Репертуар 1 –ого года обучения
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Модифицированная образовательная программа «Фольклорный ансамбль «Лапоточки»» Год разработки программы 2009 г. Форма организации образовательной деятельности -урок Для учащихся 1–7 классов Срок реализации программы 3 года Составитель – Кузьмина Л.И. « СОГЛАСОВАНО » Руководитель структурного подразделения Методики дополнительного образования _______________ Л.Б.Кривошеева «___»_________________ 2009 Москва 2009г Пояснительная записка Направленность программы художественно-эстетическая. Программа ориентирована на воспитание учащегося в традициях народной отечественной культуры, формирования бережного отношения и любви к ней. В основу настоящей программы взята программа педагога дополнительного образования Титовой И.Д. «Обучение музыкальному фольклорному искусству» Новизна данной программы заключается в том, что в данной программе большое внимание уделяется вопросу постановки детского голоса (речевого и певческого). Постановка голоса должна начинаться с обучения правильной речи. Совершенствование речевой функции ребенка следует считать кратчайшим путем в решении поставленных задач постановки певческого голоса. В программе сочетаются обучение по трем видам деятельности: · музыкальный фольклор · элементы народной хореографии · игра на народных инструментах Сочетание в программе этих предметов создает условия для проявления способностей ребенка в различных видах деятельности (исполнительство, творчество, слушание и музыкально – образовательная деятельность), неразрывно связывает музыку, слово и движение позволяя комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусств
Актуальность Особоеместо в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать эстетические чувства, умения ценить и понимать традиции наших предков. Лучшие умы России призывали в воспитании подрастающего поколения опираться на традиционные ценности национальной культуры. Мыслители XIX века: Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой, Н.Г, Чернышевский и другие обращались к опыту народного воспитания, призывали педагогов того времени всячески использовать его в своей деятельности. С «педагогическим гением народа» связаны идеи К.Д. Ушинского. Проанализировав системы воспитания в нескольких зарубежных странах, Ушинский пришел к выводу: общей системы воспитания для всех народов не существует, на систему воспитания в любой стране существенное влияние оказывает характер, национальные особенности, культура, история, быт народа. В.А.Сухомлинский считал важной задачей сохранение, развитие, углубление традиций народной педагогики. Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, малыш естественным образом усваивал народный музыкально – поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок так же естественно включался в систему трудовой и празднично – обрядовой жизни взрослой крестьянской общины. Связь детей с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом взрослое население общины относилось к малышам с любовью, с заботой и терпимостью. Современные же условия городской жизни приводят ко все большей разобщенности детей и родителей. Основное время ребята проводят среди сверстников. Уходит из жизни детей (особенно городского ребенка, живущего в условиях такого крупного мегаполиса как Москва) и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.
Актуальность программы состоит в том, что ее реализация через занятия фольклором во внеурочное время, позволит развить специальные музыкальные способности, коллективизм через приобщение к традициям своего народа, исполнительские навыки народного пения, движения, музицирования, развитие национального самосознания. Еще в 60 – е годы ХХ века Л.А. Кулаковский писал о необходимости выстраивать обучение для детей на народной песне, тщательно заботиться о воспитании эстетического вкуса молодого поколения: «Надо ли доказывать, что и сейчас в борьбе за подлинно реалистическое искусство, атакуемое ныне с разных сторон (и весьма ожесточенно), надо бороться с пережитками пошлости, мещанства, дурного вкуса, и воинствующей художественной малограмотностью еще более последовательно, непримиримо» и далее: «…Развитый художественный вкус – это ключ, открывающий двери в область прекрасного. В воспитании музыкального вкуса народно – песенная классика может сыграть крупнейшую роль». Каждый ребенок уже в раннем детском возрасте должен прикоснуться к живительному источнику народной мудрости – фольклору, чтобы вырасти нравственно здоровым. Педагогическая целесообразность Программа направлена на развитие и формирование эстетического сознания подрастающего поколения. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, становление нравственности и стремления к поиску красоты в жизни и в искусстве - необходимые условия для формирования полноценной личности. В воспитании музыкального вкуса народно-песенная классика играет большую роль, так как каждый ребенок уже в раннем детском возрасте прикоснувшись к живительному источнику народной мудрости – фольклору, вырастает нравственно здоровым. Исходя из исторически сложившихся условий бытования фольклора как искусства камерного исполнительства, предполагающего небольшое количество певцов в ансамбле, в учебно-воспитательном процессе предполагается деление учащихся по группам(от 6 до 10 человек в каждой). Певческий принцип позволяет не стремится к сглаживанию характерности звучания и нивелированию многотембровости голосов.
Участие родителей в образовательном процессе считается необходимым. Родители, желающие освоить то или иное направление деятельности фольклорного ансамбля «Лапоточки», присоединяются к занятиям детей, принимают активное участие в фольклорных праздниках. Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам. Цель: обучение учащихся фольклору, который сочетает в себе три вида деятельности как музыкальный фольклор (ансамблевое и сольное пение), основы народного танца и игра на народных инструментах. В ходе реализации программы решаются следующие задачи: Образовательные: · формировать у учащихся исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования; · обучать учащихся основам вокально – хорового искусства и вокально – хоровым навыкам · помочь учащимся освоить музыкально – игровой, хороводный, плясовой детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам народного календаря; · сформировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов. Развивающие: · развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления); · совершенствовать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора; · развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей. Воспитательные: · формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры · воспитывать у ребят чувство причастности к своему народу, к его истории и музыкальной культуре · воспитывать творчески активную личность · прививать уважительное отношение к взрослым и сверстникам
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1.5 часа Возраст детей: 6 – 14 лет Формы подведения итогов: Учет успеваемости детей проводится два раза в учебном году. Сочетание текущего (повседневного) и периодического контроля (середина и конец учебного года) позволяет достаточно полно судить о процессе усвоения знаний, всесторонне и объективно оценивать достижения ребенка. Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем на каждом занятии посредством наблюдения за учебной работой. Периодический контроль успеваемости включает: выступление ребенка на отчетных и академических концертах (в середине и конце года), творческих отчетах музыкальной студии, а также индивидуальную проверку знаний сольного репертуара и участие ребенка на конкурсах, фестивалях, праздниках. Задачи фольклорного ансамбля: · воспитание чувства коллективизма через приобщение к традициям своего народа, формирование способности к сопереживанию, · развитие активного восприятия музыки посредством музыкального фольклора, · изучение и освоение народной песни, ее основных творческих и исполнительских закономерностей, · развитие специальных музыкальных способностей, · формирование исполнительских навыков в области народного пения, движения, театрализации, · развитие самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей, · развитие национального самосознания. Задачи 1-ого года обучения: Тема 1. Дать знания на вводном занятии по технике безопасности. Заинтересовать и приобщить учащихся к фольклорному искусству, к традиционной национальной русской культуре ее бытию и ценностям. Тема 2. Дать знания и простейшие исполнительские навыки: по народной лексике, по соединению слова с движением. Тема 3. Дать знания по тому, как освобождать мышцы и вырабатывать мышечный контроль, чувствовать центр тяжести и точку опоры. Тема 4. Дать знанияпо артикуляции, дикции, идущих от естественной манеры произношения слов. Тема 5. Дать знания по отработке навыков звукоизвлечения. Тема 6. Разучить фольклорные игры наобщение, внимание, фантазию, воображение. Тема 7. Дать знания для работы над созданием художественного образа, над певческим воспитанием. Тема 8. Дать знания о музыкальном ритме (четверть и восьмые, пауза), темпе (шаг, бег, соответственно: медленно, быстро), строении музыкального произведения (вступление, части, фразы, акценты). Тема 9. Дать знания о ритмическом рисунке, освоить метроритм в игре на простейших ударных инструментах (ложках, трещетках, шаркунчиках). Тема 10. Разучить простейшие элементы народного танца (поклон, 1,2,3,4 позиции рук, переменный шаг с носка и пятки).
Тема 11. Исполнение песенного материала с элементами игры на народных инструментах. Тема 12. Разучить музыкально-игровые композиции. Подготовить и провести фольклорные праздники. Ожидаемый результат за 1-ый год обучения: за время обучения учащиеся будут знать · простейшие исполнительские навыки, народную лексику, музыкальную азбуку фольклора (дыхание, голосоведение, начальная нотная грамота) (Тема 2) · научатся вырабатывать мышечный контроль (центр тяжести и точка опоры) (Тема3) · навыки правильной артикуляции и дикции на основе простых упражнений · правильному звукоизвлечению · фольклорные игры (на внимание, общение, фантазию, воображение) · будут знать длительности (четверти, восьмые, длительности пауз) · метроритм · начальные элементы народного танца · исполнять репертуар 1-огго года обучения на народных инструментах Способы проверки: Контроль за усвоением материала проводится в форме открытого урока, класс-концерта. Основная цель такой проверки – выявление совместно с учениками слабых и сильных сторон в развитии каждого из них и группы в целом. Стимулирующим фактором является участие детей в концертах, в фольклорных праздниках, где и проявляются приобретённые навыки: умение держаться на сцене, певческое воспитание, художественный образ, соответствующий характеру произведения и пластики. Учебно – тематический план Года обучения
Содержание программы 1-ого года обучения Тема 1. Введение в мир фольклора. Техника безопасности Ценность фольклора и его значение в современном мире. Знакомство с группой, выбор старосты. Привлечь и пробудить интерес к занятиям через исполнение песен педагогом и слушание записей. Тема 2. Работа над развитием певческого дыхания Теория Комплекс игровых упражнений на дыхание. Упражнения с четким и ясным делением на небольшие фразы («Андрей – воробей»). Практика Гимнастика по Стрельниковой и распевание. Выработка рефлекторных навыков дыхания и укрепления мускулатуры. Участники ансамбля должны сознательно стремиться пропеть фразу на одном дыхании. Упражнения «свеча»- это упражнение предназначено для укрепления и развития дыхательных мышц и легких. (Встать прямо. Сделать полный вздох носом. Выдыхать тонкой струйкой через рот. Губы не вялы. Мышцы лица и челюсти не напрягать) Тема 3. Работа над развитием дикции и артикуляции Теория Понятие артикуляции и методы ее развития. Значение артикуляции в исполнении песен. Практика Скороговорки. Изучение текста песен в темпо-ритме. «От топота копыт пыль по полю летит»; «Кукушка кукушонку….»; «Добыл бобов бобыль» и др. Упражнения для тренировки артикуляционного аппарата. Тема 4. Краткие сведения о народных традициях,. Народный календарь Теория Содержание народного календаря. Значение слова «календарь». Жизненный уклад русского народа. Зимний обряд колядования. Встреча весны. Практика Разучивание календарных песен. «Березонька кудрявая»; «Покумимся кума». Зимние песни. Тема 5. Навыки звукоизвлечения, певческая установка Теория Значение слова «Ансамбль». Практика При разучивании репертуара идет работа над звукоизвлечением. Работа над единой манерой пения. Тема 6. Фольклорные игры на общение, внимание, фантазию, воображение Теория Значение фольклорных игр и их трактовка. Практика Игры: «Махоня», «Подушечка», «Дрема», «Прянична доска» и др. Тема 7. Знакомство с ритмом: четверти и восьмые, паузы. Освоение метра в музыке: шаг, бег. Теория Простой ритм. Четверти и восьмые. Практика Освоение ритма на музыкальном материале. Ритмические упражнения. Пример: «Шли сорок мышей» и др. Тема 8. Работа над ритмическим рисунком. Освоение метроритма в игре на простейших народных инструментах. (Ложки, трещотки, шаркунчики) Теория Беседа о искусстве игры на народных инструментах. Какие бывают народные инструменты. Значение и роль ритма в музыке. Беседа о четвертях, восьмых. О длительностях пауз. Значение темпо – ритма в музыке и создание с помощью его эмоционального колорита, выразительности. Выработка ритмической фразировки для целостности музыкальной мысли. Практика Показ четвертей и восьмых на примере разучиваемого репертуара. Значение пауз. На примере репертуара показ свободы ритмического движения и обучение учащегося достичь непринужденности и художественной правдивости ритмической речи. Тема 9. Простейшие элементы народного танца. Поклон, позиции рук, переменный шаг с носка и пятки. Теория Беседа о значении народной хореографии в песнях. Практика Поклоны на месте с руками и без рук. Основные положения ног, рук, простой русский шаг с пятки и с носка. Выработка правильной и красивой осанки, умение легко, бесшумно двигаться, «держать спину». Освоение поклона, кругового хоровода, фигур «ручеек», «воротца». Тема 10. Работа над репертуаром Теория Знакомство с репертуаром. Жанр песен. Практика Разучивание песен в соответствии с репертуаром. Тема 11. Подготовка и постановка концертных номеров Теория Закрепление пройденного материала. Если концерт к Рождеству, то повторяется материал по этой теме. Практика Использование ранее выученных песен в подготовке фольклорных праздников. Рождество, Масленица, Семик и др. Репертуар 1 –ого года обучения 1. «Долговязый журавель» - шуточная песня; Московская область 2. 2Мы девицы» - хороводная песня; Горьковская область 3. «Ой, сад во дворе» - хороводная песня; Краснодарский край 4 «Я по жердочке шла» - плясовая песня; Московская область 5 «На горе – то калина» - плясовая песня; Московская область 6 «Редька» - игровая песня; Московская область 7 «Воробей» - игровая песня; Московская область 8 «Ехал дедушка Егор» - шуточная песня; Московская область 9 «Царь за городом гуляет» - хороводная песня; Московская область 10 «У Ваарлама» - масляничная песня; Московская область 11 «Ой, вставала я ранешенько» - масляничная песня; Московская область 12 «А мы масляницу дожидаем» - масляничная песня; Московская область Задачи 2-ого года обучения: Тема 1. Дать знания на вводном занятии по технике безопасности и ознакомить с песенным репертуаром на учебный год. Тема 2. Дать знания над развитием певческого дыхания Тема 3. Дать знания по развитию дикции и артикуляции через пение учебно – тренировочного материала более сложного уровня. Тема 4. Дать знания о народных традициях и народном календаре. Тема 5. Дать начальные знания по работе над интонацией и исполнением песен. беседа Тема 6. Дать знания по работе над ритмическим ансамблем Тема 7. Дать знания по фольклорным играм на общение, внимание, фантазию, воображение. Тема 8. Дать знания по сложному ритмическому рисунку: четверть с точкой, триоль, пунктир Тема 9. Дать знания по освоению метроритма в игре на простейших музыкальных инструментах Тема 10. Дать знания по начальным танцевальным движениям народного танца Тема 11. Дать знания по исполнению песен с элементами игры на народных инструментах Тема 12. Дать знания по работе над репертуаром Тема 13. Дать знания по подготовке и постановке концертных номеров Ожидаемый результат за 2-ой год обучения: за время обучения учащиеся · расширят свои знания о современном состоянии фольклора, о жизни и быте русского народа, научатся уважать его талант и трудолюбие. (Тема1) · получат знания через учебно – тренировочный материал по правильному певческому дыханию. Освоят основные навыки: закрепят в сознании и нервно – мышечном аппарате (ученика) правильную певческую установку, координацию слова и звука, развитие слухового внимания, т.е. главное средство самоконтроля, опору звука на освоенном участке диапазона. (Тема 2) · получат знания по развитию дикции и артикуляции через упражнения, которые используются в работе, которые расширяют диапазон голоса, укрепляют дыхание, развивают гармонический слух, улучшают дикцию. (Тема 3) · получат знания о народных традициях в праздники (Тема 4) · получат знания по дальнейшему совершенствованию интонации · получат знания по ритму: четверть с точкой, триоль и пунктир; научатся чувствовать ритмическую пульсацию, которая придает музыке выразительность. Важно научить не только ощущать темп, акцент и соотношение длительностей по времени (это и есть главные элементы, образующие чувство ритма), но и осознавать образно – смысловую категорию ритма, ритмическую фразировку. (Тема 8) · получат знания по освоению метроритма, т.к. метроритм является одним из связующих звеньев всех видов деятельности фольклорного ансамбля; научатся ощущать ритмический стиль музыки и разбираться в его особенностях и специфических чертах. (Тема 9) · получат знания в процессе обучения игре на народных инструментах по устройству музыкальных инструментов, механизму звукоизвлечения, приобретут навыки игры на одном или нескольких инструментах, будут изучать нотную грамоту и исполнять как сольные партии, так и играть в ансамбле. (Тема 11) Способы проверки: контроль за усвоением материала проводится в форме открытого урока, класс-концерта. Основная цель такой проверки – выявление совместно с учениками слабых и сильных сторон в развитии каждого из них и группы в целом. Стимулирующим фактором является участие детей в концертах, в фольклорных праздниках, где и проявляются приобретённые навыки: умение держаться на сцене, певческое воспитание, художественный образ, соответствующий характеру произведения и пластики. Учебно – тематический план Года обучения
Содержание программы 2-ого года обучения Тема 1. Организационное занятие. Знакомство с учебным планом и песенным репертуаром. Современность и фольклор. Техника безопасности и правила дорожного движения. Тема 2. Работа над развитием певческого дыхания. Теория Значение дыхания. Правила дыхания. Показ более сложных дыхательных упражнений. Практика Упражнение «Ежик» - предназначено для диафрагмы. (Сделать активный вдох носом, следить, чтобы не поднимались плечи, выдыхать короткими сильными толчками, через плотно сжатые губы. С каждым разом выдохов будет все больше и больше.) Тема 3. Работа над развитием дикции и артикуляции. Теория Значение артикуляции в исполнении песен. Некоторые правила орфоэпии согласны и гласных. Практика Разучивание скороговорок: «Бык тупогуб…», «У ужа ужата». Упражнение для тренировки губных мышц.(Пятачок-улыбка). Тема 4. Краткие сведения о народных традициях Теория Беседа о календарных праздниках. Колядки. Святочные песни. Масляничные песни. Веснянки. Заклички. Практика Прослушивание и разучивание песен согласно репертуару. Тема 5. Работа над исполнением песен. Работа над интонацией. Теория Краткая беседа о жанре песни, о месте бытования, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась, о времени ее создания. Практика Показ – исполнение песни. Анализ музыкальной структуры (сколько фраз, похожи они или разные, лад и.т.п.) Тема 6. Работа над ритмическим ансамблем. Теория Более глубокое изучение музыкально - ритмического ансамбля Практика Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному ритмическому материалу и техническим задачам. (Егорка на горке…) Тема 7. Фольклорные игры Теория Беседа о содержании и значении игр. Практика Разучивание новых игр: «Змейка», «Золотые ворота», «Мы сейчас пойдем на право». Тема 8. Знакомство с более сложным ритмом: триоли, пунктир, четверть с точкой. Теория Беседа о музыкальной выразительности песен при сложном ритмическом рисунке. Практика Использование в изучаемом репертуаре этих ритмов. Тема 9. Освоение метроритма в игре на простейших ударных инструментах (ложках, трещотках, бубнах) Теория В процессе обучения учащиеся знакомятся с устройством музыкального инструмента, механизмом звукоизвлечения и изучают нотную грамоту. Практика Упражнения на освоение простого метроритма и осознание смысловой категории ритма. Тема 10. Элементы народного танца. Теория Беседа о роли танце в фольклоре. Практика Изучение элементов народного танца. Освоение фигур хоровода. Отработка плясовых движений. Элементы кадрили. Тема 11. Исполнение песенного материала с элементами игры на народных инструментах. Теория Беседа о назначении и использовании народных инструментов. Разнообразие тембровых красок народных инструментов в зависимости от жанра, характера песни и танца. Практика Игра на трещотках, барабанах, балалайках и гармони, ложках и шаркунчиках. Тема 12. Работа над репертуаром Теория Знакомство с репертуаром. Жанр песен. Практика Разучивание песен в соответствии с репертуаром. Закрепление тренировочных упражнений в песнях. Тема 13. Подготовка и постановка концертных номеров Теория Закрепление пройденного материала. Практика Использование ранее выученных песен в подготовке фольклорных праздников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|