Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творческий путь Э. Хемингуэя




Самым известным представителем «потерянного поколения» стал человек, который родился в неевропейской стране, на ее территории не было военных действий. Он сам очень сердился, когда его причисляли к потерянному поколению, и в чем-то был прав, хотя для нас он первый ассоциируется с такой литературой. Само это определение вошло в обиход благодаря ему, оно из эпиграфа к его первому роману "И восходит солнце" — "Все мы потерянное поколение" (Слова американской писательницы Гертруды Стайн). Хемингуэй не только писатель, он сам – герой современной культуры, его жизнь – своеобразная попытка создать миф о себе как о «настоящем мужчине». Его портрет в свитере и с трубкой в руках висел у каждого советского интеллигента, он был кумиром шестидесятников. Папа Хем и его книги – глоток свободы.

Творческая биография: Американский писатель Эрнест Миллер Хемингуэй родился в городке Оук-Парк, в привилегированном пригороде Чикаго. Его мать, урожденная Грейс Холл, бросила оперу и вышла замуж за отца Х. Кларенса Эдмонсона Хемингуэя, врача-терапевта и спортсмена, который в 1928 г. покончил с собой. Старший сын из шести детей, Эрнест учился в школах Оук-Парка, печатая рассказы и стихотворения в школьных газетах. После окончания учебы в 1917 г. Х. хотел вступить в армию, чтобы участвовать в первой мировой войне, однако из-за травмы глаза призван не был и вместо этого в 1917...1918 гг. работал корреспондентом в канзасской газете «Стар» («Star»). Шесть месяцев спустя он уезжает добровольцем в воюющую Европу и становится шофером американского отряда Красного Креста на итало-австрийском фронте, где в июле 1918 г. получает серьезное ранение в ногу, несмотря на которое сумел доставить раненого итальянского солдата в безопасное место. За воинскую доблесть Х. дважды награждался итальянскими орденами. Находясь на излечении в госпитале, Х. влюбляется в американскую сестру милосердия; через десять лет эта любовная история, а также военный опыт лягут в основу его романа «Прощай, оружие» («A Farewell to Arms», 1929).

Раннее творчество: Возвратившись в Оук-Парк героем войны, Х. приходит к выводу, что жизнь в предместье Чикаго чрезвычайно скучна, и вскоре поступает на работу в редакцию чикагского журнала. Женившись в сентябре 1921 г., Хемингуэй последовал совету своего друга, писателя Ш. Андерсона и отправился в Европу в качестве собкора одной из американских газет. Он знакомится с американскими писателями, живущими в то время в Париже, – с Гертрудой Стайн, Эзрой Паундом, Скоттом Фицджеральдом и др. – и начинает писать, исходя из принципа «главное – сочинить одно предложение правды, а дальше пойдет». В Париже вышли первые книги прежде всего, сборник рассказов «В наше время», («In Our Time», 1924). Новеллистический цикл «В наше время» отличается простым экономным стилем, характерным для зрелого Х. В нем мироощущение потерянного поколения очень хорошо зафиксировано. В этих рассказах разделение тематическое: война, до войны, после войны. Большие рассказы набраны обычным шрифтом, маленькие рассказы набраны курсивом. Графически обозначается перебив в манере повествования. В результате эти раздельные эпизоды монтируются в некую целостность. «Кошка под дождем» - войны уже нет, о ней напоминает памятник, но герои – потерянное поколение (муж ничего не хочет, а жена сама не знает, чего хочет: кошку, свой дом, семью, довоенные ценности утрачены, люди дезориентированы). Телеграфный стиль и подтекст (метод айсберга – автор сознательно умалчивает о некоторых вещах, оставляя читателю только намеки).

В октябре 1926 г. Х. публикует свой первый серьезный роман «И восходит солнце» («The Sun Also Rises»), который был чрезвычайно благосклонно принят критикой и создал Х. прочную репутацию многообещающего молодого писателя. В романе выведены американцы и англичане, жившие в Париже и в Испании; друзья Х. узнавали многих героев этой книги, в том числе и самого автора. Это первый групповой портрет «потерянного поколения». В 1928 г. Х. возвращается в Соединенные Штаты и, поселившись во Флориде, в Ки-Уэсте, завершает свой второй роман –

«Прощай, оружие» (1929) – автобиографический роман (герой – американец, ушел на фронт добровольцем, служит в санитарных частях). Строится как роман воспитания – Фредерик Генри сам идет на войну и хочет воевать как настоящий мужчина, но его постигает разочарование: в войне нет ничего красивого, мужественного, даже слова о подвиге, о храбрости звучат для него цинично. Автор показывает, что в войне нет никакой романтики, она лишает человека уникальности, индивидуальности, в этой ситуации люди пытаются защитить себя, свое собственное «я». Любовь - это тоже способ отстоять себя, способ сохранить себя. Любовь молодых людей это тоже акт мужества. Вопреки той реальности, которая давит и уничтожает тебя как личность, это большое чувство помогает тебе выстоять. Это мужество в себе. Любовь, дружба в итоге оказываются слишком хрупкими и спастись не помогают.

В начале романа Фредерик еще не растерял своих романтических иллюзий (он возвращается на фронт после госпиталя, принимает участие в отступлении). Добивает его моральный дух отступление и расстрелы за якобы произошедшее дезертирство. В этом контексте практическая вещь - это бегство от войны. Именно это и делает герой, он бежит от войны. Но это не акт трусости, а акт мужественности, акт сопротивления бессмысленной жестокости. Фредерику кажется, что, бежав от войны, он обретет душевный покой, но философия жизни такова, что человека везде настигает смерть: ХХ век разрушил веру в романтическую войну и счастливую романтическую любовь.

Надо посмотреть на повествование несколько попристальнее, так как Хемингуэй совсем не так прост. Его простой способ письма хранит в себе большие глубины. Это происходит оттого, что Хемингуэй не только изучает окружающую реальность, но и бросает внимательный взгляд на литературу вокруг него. Повествование в романе ведется от первого лица, перед нами рассказ самого Фредерика Генри о событиях, которые с ним происходят. Даже диалог подчас передается сквозь сознание героя. Использование потока сознания (Фредерик о рожающей Кэтрин - лейтмотив: «А вдруг она умрет»).

Мотив дождя становится мотивом всего произведения, там постоянно упоминается погода, это важно на фоне лаконичного стиля. В этом повествовании отсутствуют лишние детали. И вот в нем солнце светит всего два раза. Первый раз – в день знакомства героев. Второй раз тогда, когда Фредерик вместе с Кэтрин убежали от войны и наслаждались мирным утром. А вот остальное время, если речь идет о погоде, то это дождь. Но та часть Европы, где происходит действие, обладает хорошим климатом, поэтому трудно поверить, что там действительно все время идет дождь. Ответ на этот дождь заключается в самом романе. Солнце светит только тогда, когда есть надежда, что жизнь сделает новый поворот. Мы понимаем, что Фредерик всю свою жизнь будет помнить этот дождь. Ведь мы, рассказывая о том или ином событии, отбираем те или иные детали, которые потом представляются значимыми. В подсознании Фредерика в первую очередь всплывает этот дождь, дождливая погода и настроение, связанное с ней. Фредерик это то, кого жизнь сломала. Но сам факт того, что он нам об этом рассказывает, означает, что он выжил, выжил со шрамом в душе, но он стал крепче на излом. Таким образом, перед нами не просто повествование о том, как появляются на свете люди потерянного поколения. А это рассказ человека, который сам все это испытал, сам через это прошел. Это очень существенный момент этого романа, который выделяет этот роман во всей литературе потерянного поколения.

Образ Кэтрин – идеальная женщина, с точки зрения Хемингуэя, ее не пугает бытовая неустроенность, она не боится риска (бегство в Швейцарию). На Кэтрин похожа Марта Геллхорн, третья жена Хэмингуэя, журналистка, которая была военным корреспондентом в Испании (авантюризм). Кэтрин воплощает абсолютную любовь и полный отказ от собственного «я». «Я хочу того, чего хочешь ты. Меня больше нет». Сообщение о беременности – «я боюсь, это тебя огорчит или встревожит», «я все пробовала, но ничего не помогло». Не возражает против его пьянства, не критикует, не жалуется, не требует, чтобы он на ней женился. Готова постоянно жертвовать собой ради его комфорта (ночные дежурства, поведение во время родов).

Зрелое творчество: В 30-е гг ., однако, в творчестве Х. отмечается некоторый спад. Он упорно ищет для себя «настоящее дело», равноценное войне, которую он прошел (путешествие в Африку, участие в сафари, затем Гражданская война в Испании). В своих рассказах и романах он постулирует «кодекс чести» хемингуэйевского героя. Это жизнь с полной, отдачей сил в каждодневной, ежеминутной готовностью к смерти. Но человек не должен пребывать в ожидании смерти, он должен жить. Отсюда все эти мотивы большой охоты, большого спорта, бокса, корриды. Коррида - это единоборство слабого человека и огромного сильного животного. Бык - это жизнь, жизнь яростная, сильная, беспощадная, которая стремится тебя уничтожить. Слабый человек может устоять перед напором жизни, только борясь с ней на грани всех своих сил. Если матадор расслабился, начнет халтурить, то он погиб однозначно. Только на пределе своих возможностей можно выстоять.

Во время гражданской войны в Испании Х. в полной мере раскрылся как художник и гражданин. В 1937 г., собрав деньги для республиканцев, писатель отправляется в Испанию в качестве военного корреспондента Североамериканской газетной ассоциации и сценариста документального фильма.

Книга Х. «По ком звонит колокол» (1940) - посвящена событиям гражданской войны в Испании и описывает последние события из жизни американского добровольца, воевавшего на стороне республиканцев. Этот роман, в заглавие которого вынесены слова английского поэта Джона Донна («...Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол; он звонит по тебе»), является призывом к братству людей. Сквозная мысль романа сконцентрирована в эпиграфе, который является цитатой из философской проповеди английского поэта и философа-метафизика Джона Дона. Но это мысли самого Хемингуэя.

Именно частью человечества ощущает себя герой романа Роберт Джордан, который приехал воевать в Испанию. Идея о том, что «человек один не может». Важна мысль, которой заканчивается роман: «Если мы победим здесь и сейчас, то мы победим». Это уже не «я». А «мы». Это размышления Джордана, он высказывает, умирая, еще одну мысль, а именно: «Жизнь - хорошая штука, и за нее стоит драться». Опять разница с Фредериком, который, выжив, называл жизнь «трагедией, исход которой предрешен». Джордан уже не индивидуалист в духе модернизма, а герой, осознающий свой долг перед человечеством. Роман показывает бессмысленность гражданской войны (обе стороны жестоки). Война ведется на двух фронтах (народная война в горах и война фашистской и коммунистической идеологии на равнине). Гибель Джордана – проявление нравственного стоицизма в отличие от дезертирства Фредерика Генри. После поражения республики Хемингуэй уезжает на Кубу, затем отправляется в Лондон в качестве военного корреспондента, участвует в полетах британских ВВС, описывая высадку союзников в Нормандии, и 25 августа 1944 г. входит с американскими войсками в Париж. Писатель так активно участвует в боевых действиях союзников, что едва не попадает под трибунал за нарушение правил Женевской конвенции о поведении военных корреспондентов, что, впрочем, не помешало ему получить Бронзовую звезду за храбрость.

Позднее творчество: В 1952 г. Х. печатает в журнале «Лайф» повесть «Старик и море» («The Old Man and the Sea»), лирическое повествование о старом рыбаке, который поймал, а потом упустил самую большую рыбу в своей жизни. В позднем творчестве Хемингуэя нет никакого мироощущения человека, осознающего свою причастность тому, что происходит. Настроения этих последующих романов, повестей, рассказов очень разные. Но оно обусловлено тем, что происходит вокруг Хемингуэя в этом современном мире 40-50-х годов. От этого зависит мироощущение самого Хемингуэя и его героев. Тогда оптимизм конца войны сменился мрачными настроениями холодной войны, человек = пешка в этой игре, игре очень циничной, которая стремится подчинить себе не отдельное человеческое «я», а коллектив. Это, по мнению самого литератора, самое сильное его произведение. Это одно из очень немногих оптимистических произведений той поры. Здесь есть все: и трагедия существования, одинокость старика Сантьяго, но там нет одиночества.

Сантьяго один борется с рыбой, с акулой, с морем. Ноон ни минуты не ощущает себя одиноким, одиночкой как Фредерик Генри, так как есть люди его деревни. Есть мальчик, который к нему приходит, есть береговая охрана, которая, если надо придет к нему на помощь, есть солнце, море звезды. Есть человечество. И старик Сантьяго ощущает себя причастным, он часть этого человечества. Тестом на верность человечеству является необходимость доказывать каждый раз себе и другим, что ты человек-действующий. Отсюда двусмысленность финала. С одной стороны Сантьяго доказывает, что он состоятелен в этой жизни, он ловит эту большую рыбу и приволакивает ее к берегу. Но нет триумфа. Есть скелет рыбы, который показывает размеры этой рыбы. Но Сантьяго это рыбак-профессионал, он продает рыбу, и на это живет. Нет материального эффекта, эта рыба не решает реальных проблем его жизни. И ему снова надо идти в море, снова и снова ловить рыбу, снова и снова держать себя как человек. "Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но нельзя победить" – говорит Сантьяго, после сражения с первой акулой. В этом заключена главная мысль повести – сила человеческого духа, Старик выжил, потому что не сдался. Высоко оценив последнюю повесть Х., Эстерлинг сказал, что «в этом рассказе, где речь идет о простом рыбаке, перед нами открывается человеческая судьба, прославляется дух борьбы при полном отсутствии материальной выгоды... это гимн моральной победе, которую одерживает потерпевший поражение человек».

Повесть пользовалась огромным успехом как у критики, так и у широкого читателя, вызвала мировой резонанс, репутация Х. была восстановлена, и в 1953 г. писатель получает за повесть Пулитцеровскую премию. В 1954 г. Х. была присуждена Нобелевская премия по литературе «за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние на современную прозу». В своей речи при вручении премии Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, назвал Х. «одним из самых значительных писателей нашего времени».

Творчество Хемингуэя достаточно хорошо известно у нас и в Европе. Американцы считают, что он не самая интересная фигура того времени, но им было из чего выбирать. Поколение Хемингуэя – это поколение, давшее Америке огромное число талантливых писателей, это поколение вывело Америку на передовые позиции в мире.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...