Факторы экономии материалов.
Все факторы, определяющие, экономию материалов, можно свести к следующим основным группам: материальные, технологические, проектно-конструктивные и организационно-экономические. Первая группа факторов — материальных определяет выбор оптимальных видов материалов, которые позволили бы сократить их расход, уменьшить потребление особо дефицитных материалов и снизить размер материальных затрат в себестоимости продукции. К числу материальных факторов относится также подготовка материалов (обогащение, агломерация и др.). Использование технологических факторов экономии материалов означает выбор таких вариантов технологических процессов, которые сокращают отходы, получаемые в процессе производства. К ним относятся точные методы литья, штамповка, сварка, улучшение раскроя материалов и др. Проектно-конструктивные факторы приводят к экономии материалов путём выбора оптимальных проектов (конструкций) готовой продукции, ликвидации чрезмерных запасов прочности и излишеств в продукции. Сокращение удельного веса материалов в готовой продукции ни в коей мере не должно ухудшать ее качество. Более того, повышение потребительских свойств продукции, ее надежности и долговечности приводит к сокращению расхода материалов в народном хозяйстве, так как потребность в данном виде продукции при улучшении его качества может сократиться. К числу организационно-экономических факторов относятся: рациональное использование отходов, сокращение потерь материалов при хранении и транспортировании. Каждое организационное мероприятие должно быть тщательно продумано, экономически обосновано и включено в соответствующий раздел плана развития техники и организации производства. Результаты проведенной работы учитываются при совершенствовании норм расхода материалов.
Завершением анализа является разработка практических мер, позволяющих улучшить использование материальных ресурсов, на их основе установить новые, прогрессивные нормы, отражающие передовой производственный опыт и научно-технические достижения, которые должны быть реализованы в предстоящем плановом периоде. По мере развития техники и организации производства выявляются новые возможности экономии материальных ресурсов, и тем самым создается возможность разработки прогрессивных норм и пересмотра ранее действовавших. В работе по организации и планированию использования материальных ресурсов важнейшее место занимает установление прогрессивных норм расхода материалов и топлива. Технико-экономические нормы расхода материалов и топлива — это планово-уста-новленные величины, определяющие максимально допустимые затраты соответствующих материальных ресурсов на производство единицы конкретного вида продукции. Уровень прогрессивных норм должен быть выше достигнутых средних показателей. Нормы должны ориентировать коллектив работников на планомерное внедрение новой техники, отражать передовой производственный опыт и изменяться по мере совершенствования техники и организации производства, роста квалификации кадров. Наиболее прогрессивным методом установления технико-экономических норм расхода материалов и топлива является аналитически-расчетный. Сущность аналитически-расчетного метода нормирования расхода материалов. Норма расхода материалов состоит, как правило, из трех частей: полезного содержания материалов в готовой продукции, отходов, получаемых в процессе производства, и потерь, связанных с хранением и транспортированием материалов. Удельный вес каждой из этих частей характеризует структуру нормы.
Опыт работы предприятий показывает, что на разных участках, потребляющих одинаковые материалы или топливо и выполняющих аналогичную работу, а также на родственных участках других предприятии той же отрасли промышленности расходуется разное количество материалов и топлива при изготовлении одной и той же или аналогичных видов продукции. В целях выявления возможности экономии материальных ресурсов и установления прогрессивных норм проводят анализ фактических затрат на разных участках. На основе анализа передового производственного опыта и разработки мероприятий по широкому его распространению устанавливают оптимальный в данных условиях метод работы и минимальный расход материальных ресурсов на изготовление продукции. Эти величины и берутся в основу расчета норм расхода материалов и топлива. В дополнение к материалам анализа проводится технический расчет потребности в материалах и топливе на изготовление единицы продукции или выполнение единицы различных работ. Эти расчеты проводятся применительно к отдельным видам материальных ресурсов. На каждом предприятии потребляется большое количество самых различных видов материальных ресурсов. Их номенклатура доходит нередко до десятков тысяч наименований. К тому же следует учесть многообразие производимой продукции и ее частей, а также инструментов, запасных частей и других объектов, на которые устанавливаются нормы расхода материальных ресурсов. Все это в значительной мере увеличивает объем нормировочной работы. Проведение в каждом отдельном случае анализа влияния всех факторов на расход материалов и детальный расчет норм оказываются в этих условиях весьма трудоемким делом. Это обстоятельство побуждает отдельные предприятия на установление норм укрупненным путем, по аналогии с другими объектами, по отчетным данным и т. д., что совершенно неприемлемо. Устранение указанной трудности достигается путем разработки общеотраслевых норм расхода материальных ресурсов на те объекты производства, которые изготовляются на многих предприятиях данной отрасли, и на типовые элементы продукции, входящие во многие виды работ.
Установленные отраслевые нормы позволяют более обоснованно разрабатывать планы и показатели оценки деятельности предприятии. Они должны иметь характер рекомендаций, с тем, чтобы в зависимости от условий работы каждое предприятие могло корректировать их при условии тщательного обоснования отклонения от среднеотраслевых норм. Нормы комплексных затрат. Выше мы рассматривали нормы расхода материальных ресурсов, затрачиваемых непосредственно на изготовление единицы того или иного вида продукции, например, расход стали, меди и других материалов на одну автомашину; хлопка, синтетического волокна — на тонну пряжи и т. п. Они называются нормами или коэффициентами прямых затрат. Четкая организация материально-технического снабжения, планирования и контроля использования материальных ресурсов, особенно в производствах со сложным взаимодействием различных частей, требует учета не только прямых затрат ресурсов на единицу продукции, но и расходов, косвенно связанных с производством данного изделия. Это достигается разработкой норм или коэффициентов комплексных затрат, которые определяют общий суммарный расход определенного вида ресурсов на всех стадиях производства, на изготовление единицы конечной продукции. Примером такой комплексной нормы может быть расход топлива на производство одного автомобиля. В эту комплексную норму включаются: расход топлива на автомобильном заводе, расход топлива на производство металла с учётом нормы потребления металла в автомобильной промышленности, затраты топлива в текстильной и других отраслях промышленности, поставляющих автомобилистам свою продукцию, а также затраты топлива в тех отраслях, которые снабжают своей продукцией всех смежников автомобильной промышленности. При установлении комплексной нормы расхода электроэнергии нужно знать не только прямые нормы по каждому виду производств, но и коэффициенты выхода годного продукта по каждой стадии производства. Комплексные нормы затрат существенно изменяются под влиянием изменений прямых норм на отдельных стадиях производства и коэффициентов выхода на разных стадиях. Таким образом, комплексные нормы представляют собой довольно динамичные величины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|