука в слове по отношению к другим звукам (Какой по счету звук? Перед каким звуком, после какого звука слышится?).
Сравнение слогового и звукового состава-слова с использованием графической схемы. Закрепление слогообразующей роли гласных звуков. Дифференциация согласных звуков: звонких-глухих, твердых-мягких. Автоматизация умения характеризовать звуки с учетом этих признаков. Закрепление обозначения мягкости согласных с помощью буквы и. Знакомство со словом (союзом) и (значение совместности). Закрепление обозначения мягкости согласных с помощью буквы е. Уточнение двузначности согласных букв. Выделение слогов с твердыми и мягкими согласными звуками. Звук и буква г. Звуковой анализ, чтение слов, словосочетаний, предложений, текста с буквой г. Уточнение понимания прочитанного. Дифференциация букв э-е. Дифференциация звуков и букв с-ш, з-ж, р-л. Звук и буква ф. Дифференциация звонких и глухих звуков и букв: п-б, с-з, ш-ж, т-д, к-г, в-ф. Буква я. Буква я в начале слова. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я. Буква ь. дифференциации на слух и в произношении твердых и мягких звуков в конце слова. Работа над значением и звучанием слов-квазиомонимов (угол - уголь, мел - мель, шест - шесть). Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Буква ь между двумя согласными в середине слова. Образование новых слов (окунь - окуньки, конь - коньки, огонь - огоньки, день - деньки). Правила переноса слов с ь. Буквы ю, ё. Обозначение мягкости согласных букв с помощью букв я, ю, ё. Преобразование слогов с твердыми и мягкими согласными звуками. Сравнение слов-квазиомонимов по звучанию и написанию типа мал - мял, лук - люк, мол - мёл. Употребление е, я, ю, ё в начале слова, после гласных, после согласных. Звук и буква ч. Дифференциации звуков и букв ч-т, ч-с. Звук и буква й. Звук и буква й в конце, в середине слова. Дифференциация звуков и букв и-й. Буква ъ. Значение разделительного ъ в слове. Звук и буква ц. Дифференциации звуков и букв с-ц, ц-т, ц-ч. Звук и буква щ. Дифференциация звуков и букв щ-ш, щ-с, щ-ч. Правописание ча-ща, чу-щу. Закрепление навыка плавного, сознательного чтения текстов. Уточнение понимания прочитанных слов, предложений, текстов. Слоговой анализ трех-, четырехсложных слов со стечением согласных внешней и внутренней речи Определение ударного и безударного слога. Изменение ударения в различных формах слов. Перенос слов по слогам. Звуковой анализ слов из двух - четырех слогов со стечением согласных. Умение составлять графическую схему слов, сравнивать слова по звукослоговому составу, подбирать слова к различным графическим схемам.
Слово Дифференциация слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы кто? что?, слов, обозначающих действие предмета и отвечающих на вопросы что делает? что делал? и др., слов, обозначающих признаки предмета и отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? Формирование умения ставить вопросы к словам в предложении. Умение находить слова, сходные и противоположные по значению (существительные, глаголы, прилагательные). Усвоение значения, правильного употребления и написания наиболее распространенных предлогов (в, на, под, у, с, над, из, от, к). дифференциация предлогов в-на, под-над, в-из, от-к, с-на. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
Предложение Усвоение на практическом уровне характерных признаков предложения, смысловой, языковой и интонационной законченности. Выделение предложения из текста. Определение последовательности предложений в деформированном тексте. Закрепление структуры распространенного предложения (из 3-5 слов) в процессе пересказов читаемых текстов. Определение связи между словами в предложении с помощью вопросов. Соблюдение интонации, пауз, темпа, ритма речи, соответствующих содержанию и знакам препинания.
Связная речь Закрепление представлений о тексте, выделение его особенностей: смысловой целостности и связности. Сравнение текста и набора изолированных предложений. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Составление плана прочитанного текста с помощью учителя. Умение описать (под руководством учителя) хорошо знакомый прёдмёт, животное на основе прочитанного текста Пересказ прочитанного. Творческий пересказ, самостоятельное придумывание конца рассказа или сказки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|