Расслоение смеси
Расслоение смеси проявляется, в первую очередь, в виде отделения щебня от асфальтобетонной смеси и является одной из наиболее распространенных причин разрушения асфальтобетонных покрытий. Расслоение может появляться на стадии загрузки грузовиков на асфальтобетонном заводе, особенно если смесь загружают в грузовик слишком медленно. Более тяжелые каменные частицы неравномерно распределяются вдоль бортов грузовика. Если асфальтобетонная смесь расслаивается, она может остаться такой при прохождении через асфальтоукладчик, и, в худшем случае, результатом этого может быть неоднородная поверхность. Расслоение смеси на кромках полосы укладки может быть вызвано концентрацией каменных частиц вдоль бортов кузова грузовика, вследствие чего происходит неравномерное распределение смеси перед выглаживающей плитой. Так, если толщина материала перед плитой слишком высока, то он будет перемещаться к наружным кромкам, где каменные частицы могут отделиться. Регулировка высоты шнека способствует уменьшению расслоения смеси. Полосы расслоенного материала в середине полосы укладки связаны с расположением привода шнека в его середине. Расположение привода шнека на наружных концах валов может предотвратить появление такого расслоения. Зоны поперечного расслоения обычно появляются из-за разделения материалов в передней или задней части грузовика. Расслоение смеси может появляться поперек слоя, на кромках и в центре. Это одна из наиболее распространенных причин разрушения асфальтобетонных покрытий. МЕХАНИЗМЫ СТАТИЧЕСКОГО И ВИБРАЦИОННОГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОНА Имеется большое количество типов катков для уплотнения асфальтобетона. Выбор машины зависит от вида и объема работы и связан с конкретными условиями.
Имеется также ряд легкого оборудования для уплотнения асфальтобетона, включающий виброплощадки, двухвальцовые ручные катки и легкие вибрационные катки - тандемы. Уплотняющее воздействие статического катка со стальными вальцами в первую очередь зависит от его статического веса, а также от диаметра вальца. Уплотняющее воздействие пневмоколесных катков определяется их статическим весом и давлением в шинах. Они часто используются в комбинации со статическими гладковальцовыми или вибрационными катками при завершении укатки, чтобы удалить следы от вальцов и для выглаживания поверхности. Использование гладковальцовых и вибрационных катков в данном случае связано именно с завершением укатки, а не уплотнением. В вибрационных катках сочетается статическая нагрузка от вальцов с динамическими нагрузками. Вибрация значительно устраняет внутреннее трение в смеси и улучшает уплотняющее воздействие, даже если используются катки с относительно низкими статическими линейными нагрузками. Вибрационный каток всегда имеет более высокую производительность (выраженную в тоннах асфальтобетона, уложенного в час), чем статический каток того же веса. На жестких смесях эти различия выражены еще сильнее. СТАТИЧЕСКИЕ ТРЕХВАЛЬЦОВЫЕ КАТКИ Современные типы трехвальцовых катков имеют три больших ведущих вальца и совмещенное рулевое управление, в противоположность обычным моделям, которые имеют два ведущих стальных вальца и рулевой валец меньшего размера. Уплотняющее воздействие этих катков может изменяться в зависимости от балластировки водой. Масса катков 8-15 тонн. ВИБРАЦИОННЫЕ КАТКИ-ТАНДЕМЫ Обычно имеют два ведущих и управляемых вальца. Совмещенное рулевое управление. Масса катков 2-15 тонн.
ДВУХВАЛЬЦОВЫЕ РУЧНЫЕ КАТКИ Два вибрационных вальца на жесткой раме. Виброизолированная рукоять для удобства оператора. Масса катков 400-1000 кг. СТАТИЧЕСКИЕ КАТКИ-ТАНДЕМЫ Статические катки-тандемы имеют один ведущий валец. Уплотняющее воздействие может изменяться в зависимости от балластировки водой. Жесткая рама. Масса катков 6-12 тонн. КОМБИНИРОВАННЫЕ КАТКИ Один вибрационный валец и задняя ось с тремя или четырьмя пневматическими шинами. Жесткая рама или совмещенное управление. Масса катков 4-15 тонн. ПНЕВМОКОЛЕСНЫЕ КАТКИ Обычно 7-11 пневматических шин. Уплотняющее воздействие может изменяться в зависимости от балластировки обычно водой или песком и изменения давления в шинах. Масса катков 10-35 тонн. ЛЕГКИЕ ВИБРАЦИОННЫЕ КАТКИ-ТАНДЕМЫ Обычно только задний валец вибрационный. Жесткая или шарнирная рама. Масса катков 1-2 тонны. ВИБРОПЛИТЫ Виброплиты для асфальтобетона имеют оборудование для орошения водой. Масса 40-200 кг. ПРОЦЕСС УКАТКИ В прошлом, когда применяли только статические катки, процесс укатки часто делили на три этапа: распределение, промежуточная и окончательная укатка. Для высокой производительности требовалось большое число статических катков. Сегодня в большинстве случаев наиболее уместно говорить о двух главных стадиях: уплотнение и окончательная укатка. На уплотняемость горячей асфальтобетонной смеси в большой степени влияет ее температура. Нормальная температура укладки 130-160 °С. В этом диапазоне смесь мягкая и пластичная, но если температура падает, то увеличивается вязкость битума и, как следствие, увеличивается сопротивление уплотнению. Обычно уплотнение укаткой должно начинаться как можно скорее после укладки. Каток должен следовать сразу же за укладчиком таким образом, чтобы главная часть уплотнения происходила при температуре выше 100 °С, чтобы гарантировать достаточную степень уплотнения. Однако, если каток повторно проходит по одному и тому же участку с очень короткими интервалами, когда температура смеси высокая, поверхность может растрескаться, в результате чего может произойти снижение плотности. Главная цель завершения укатки (эффективность которой падает при температуре около 60 °С) - это устранить следы от катка и другие поверхностные изъяны.
На снижение температуры асфальтобетона влияет толщина слоя, температура воздуха, температура основания и погодные условия. Тонкие слои асфальтобетона остывают значительно быстрее, чем толстые. Следовательно, они требуют быстрого и эффективного уплотнения. Кроме того, эта операция улучшает текстуру поверхности. Завершающая укатка может также увеличить плотность, особенно, если слой относительно горячий. Во многих странах пневмоколесные катки применяют для герметизации поверхности, но и движение транспорта оказывает герметизирующий эффект на поверхность асфальтобетона на улицах и дорогах. Этот случай не относится к взлетно-посадочным полосам, на которых для завершения укатки используются пневмоколесные катки. Охлаждение асфальтобетонной смеси является функцией от толщины слоя, температуры воздуха, температуры основания и погодных условий: так, ветер будет иметь ярко выраженное охлаждающее воздействие на поверхность. При тонких слоях и при неблагоприятных условиях время, допустимое для уплотнения, может составлять всего пять минут. При таких же условиях толстый слой будет сохранять температуру в течение нескольких часов. Следовательно, на тонких слоях потребуется более быстрое и эффективное уплотнение, чем на толстых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|