Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психокоррекция, обучение, тренинг. Отличие тренинга от других видов групповой работы




Начиная с 30-х годов ХХ века, групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать такой размах, что не обращать на этот факт внимания академическая наука больше не могла. Метод психологической помощи людям, реализуемый через малую группу (психотерапевтическую или психокоррекционную), оказался чрезвычайно эффективен и поэтому приобрел статус одного из самых популярных.

К настоящему времени этот метод представлен удивительным многообразием конкретных методических подходов, обусловленных различными теоретическими ориентациями. Принципы, выдвигаемые в качестве краеугольного камня представителями различных направлений группового движения, порой в корне противоречат друг другу.

Развитие методологических основ тренинга предполагает необходимость выяснения общего и единичного в различных формах тренинга, а также проведение границ между собственно тренингом и другими методами, которые могут быть определены как методы преднамеренных изменений.

Тем не менее, бесспорно можно говорить о наличии ключевой и ведущей идеи, объединяющей почти все имеющиеся в практической психологии подходы: стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождения ее потенциала; это идея изменения, трансформации человеческого Я в изменяющемся мире.

Следует отметить терминологические особенности таких понятий как: психотерапия, психокоррекция, обучение, тренинг.

Психотерапия

Под психотерапией в настоящее время принято понимать широкую область научной и практической деятельности специалистов (медиков, психологов и др.), внутри которой имеется большое количество разнообразных теоретико-методических подходов. Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделях психотерапии. В узком смысле слова (медицинская модель) психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях, а также (в более широком смысле) оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений и в случаях потребности улучшить качество собственной жизни.

Буквальное значение термина «психотерапия» связано с двумя его толкованиями, базирующихся на переводе греческих слов psyche – душа и therapeia – лечение: «исцеление душой» или «лечение души» [59]. Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 году Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX века.

В последние годы условно различают клинически-ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и собственной личности. При этом следует помнить о неоднозначном употреблении последнего термина: во-первых, как подхода, разрабатываемого Карвасарским, Исуриной, Ташлыковым; во-вторых – более широко – как экзистенциально-гуманистического направления в психотерапии; в-третьих – в наиболее широком значении – как психотерапии, базирующейся на положениях основных направлений современной психологии: динамическом, поведенческом и гуманистическом.

Даже если рассматривать психотерапию в рамках медицинской модели, следует обратить внимание на отличия от других методов лечения. Речь идет, прежде всего, о том, что при ее проведении используются психологические методы и средства (а не фармакологические, например). Кроме того, в качестве пациентов выступают люди с теми или иными расстройствами психики, а в качестве специалистов – лица, имеющие профессиональную подготовку, среди прочего, в области основ психологии и медицины. В клинически-ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения. В личностно-ориентированной психотерапии можно обнаружить огромное разнообразие методов и приемов, основывающихся на концептуальных моделях множества школ и течений.

Психотерапия традиционно рассматривалась как отрасль медицины, поэтому и по сегодняшний день многие клинические психотерапевты считают, что психотерапией имеют право заниматься только врачи. Однако, как было сказано выше, в науке имеет место и психологическая модель психотерапии, а значит, ее (психотерапию) можно рассматривать как направление деятельности практического психолога. При этом под психотерапией следует понимать оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни [59].

Практический психолог – групповой тренер использует те же методы, что и клинический психотерапевт; разница заключается, прежде всего, в их нацеленности. Его важнейшая задача состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования личности и ее развития, в частности, в целях улучшения взаимоотношений с другими людьми (с членами семьи, коллегами и пр.).

В.Ю. Меновщиков [44] отделяет неврачебную психотерапию и собственно психотерапию, которая в свою очередь делится на клинически - и личностно-ориентированную. Такая классификация представляется не вполне правомерной, поскольку для нее используются разные основания. Личностно-ориентированный подход реализуется и в медицинской, и в немедицинской психотерапии. При этом, по мнению многих специалистов, именно в немедицинской психотерапии он становится ведущим.

Вопрос об отличиях, существующих между групповой психотерапией и собственно тренингом, имеет принципиальное значение при рассмотрении методологических аспектов тренинга. М.А. Ковальчук и Л.А. Петровская, анализируя отличия Т-групп как «метода тренинга» от психотерапевтической группы, используют следующие суждения: в тренинге события разворачиваются в основном по принципу «здесь и теперь», в состав группы тренинга входят здоровые люди, а не пациенты, нуждающиеся в лечении; раскрытие мотивации является не самоцелью, а средством для интерпретации поведения, конфликт рассматривается с целью его разрешения, а не для диагностики невротической симптоматики, занятия менее продолжительны по сравнению с психотерапией [31].

Наиболее отчетливые различия между тренингом и психотерапией заключаются в целях и задачах, характеристиках субъектов, в мотивации участников и связи метода с решением профессиональных задач. Цели тренинга преимущественно связаны с преобразованием «конструктивного и достаточного» в более «конструктивное и лучшее», с открытием нового в себе и вовне, с осознанием и изменением в практической деятельности новых способов и поведенческих моделей.

Они основываются на мотивации личностного и профессионального прогресса, выходят за рамки отдельной личности (тренинг может быть направлен на непосредственное изменение характеристик деятельности группы профессионалов и организации в целом).

Целью психотерапии является лечение, т.е. преобразование «деструктивного и недостаточного» в «конструктивное и достаточное». Эта цель не связана непосредственно с повышением эффективности профессиональной деятельности, она замкнута на личности, получающей психотерапевтическое лечение.

Психологическая коррекция

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности [27].

Групповую психологическую коррекцию следует рассматривать не только (и не столько) как метод, применяемый в медицине, но в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта).

Групповая психотерапия гораздо старше психологического тренинга – ее возникновение в собственном смысле слова исследователи относят к 1904 - 1905 годам, связывая этот момент с врачебной деятельностью И.В. Вяземского (Россия) и Дж. Прэтта (США), а появлением термина «групповая психотерапия» мы обязаны Джекобу Морено, предложившему его в 1932 году. Между тем, временем возникновения психологического тренинга принято считать только 50-е годы, когда М. Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации, и который был назван социально-психологическим тренингом. На основании большой экспериментально-исследовательской работы М. Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность.

Обучение

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний, умений и навыков [42]. Обучение, согласно А. Дистервегу, включает:

1. человека, подлежащего обучению, ученика – субъекта;

2. предмет учения и обучения – учебный предмет – объект;

3. внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т.д.;

4. обучающего учителя.

Подход к проблеме обучения во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Например, в трудах Л.С. Выготского обучение и развитие не отождествляются, но при этом подчеркивается ведущая роль обучения, создающего обучаемому «зону ближайшего развития», способствующего выработке средств и способов ориентации в действительности. В то же время, рассматриваемое как сторона предметной деятельности, обучение выступает как развивающееся явление: вместе с изменением типа деятельности закономерно изменяются формы обучения и его важнейшие характеристики [59].

В процессе обучения перестраиваются, формируются реализующие его психологические механизмы, которые составляют основу возникновения и развития способностей индивида, в свою очередь, становящиеся важным фактором обучения. Обучение составляет необходимое условие и основной механизм психического развития человека.

Традиционные методы обучения, используемые в целях профессиональной подготовки и психологического обеспечения профессиональной деятельности, опирающиеся на общепедагогические принципы, имеют ряд ограничений, которые в значительной степени преодолеваются в тренинге. К таким ограничениям, в частности, относятся различия между предметом учебной деятельности, представляющим собой абстракции различной степени обобщенности (учебные тексты, описания, руководства) и реальным предметом профессиональной деятельности, в которой, по мнению А.А. Вербицкого, знания не даны в чистом виде, а заданы в общем контексте производственных процессов и ситуаций [13]. Он также подчеркивает противоречия между системным использованием знаний в регуляции профессиональной деятельности и их «разнесенным» усвоением по разным дисциплинам и кафедрам, между индивидуальным способом усвоения знаний и опыта в традиционном обучении и коллективным характером профессиональной деятельности, в которой происходит постоянный обмен информацией и результатами деятельности на фоне определенных функциональных, межличностных и межгрупповых взаимосвязей, между включенностью в исполнение профессиональной деятельности всей личности специалиста и преобладающим информационным характером обучения, когда основная нагрузка ложится преимущественно на процессы внимания, восприятия, памяти. Преодоление этих противоречий становится возможным в тренинге, когда приобретение знаний о закономерных сторонах профессиональной деятельности сопровождается процессом их практического многовариантного воплощения, связанного с развитием системы отношений в группе тренинга и немедленным получением информации о результативности деятельности.

Тренинг

Тренинг может быть определен как метод работы психолога с клиентом, когда клиент делает то, чему он пришел тренироваться. Для того чтобы участники группы могли делать то, что они хотят научиться делать, т.е. могли тренироваться, необходимо, чтобы в процессе тренинга у них была возможность узнать нечто о том, как это делать, захотеть это делать и – собственно делать. Иными словами, надо, чтобы тренинг не был псевдо-реальностью, «изображающей» жизнь, а оказался самой настоящей жизненной реальностью. На тренинге должно осуществляться то же самое, что и в нашей обыденной жизни. А именно, проживая события, мы приобретаем опыт переживаний, формируем жизненные представления, вырабатываем субъективные отношения, приобретаем необходимые умения.

Говоря о тренинговых методах, следует подчеркнуть, что в этом случае методы направлены не на объект действительности, а на субъекта. Точнее сказать, на субъектов двух типов – индивидуального и группового. Из этого следует, что возможна классификация тренинговых методов на те, которые направлены на отдельных участников, и те, которые предполагают работу с группой как с целым.

Однако в реальности тренинга индивидуальные и групповые процессы слиты в едином потоке, поэтому сам тренер фактически осуществляет работу на трех уровнях:

в группе (с отдельным участником),

с группой (как единым целым),

через группу (с отдельным участником средствами самой группы).

В тренинге должно происходить множество событий, и именно события образуют одно из важнейших содержаний тренинга. Нет событий – нет тренинга.

Иначе говоря, методы применяемые тренером, должны выступать способом организации событийности тренинга. С методологической точки зрения, событие – это конкретное проявление движения в пространстве и времени. Т.о. тренинговый метод – это способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих.

Для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы сейчас используется довольно большой круг терминов, границы области применения которых весьма размыты: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Часто группы одного и того же вида разные авторы называют по-разному.

В настоящее время происходят динамические процессы, которые охватывают все сферы жизнедеятельности человека и общества. Они сопровождаются ощутимыми и разнообразными изменениями во всех областях человеческой практики. Развитие психологической науки, расширение сферы ее приложения ведут к усилению внимания к методам, направленным на решение задач моделирования, проектирования, прогнозирования и преобразования психологических характеристик человека, группы и организации. В этой ситуации психологический тренинг в наибольшей степени удовлетворяет запросу в решении практических задач.

Психологический тренинг уже сыграл заметную роль в самых разных областях практики. Психологический тренинг отличает от других методов преобразования психологических феноменов ряд особенностей.

1. психологический тренинг оказался подходящим ко всем психологическим техникам и средствам, опыту педагогической деятельности, направленному на трансформацию отдельных черт личности и его жизни в целом.

2. тренинг занял особое положение среди методов обучения, воспитания, коррекции, развития, став в равной мере применимым в работе с младенцами и руководителями организации.

3. тренинг позволяет человеку интенсивно осваивать значительные области опыта не только информационно, но и через усвоение в практических действиях, являясь при этом необязательным этапом формирования личности и профессионала.

В настоящее время психологический тренинг интенсивно развивается как метод и научно-практическое направление.

Психологический тренинг и его элементы во все большей степени проникают в практику, в область профессиональной деятельности, охватывая все стороны ее психологического обеспечения.

 

Лекция 1.4. Цели, функции, виды и принципы тренинга

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...