Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социометрические исследования




Социометрический метод исследования – это прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах [59]. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации.

Социометрия была разработана Я. Морено и применялась для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. В основе теоретической социометрии лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества, вне зависимости от его классовой структуры, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая» революция позволила гармонизировать общественные отношения, являющиеся, по их мнению, системами взаимного предпочтения или отвращения людей [22].

Этот прием используется при изучении динамики внутренних отношений в различных группах, для установления позиции членов группы, наличия замкнутых группировок, положительных, конфликтных или напряженных участков, степени групповой сплоченности, мотивационной структуры отношений. При этом учитывается не только количественная, но и качественная сторона выраженных предпочтений.

В зависимости от состава группы и специфики исследовательских задач применяются индивидуальные и групповые проведения социометрии, а также разнообразные варианты самих процедур исследования в виде экспериментальной игры, вербального, письменного, изобразительного теста, с использованием элементов проективной техники (выбор в действии, выбор соседа, экспериментальная игра «секрет», экспериментальное сочинение и др.)[59].

Проведение социометрического исследования строится на постулате, что структуру отношений в коллективе можно выяснить, анализируя выборы партнера для совместной реализации какой-либо деятельности. Такие виды деятельности заранее четко определены и называются социометрическими критериями. Критерии подбираются таким образом, чтобы они отражали взаимоотношения между членами группы, создавали условия выбора партнера, предоставляли право выбора члена коллектива, интересовали коллектив, описывали конкретные ситуации, были четко сформулированы. При этом социометрические критерии определяются с учетом специфики конечной задачи исследования и рода деятельности членов группы.

Бланковая социометрия

Наиболее распространенными и удобными в обработке является бланковая социометрия. Проведение бланкового социометрического исследования строится по следующему алгоритму (Приложение 3.4.3., стр. 336):

1. Составление опросного листа, с включением вопросов, предусматривающих выбор. Например, для студенческой среды рекомендуется выбор с включением следующих сфер деятельности: учеба, труд, досуг.

2. Проведение инструктажа изучаемой группы.

3. Осуществление социометрического опроса.

4. Составление социометрической матрицы.

5. Составление социограммы. При этом рекомендуется различать обозначения для членов группы мужского и женского пола. Например, мужчины обозначаются маленькими треугольниками, а женщины – кружочками.

6. Подсчет социометрических индексов.

7. Анализ и интерпретация полученных результатов.

Существует параметрический и непараметрический вариант проведения исследования. В случае параметрического варианта проведения процедуры, при определении количества выборов пользуются стандартным соотношением, где количество выборов зависит от числа членов группы.

При непараметрическом проведении социометрии каждый член группы может сделать столько выборов, сколько считает необходимым. Для малых групп – до 12 человек - рекомендуется использовать непараметрический вариант проведения социометрического исследования.

Данные опроса заносятся в социометрическую матрицу. Далее составляется социограмма, которая дает наглядное представление о структуре взаимосвязей в группе.

Социометрические исследования рекомендуется проводить в конце каждого дня тренинга, а в заключение всего тренинга участники могут заполнить особый бланк, который позволяет получить обратную связь о результатах работы.

Вопрос. Обратная связь

Обратная связь является важным элементом психологического тренинга, во многом определяющим успешность самопознания и саморазвития участников. В тренинговой группе обратная связь должна организовываться и контролироваться ведущим. Для достижения наибольшего эффекта она должна быть насыщенной и конструктивной [23] (Приложение 3.4.4., стр. 337).

Насыщенность (полнота) обратной связи предполагает использование всех форм и видов ее организации.

Конструктивность обратной связи подразумевает то, что она должна нести каждому участнику тренинга реальные сведения о том, как он и его деятельность воспринимается другими участниками тренинга, и даваться в форме, способствующей ее принятию.

Для организации конструктивной обратной связи необходимо соблюдение следующих условий (Приложение 3.4.5., стр. 338):

û описательный характер. В оценочной форме обратная связь либо вовсе не информативна, либо приводит к защитным реакциям, препятствующим ее восприятию;

û неотсроченность. Отсроченная информация менее актуальна и сама может быть искажена фактором времени;

û специфичность. Обратная связь более полезна, когда она относится к конкретному проявлению или действию участника, а не к его поведению в целом;

û релевантность. Обратная связь должна быть релевантна (т.е. уместна и по делу) потребностям каждого из участников группы. Она может оказаться деструктивной, если не учитываются потребности личности, которой она передается;

û позитивная направленность. Обратная связь должна быть обращена на те поступки, характеристики, проявления личности, которые реально могут быть изменены [41].

В тренинге, направленном на развитие умений, навыков, формирование установок эффективного общения в содержании обратной связи преобладает информация об особенностях поведения в тех или иных конкретных ситуациях. Наряду с этим в ходе занятия можно создавать условия для возникновения обратной связи более целостного характера, особенно в тех случаях, когда это соответствует потребностям участников тренинга. Кроме того, позитивная обратная связь является хорошим средством стабилизации и даже повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе [23].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...