Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Определение понятия тренинг




Кафедра психологии личности

 

 

МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

 

Учебное пособие

 

 

Санкт-Петербург


 

Методика ведения тренинга: учебное пособие дисциплины для специальности: 030301 "Психология" Для специализации «Психология личности» – СПб.: Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2006.

 

Рекомендовано на заседании кафедры психологии личности, протокол № 7 от «17» марта 2006 года.

 

Утверждено и рекомендовано к печати в качестве учебного пособия на заседании Ученого совета академии, протокол № 11 от «19» апреля 2006 г.

 

Составители: кандидат психологических наук, доцент Ванновская О.В.

кандидат педагогических наук, доцент Келих В.Р.

 

Рецензент:Заведующий кафедрой ГиСЭД ВМИРЭ им. А.С Попова, доктор психологических наук, профессор В.И. Муша

 

Оглавление

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ТРЕНИНГА.. 3

Лекция 1.1. Анализ различных подходов к определению тренинга………3

2 вопрос. Тренинг как многофункциональный метод. 3

преднамеренных изменений. 3

Лекция 1.2. История психологического тренинга. 3

1 вопрос. Индивидуальные формы тренинга. 3

Аутогенная тренировка. 3

Биологическая обратная связь (БОС) 3

Систематическая десенсибилизация. 3

Программированные инструкции. 3

2 вопрос. Групповые формы тренинга. 3

Т – группы.. 3

Группы сенситивности. 3

Тренинг жизненных умений (social-life) 3

S-группы (study-groups) 3

Социально-психологический тренинг М. Форверга. 3

3 вопрос. Развитие теории и практики тренинга в России. 3

Лекция 1.3. Особенности групповой работы.. 3

1 вопрос. Групповые эффекты.. 3

Эффект социальной фасилитации. 3

Эффект принадлежности к группе (групповая идентичность) 3

Эффект «синергии» (1 + 1 > 2) 3

Эффект конформизма. 3

Эффект подражания. 3

Эффект «ореола». 3

Эффект «мы и они». 3

Эффект группового фаворитизма. 3

Эффект группового эгоизма. 3

Эффект «маятника». 3

Эффект «волны». 3

Эффект «пульсара». 3

2 вопрос. Особенности и преимущества групповой работы.. 3

Особенности групповых форм профессионального тренинга. 3

Преимущества групповой работы.. 3

3 вопрос. Виды групповой работы: психотерапия, 3

психокоррекция, обучение, тренинг. Отличие тренинга от других видов групповой работы 3

Психотерапия. 3

Психологическая коррекция. 3

Обучение. 3

Тренинг. 3

Лекция 1.4. Цели, функции, виды и принципы тренинга. 3

1 вопрос. Цели и функции тренинга. 3

Цели тренинга. 3

Функции тренинга. 3

2 вопрос. Виды и классы тренинга. 3

Виды тренинга (Х. Миккин) 3

Классы тренинга (Н.М. Лебедева и А.И. Палей) 3

3 вопрос. Классификация тренинга (С.И. Макшанов) 3

4 вопрос. Принципы тренинга (С.И. Макшанов) 3

ТЕМА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 3

Лекция 2.1. Методика организации психологического тренинга. 3

1 вопрос. Подготовка психологического тренинга. 3

2 вопрос. Адаптация и проведение психологического тренинга. 3

Адаптация психологического тренинга. 3

Проведение психологического тренинга. 3

3 вопрос. Перенос результатов тренинга в практику. 3

4 вопрос. Оценка эффективности психологического тренинга. 3

Лекция 2.2. Формирование и реализация профессионально-ориентированных программ тренинга. 3

1 вопрос. Формы организации тренинговых занятий. 3

2 вопрос. Фрагментарный и программированный тренинг. 3

Лекция 2.3. Методические средства психологического тренинга. 3

1 вопрос. Техники представления информации. 3

2 вопрос. Имитационные техники. 3

ТЕМА 3. ДИНАМИКА ГРУППОВОГО ПРОЦЕССА.. 3

Лекция 3.1. Групповая динамика. 3

1 вопрос. Этапы групповой динамики по К. Фопелю.. 3

Стадия 1. Ориентация. 3

Стадия 2. Конфронтация и конфликт. 3

Стадия 3. Согласие, сотрудничество и компромисс. 3

Стадия 4. Интеграция личных потребностей и требований группы.. 3

2 вопрос. Общая схема ведения тренинга. 3

Лекция 3.2. Специфика работы тренера на различных этапах группового процесса 3

1 вопрос. Необходимость взаимосвязи деятельности тренера и группового процесса. 3

2 вопрос. Этапы группового процесса и деятельность тренера. 3

Лекция 3.3. Групповые роли. 3

1 вопрос. Виды групповых ролей. 3

Социальная и игровая роли. 3

Репертуар групповых ролей. 3

2 вопрос. Проблема лидерства в тренинговой группе. 3

3 вопрос. Руководство и лидерство. 3

Лекция 3.4. Психодиагностические возможности тренинга. 3

1 вопрос. Предварительная, ситуативная и постдиагностика. 3

Предварительная и постдиагностика. 3

Ситуативная диагностика. 3

2 вопрос. Социометрия. 3

Социометрические исследования. 3

Бланковая социометрия. 3

3 вопрос. Обратная связь. 3

4 вопрос. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. 3

Лекция 3.5. Кризисы в развитии тренинговой группы.. 3

ТЕМА 4. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА.. 3

Лекция 4.1. Требования к личности ведущего. 3

1 вопрос. Личностные характеристики ведущего тренинг. 3

2 вопрос. Соотнесение личностных характеристик и. 3

оптимальной деятельности ведущего тренинг. 3

3 вопрос. Стили руководства группой. 3

Лекция 4.2. Этические аспекты деятельности ведущего. 3

психологический тренинг. 3

1 вопрос. Профессиональная этика. 3

2 вопрос. Ответственность ведущего психологический. 3

тренинг. 3

Описание результатов тренинга. 3

3 вопрос. Этические требования к деятельности психологов, ведущих психологический тренинг 3

Подготовка ведущих тренинговые группы.. 3

Особенности формирования этических требований. 3

Лекция 4.3. Повышение квалификации тренера. 3

1 вопрос. Профессиональный рост ведущего. 3

2 вопрос. Разновидности методических средств. 3

профессионального роста ведущего. 3

Ведение групп с ко-тренером.. 3

Супервизия. 3

Балинтовские группы.. 3

Литература……………………………………………………………………..206

КУРС ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ТРЕНИНГА

Лекция 1.1. Анализ различных подходов к определению

тренинга

вопрос. Определение понятия тренинг

Термин тренинг (от англ. Training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, подготовка, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и известным его научным определениям (Приложение 1.1.1., стр. 289). Ю.Н. Емельянов определяет тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности [ 24 ].

Тренинг определяется как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью [21]. Существует также определение тренинга, как части планируемой активности организации, направленной на увеличение профессиональных знаний и умений, либо на модификацию аттитюдов и социального поведения персонала способами, сочетающимися с целями организации и требованиями деятельности [21].

В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения или социально-психологического тренинга. Л.А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство психологического воздействия» [55]. По мнению Л.А. Петровской, термины «активная социально-психологическая подготовка», «активное социальное обучение», «лабораторный тренинг», «группы интенсивного общения», «группы открытого общения», «перцептивно-ориентированный тренинг», «тренинг чувствительности (сенситивности)» являются эквивалентами социально-психологического тренинга, цель которого – развитие компетентности в общении, ее коммуникативной, интерактивной и перцептивной составляющих.

Г.А. Ковалев относит социально-психологический тренинг к методам активного социального обучения как комплексного социально-дидактического направления [30].

Б.Д. Парыгин относит тренинг к методам группового консультирования, описывая их как активное групповое обучение навыкам общения и жизни в обществе вообще: от обучения профессионально полезным навыкам до адаптации к новой социальной роли с соответствующей коррекцией Я-концепции и самооценки [58].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...