Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Индивидуальные формы тренинга




Со времени своего возникновения тренинг завоевал прочное место в профессиональной подготовке специалистов за рубежом и в отечественной практике. Научно обоснованные индивидуальные формы тренинга появляются в начале ХХ в. как средство преодоления ограничений, накладываемых на результаты обучения теоретическими знаниями, и «безопасного» приобретения трудовых навыков. Тренировки, в частности идеомоторная, психотехнические упражнения и игры, создавали возможности формирования и упрочения профессионально важных навыков и умений на основе приобретенных знаний и их перенос в профессиональную реальность.

Индивидуальные формы профессионального тренинга широко разрабатывались в 30-е гг. в нашей стране и за рубежом в ряде научных центров, психотехнических и психологических лабораторий. В некоторых случаях теоретический материал включается непосредственно в программу тренинга. Особенно широко индивидуальные формы нашли применение в профессиональной подготовке специалистов операторского профиля с использованием тренажеров, программированных инструкций и индивидуальных порождающих игр [18; 49; 56]. Тренажеры способствовали овладению определенным конечным набором навыков на операционном уровне и восстановлению их после длительных перерывов в работе. Использование тренажеров основывалось на моделировании процессов деятельности с помощью механических и электронных устройств [56].

Индивидуальные формы профессионального тренинга направлены на сохранение и восстановление работоспособности специалистов, подготовку их психики к работе в специфических или экстремальных условиях профессиональной деятельности. В решении перечисленных задач наибольшее распространение получили разнообразные формы психической саморегуляции (ПСР). Психосаморегуляция в ее различных модификациях позволяет оптимизировать согласованность параметров профессиональной среды с психологическими особенностями субъекта деятельности, производить коррекцию и развитие психических функций.

Аутогенная тренировка

Применение аутотренинга (АТ) способствует выработке у специалистов привычки к самоконтролю, самообладанию, сохранению высокой работоспособности, самонаблюдению за внешними проявлениями эмоций и состояний, умения самостоятельно преодолевать напряжения разных видов. В самом широком смысле эффективное применение методов психологической саморегуляции приводит к повышению восприимчивости к самообращению, самоприказу.

Биологическая обратная связь (БОС)

В последнее время разрабатываются специальные методы тренировки осознанного самоконтроля и произвольного изменения протекания непроизвольных физиологических процессов средствами биологической обратной связи (БОС). В качестве примеров использования БОС-тренинга можно привести методику использования психофизиологического контура с ОС от биопотенциалов головного мозга, что дает возможность преобразования неощущаемых субъектом изменений биопотенциалов в сенсорно воспринимаемые изменения частоты звукового тона. Произвольное изменение операторами своего состояния посредством системы образных представлений, синхронных со звуковым тоном, использовались для повышения надежности деятельности операторов, работающих на модели компенсаторного слежения [43].

Метод БОС получает развитие и в области обучения профессионалов в синтезированных информационно-динамических игровых средах. В отличие от традиционного БОС-тренинга, в котором информация об изменении функционального состояния поступает через звуковые, цветовые, температурные преобразования ряда физиологических показателей, таких, как электрокардиограмма, кожно-гальваническая реакция и т.п., практикуется ее предъявление через изменение значимых показателей игровой ситуации. По некоторым данным подобный подход дает более высокие показатели в соотнесении с традиционным БОС-тренингом [42].

Систематическая десенсибилизация

По результатам последних исследований эффективной методикой, позволяющей повысить надежность профессиональной деятельности операторов систем слежения и руководителей, действующих в напряженных условиях, является применение систематической десенсибилизации в сочетании с АТ. Методика систематической десенсибилизации предусматривает ряд последовательных шагов, включающих составление объективного описания стрессовой ситуации, потребного поведения в ней и воздействия подготовленного текста в состоянии релаксации.

Программированные инструкции

К разновидностям индивидуального тренинга относятся программированные инструкции [21], которые используются для подготовки младшего медицинского персонала, военнослужащих, специалистов, готовящихся к работе за рубежом. Эти инструкции представляют собой алгоритмизированные описания последовательности действий, на этапах которой необходимо принимать те или иные решения, и их оптимальность немедленно оценивается. Программированные инструкции применяются в двух формах: с помощью так называемых обучающих машин, либо в буклетах.

Вопрос. Групповые формы тренинга

Т – группы

Принято считать, что возникновение групповых форм тренинга, или группового движения, относится к 1946 году. Это событие обычно связывают с именами К. Левина, Л. Бредфорда, Р. Липпита и К. Роджерса. Разработанные К. Левиным и К. Роджерсом теория групповой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового тренинга. К.Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие.

Считается, что впервые тренинговые занятия, направленные на повышение компетенции в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили названия Т-групп [61]. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живет и работает в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. Успешная работа К. Левина и его сотрудников в мастерской межгрупповых отношений, оказывавшей помощь бизнесменам и управленцам, привела к основанию в США в 1947 году. Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Детальное описание практики Национальной лаборатории тренинга дают Брадфорд, Джибб и Бене. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп.

Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием. Отличительной особенностью Т-групп является стремление к максимальной самостоятельности участников при формировании и функционировании группы. Участники, оказавшись в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать свои отношения внутри группы и разрабатывать процедуры коммуникативной деятельности. Обучение при этом оказывается скорее результатом проб и ошибок участников группы, чем усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное поведение. В фокусе Т-групп находилось поведение участников тренинга. Проходящие подготовку в Т-группах побуждались к фиксации, интерпретации и оценке действий и поведения партнеров и самих себя. В группах поощрялись спонтанное выражение чувств, открытое обращение внимания на враждебность, неуверенность в себе и проявления психологической защиты и их интерпретация.

В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Наиболее характерные задачи Т-групп сформулированы Кэмпбэллом:

1. Добиться понимания участниками тренинга того, как и почему они ведут себя по отношению к другим людям, а также как это поведение влияет на других людей.

2. Научиться понимать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе.

3. Научить участников слышать именно то, что говорят другие люди, не концентрируясь до этого на подготовке ответа.

4. Создание возможностей для понимания того, как действует группа, и какие виды групповых процессов возникают при определенных условиях.

5. Способствовать возрастанию толерантности к поведению других людей.

6. Создание условий, в которых человек может апробировать новые пути взаимодействия с людьми и получить обратную связь о том, как влияют на них эти новые способы.

Группы сенситивности

Некоторые Т-группы были ориентированны на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли в 1954 году и получили название групп сенситивности. Термин «тренинг сенситивности» обычно используют для обозначения и ориентированных на «рост личности» роджеровских «групп встреч» и Т-групп, или групп тренинга человеческих отношений. Задачи, сходные с задачами тренинга сенситивности и групп встреч, решались в разных концептуальных парадигмах: гештальттерапии, транзактного анализа. В гештальт-ориентированной группе создавались условия для осознания взаимосвязи между элементами единой психологической структуры человека, повышения чувствительности к сигналам, исходящих от соматовегетативных источников [53]. В групповой работе, связанной с использованием идей транзактного анализа, основной задачей является осознание отношений между приобретенными в ходе социализации неосознаваемыми инстанциями, которые обозначались Э. Берном как «родитель-взрослый-ребенок» [6].

В нашей стране элементы сенситивного тренинга использовались в программах подготовки руководителей трудовых коллективов и представителей профессии типа «человек-человек» [24, 55]. Ю.Н. Емельянов подытоживая данные ряда источников, перечисляет следующие задачи сенситивного тренинга:

1. Повышение самопонимания и понимания другого.

2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры.

3. Развитие ряда поведенческих навыков.

Л.А. Петровская в своих комментариях к разновидностям тренинга сенситивности выделяет два уровня целей: непосредственные и, так называемые, мета цели, или цели более высокого уровня общности. В качестве мета целей выделены:

· формирование у индивида духа исследования, готовности экспериментировать со своей ролью в мире;

· расширение объема «межличностного сознания»;

· достижение аутентичности в межличностных отношениях;

· способность взаимодействовать с коллегами, начальством и подчиненными в стиле сотрудничества.

Среди непосредственных целей тренинга сенситивности выделяются:

· обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное, прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных символов, получаемых от партнеров (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные факторы, дополняющие слова);

· усовершенствование диагностических навыков в области межличностных и межгрупповых отношений;

· приобретение навыков активного вмешательства в ситуации внутри - и внегруппового взаимодействия с целью большей удовлетворенности членов группы;

· развитие способности постоянно анализировать свое поведение в системе межличностных отношений с целью их оптимизации.

С точки зрения С.И. Макшанова [42], основные цели тренинга сенситивности могут быть сформулированы следующим образом:

· развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы;

· осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стерео типизированными фрагментами сознания;

· формирование и развитие способности прогнозировать поведение других людей, предвидеть последствия взаимных влияний.

Т-группы и группы тренинга сенситивности решали преимущественно коммуникативные задачи, обращаясь при этом к личности участников тренинга и создавая условия для осознания личностных проблем, что бесспорно является принципиальным отличием от индивидуальных тренировок и поведенческих групп, ориентированных на изменения преимущественно, на уровне субъекта деятельности.

В конце 60-х – начале 70-х годах Т-группы и группы сенситивности получили широкое распространение в условиях организаций. Основной целью их использования было улаживание конфликтных ситуаций в рабочих группах, а также оптимизация отношений рабочих и служащих. В 1964 году вышел сборник, суммирующий семнадцатилетний опыт развития Т-групп. В нем были обобщены четыре основных проблемы: профессионализация тренеров, модификация метода Т-групп, расширенное использование лабораторного метода в не лабораторных условиях, рост исследований и развитие теории [61].

Практические результаты применения Т-групп и тренинга сенситивности показали ряд ограничений их использования в связи с переоценкой возможностей метода и методическими промахами ведущих. В настоящее время Т-группы в условиях организаций используются реже и избирательней и являются одним из направлений подхода, получившего название «организационное развитие». Основу организационного развития составляют модель исследовательских вмешательств и опора на обучение, основанное на совместном опыте его участников. Традиционная Т-группа вытесняется применением тренинговых методов, обозначаемых как тренинг формирования (построения) команды.

Целью тренинга формирования команды являются в первую очередь эффективные изменения в социальных системах и их элементах, а не только в конкретных профессионалах.

В 80-е годы практика Т-групп в профессиональном тренинге нашла наибольшее применение в тренинге учителей и администраторов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...