Осознанность ребенком отношения к нему близких людей
(источник: интернет-портал «Диагностические тесты и методики Для дошкольного и школьного возраста)
Цель теста - диагностика осознанности ребенком отношения к нему близких людей. Используемый материал: рисунок лестницы из 6 ступенек, вырезанные фигурки мальчика и девочки.
Тестирование проводят индивидуально в два этапа.
Процедура тестирования Процедура тестирования начинается с непринужденного разговора составе семьи ребенка, о его близких родственниках, о друзьях в детском саду и т.д. Затем детям показывают лист бумаги с изображением лестницы. Если всех детей рассадить на ее шести ступеньках, то на самой верхней окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но тоже хорошие дети. На второй ступеньке лестницы распределяются плохие дети, а на самой нижней ступеньке – самые плохие. После этого ребенку дается фигурка человечка в соответствии с полом, и экспериментатор просит поставить ее на ту ступеньку, которой, по мнению ребенка, соответствует он сам. При этом каждый раз ребенок должен пояснять, почему он выбрал именно эту ступеньку. Ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит воспитатель (или другие близкие взрослые). Нужно спросить ребенка и о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (если он по каким-либо причинам считал, что воспитатель не поставит его на эту ступеньку) и кто на самую нижнюю. После каждого ответа выясняют, почему ребенок так думает. Тестирование проводят дважды с некоторым интервалом между тестами. Основная цель повторного тестирования – исключить элемент случайности, а также воздействия обстоятельств на ответы ребенка и убедиться в их правдивости (на ответы ребенка может повлиять не только их настроение, но и какие-то события, повлекшие за собой временное изменение отношения к тому или иному человеку – например, сегодня воспитательница его отругала, поэтому он будет сердиться на нее и думать, что она считает его никчемным человеком, даже если в глубине души ребенок и понимает, что воспитательница относится к нему хорошо, просто сегодня он действительно «вышел из себя» и заслужил наказание).
Оценка результатов теста Оценки подсчитывают отдельно по двум этапам. Выявляют количество мотивированных решений. Сопоставляют результаты первого и второго экспериментов. При оценке результатов теста отвечают на следующие вопросы: - проявляет ли ребенок интерес и готовность рассказывать о своих взаимоотношениях с воспитателем. Если ответ положительный, то можно предположить, что эта сфера для ребенка важна и актуальна; - каким ребенок считает себя и на какую из шести ступенек ставит себя; - может ли ребенок объяснить, почему он поставил себя на ту и иную ступеньку; - каково соотношение между самооценкой ребенка и представлением об оценке его близкими.
Тест 7 Личностные ожидания ребенка в общении со взрослым (источник: интернет-портал «Диагностические тесты и методики Для дошкольного и школьного возраста)
Цель теста - диагностика личностных ожиданий ребенка в общении со взрослым.
Процедура тестирования В ходе исследования ребенку предлагается обсудить несколько ситуаций, в которых описаны положительные и отрицательные поступки детей. Первая ситуация «Это было в январе. Стоял сильный мороз. Дети собирались идти домой. Они надевали шапки, пальто, теплые ботинки, варежки. Первыми оделись дети из старшей группы. Когда они уже собирались выходить на улицу, одна девочка увидела малыша, который никак не мог одеться. Она подошла и помогла ему».
Вопрос к ситуации Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя? Вторая ситуация «Дети шли на прогулку. На узкой дорожке, которая вела в сад, лежал, кусок колючей проволоки. Все дети осторожно переступали через проволоку. А один мальчик, который шел последним, наклонился, осторожно взял про волоку за кончик и отбросил ее в сторону, чтобы она ни кому не мешала». Вопрос к ситуации Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?
Третья ситуация «Одна девочка сказала Тане: «У тебя такая красивая кукла! Дай мне ее – я поиграю». «На, возьми», -сказала Таня. Вечером, когда нужно было идти домой, Таня по просила свою куклу. Но девочка не вернула Тане куклу». Вопрос к ситуации Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им сказали, что это ты не вернул(а) куклу?
Четвертая ситуация «Дети рисовали. Маша рисовала цветок, и ей нужен был красный карандаш. Дима рисовал крокодила, и ему нужен был зеленый карандаш. А один мальчик захотел нарисовать лето. Ему нужно было много карандашей. Карандаши, которые дала ему воспитательница, у него поломались, и он стал забирать у других детей». Вопрос к ситуации Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им все-таки сказали, что это сделал(а) ты?
Оценка результатов теста Анализируют, как ребенок представляет, какое поведение ожидают от него близкие, какова будет реакция на его «обычные» и «необычные» поступки, чего следует ожидать от взрослых – одобрения, порицания и т.д
Тест 8 Тест “Палитра чувств” Цель теста Данная методика предназначена для изучения эмоционального состояния ребенка.
Процедура тестирования Для проведения теста нужен лист белой бумаги (А3 или А4) и бланк палитры (таб. №1).
Тестирование может проводится как индивидуально с ребенком, так и всей семьей. Ребенку предлагается на листе белой бумаги (А3 или А4) нарисовать красками любой рисунок. После завершения рисунка ребенку выдается бланк с таблицей №1. И дается следующая инструкция:
«В этой таблице слева написаны названия чувств, а справа - пустые квадраты. Выбери цвет для каждого чувства и закрась этим цветом пустой квадрат справа.»
Примечание: Фиксируется цвет, который был выбран для каждого чувства, и стиль закрашивания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|