Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы




Рабочая программа дисциплины

«Философия»

Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Квалификация выпускника

«Бакалавр»

 

Ярославль 2015


 

Рабочую программу учебной дисциплины разработал:

Доцент, к.фил.наук, доцент кафедры А.И. Бугай.

 

Рабочая программа отредактирована 15.08.12 г.

22.08.13 г.

23.08.14 г.

25.08.15 г.

 

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель дисциплины «Философия» – подготовка специалиста, способного осуществлять и совершенствовать управление в соответствии с современными тенденциями социального развития.

Задачи дисциплины:

- раскрыть значение и содержание философии как особой и самостоятельной дисциплины, располагающей своим научным аппаратом и методами анализа;

- показать место философии в системе наук, раскрыть её роль в процессе получения и развития научных знаний о мире и человеке;

- выявить место философии как особой формы сознания в обеспечении устойчивого многообразия и единства жизни общества, в динамике его развития;

- показать значение социально-исторических факторов в развитии философии, изменение представлений о её предмете, предназначении и месте в системе культуры, влияние на жизнь общества в целом;

- показать связь философии с историческими типами духовной жизни общества и её отдельными сферами, такими как наука, искусство, религия, идеология, повседневная и массовая культура;

- сформировать у студентов представление о различных школах, направлениях, концепциях, аккумулирующих достижения мировой и отечественной философской мысли;

- развивать у студентов умение анализировать с научно-философских позиций факты и события, происходящие в окружающей действительности, особенно в сфере управления общественными процессами;

- развивать у студентов интерес к философской проблематике, потребность в самостоятельном приобретении знаний, готовность к самореализации в профессиональной деятельности.

 

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП):

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл.

ГСЭ. Б1. Базовая часть.

Б1.01 Философия

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

Код, компетенция Проявления компетенции Формы проверки компетенции Виды заданий для самостоятельной работы
ОК – 1 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Подготовка научных сообщений, рефератов, кратких информаций. Подготовка и проведение самотестирования. Подготовка фиксированных выступлений, докладов.
ОК – 2   Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы 1. Опрос в ходе занятий; семинарские занятия. 2. Выступления с докладами и фиксированными выступлениями Подбор литературы по теме. Подготовка и проведение самотестирования.
ОК – 3   Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире 1. Опрос в ходе занятия. 2. Семинарские занятия. 3. Тестирование. Написание реферата, научного сообщения.
ОК – 4 Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем Опрос в ходе занятий; семинарские занятия. 2. Выступления с докладами и фиксированными выступлениями. 3. Краткое информирование на занятиях. Анализ источников и подготовка кратких информационных сообщений.
ОК – 6 Способен логично верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь Опрос в ходе занятий; семинарские занятия. 2. Выступления с докладами и фиксированными выступлениями. 3. Проведение письменных кратких летучек по значимым проблемам. Подготовка научных сообщений, рефератов, кратких информаций.
ОК – 7 Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе Опрос в ходе занятий; семинарские занятия. Выступления на занятиях в качестве оппонента Подготовка совместных научных сообщений, рефератов, кратких информаций.
ОК – 8 Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность Подготовка совместных научных сообщений, рефератов, кратких информаций. Организация и проведение коллективного тестирования. Подготовка учебных аудиторий к различным видам занятий.
ОК – 9 Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Опрос в ходе занятий; семинарские занятия. 2. Выступления с докладами и фиксированными выступлениями.   Подбор учебной тематической литературы. Подготовка рефератов, сообщений.
ОК – 10 Способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков Опрос в ходе занятий; семинарские занятия. 2. Выступления с докладами и фиксированными выступлениями. Организация и проведение тестирования и самотестирования.
ОК – 11 Осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности Опрос в ходе занятий; семинарские занятия. 2. Выступления с докладами и фиксированными выступлениями. 3. Индивиду-альные беседы. Подготовка научных сообщений, рефератов, кратких информаций.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

- понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

- исторические особенности становления и развития системы философского знания;

- его специфику, роль и место в человеческой культуре;

- предмет, проблематику, классификацию и содержание основных философских учений прошлого и настоящего;

- сущность важнейших философских категорий;

- основные философско-научные методы познания мира и человека.

уметь:

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

- систематизировать, закреплять и углублять полученные теоретические знания;

- анализировать с точки зрения научно-философского подхода факты и события, происходящие в окружающей действительности, особенно в сфере управления общественными процессами;

- применять теоретические знания на практике.

владеть:

- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;

- научной методологией исследования;

- научным анализом явлений и процессов социальной действительности;

- методами выявления и прогнозирования противоречий и конфликтов в развитии социальных процессов.

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:    
Лекции    
Практические занятия (ПЗ) -  
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР) -  
Самостоятельная работа (всего)    
В том числе:    
Реферат    
Составление тестовых работ    
Проект    
     
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   экзамен
Общая трудоемкость часов зачетных единиц    
   

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (в дидактических единицах)
  Философия, её предмет и место в культуре. Мировоззре­ние, его общественно-исторический характер. Структура и характерные черты мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Предпосылки становление философии. Объект и предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, социальная философия, философская антропология. Философия и мировоззрение. Материализм и идеализм, их сущность, пределы противопоставления. Основной вопрос философии и основные типы философствования. Особенности философского знания и его функции. Философия и наука. Философский опыт прошлого в мире современной гуманитарной культуры.
  Философия Древнего мира. Античная культура. Специфика философии Древнего Китая и Древней Индии. “Книга Перемен”, даосизм, конфуцианство. Главные ортодоксальные (признающие авторитет Вед - веданта, вайшешика, миманса, санкхья, йога, ньяя) и неортодоксальные (чарвака, джайнизм, буддизм) школы индийской философии. Античный мир и генезис древнегреческой философии: социальные и гносеологические предпосылки. Вопрос о первоначалах мира и определение сущего как основные темы античной философии. Античный космоцентризм, проблема “архэ”, натурфилософия досократиков. Милетская школа. Учения Гераклита и Парменида о бытии. Древнегреческий атомизм. Софисты и особенности их философской позиции. Сократ, его место и роль в истории европейской философии. Новая ориентация философии у Сократа. Майевтика Сократа. Платон и его учение о мире идей и мире вещей, о душе и познании мира. Академия. Энциклопедическая система Аристотеля. Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении. Учения Платона и Аристотеля о государстве. Перипатетическая школа. Философские учения эпохи эллинизма, их этическая направленность. Киники, скептики, стоики. Эпикур. Плотин и неоплатонический синтез основных идей и интуиций античной философии.
  Философия средних веков. Философия Средних веков, ее периодизация и специфика. Теоцентризм и креационизм. Церковь и догматика. Философия и теология. Откровение и античный понятийно-категориальный аппарат, отношение к античному философскому наследию. Апофатическое и катафатическое богословие. Основные темы средневековой философии: вера и разум, антропологические представления, вопрос о свободе воли, спор об универсалиях. Боэций. Христианская апологетика. Ранняя патристика – Климент Александрийский, Тертуллиан. Ориген. Формирование различий между латинской и греческой патристикой; Каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский), Ареопагит, Августин, Иоанн Дамаскин. Догматические споры на Вселенских соборах (учение о Троичности (Никейский собор) формирование христологического догмата (Халкидонский собор); дискуссия между иконоборцами и иконопочитателями (VII Вселенский собор). Конституирование новых богословских и философских принципов в эпоху Вселенских соборов (учение о сущности и ипостасях; формирование категории личности). Схоластика как философия школ и университетов. Платоническая ориентация ранней схоластики: реализм. Арабская философия, средневековый аристотелизм, латинский аверроизм. Фома Аквинский и его значение. Номинализм. Традиция волюнтаризма в учениях Дунса Скота и Оккама. Поздняя схоластика. Восточно-христианская богословская мысль. Учение св. Григория Паламы об энергиях. Исихазм. Философское знание в Древней Руси. Основные памятники богословско-философской мысли Древней Руси (сочинения митрополита Илариона, Климента Смолятича, Кирила Туровского и др.).
  Западноевропейская философия эпохи Возрождения и Нового времени. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Специфика философии Ренессанса. Неоплатонизм, натурфилософия, теософия, пантеизм. Метафизика Николая Кузанского. Флорентийская Академия. Пантеистические идеи Д. Бруно. Реформация и её влияние на философский процесс Нового Времени. Новоевропейская философия. Критика предшествующей традиции, проблемы “опыта” и “метода”, обоснование проекта современной науки, новации в постановке гносеологических проблем. Эмпиризм: Ф. Бэкон, сенсуализм Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Беркли, скептицизм Д. Юма. Традиция рационализма: основные идеи Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, и др. Эпоха Просвещения и культ разума. Общественно-правовой идеал Просвещения. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, французский материализм XVIII в. Идеи Просвещения в Германии: Г. Лессинг, И. Гердер и др. Особенности рецепции просветительских идей в русской философской культуре ХVIII в. И. Кант как родоначальник немецкой классической философии и создатель трансцендентального идеализма. Послекантовский немецкий идеализм: И. Фихте, Ф. Шеллинг, романтики. Абсолютный идеализм Г. Гегеля. Диалектический метод Гегеля и разработка им теории диалектики. Система Гегеля. Учение о тождестве бытия и мышления. Политико-правовые взгляды. Социальная философия. Теория исторического процесса. Материализм в классической немецкой философии. Л.Фейербах. Фейербах о происхождении и сущности религии, её роли в развитии общества. Философская антропология Фейербаха.
  Философская мысль Западной Европы середины и второй половины XIX века. Кризис традиционной формы философского знания в середине ХIХ века. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Возникновение неклассической философии: внутренние (имманентные) и внешние предпосылки и причины возникновения. Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, неокантианство), новаторско-традиционных (марксизм), неклассических (иррационалистических и сциентистских). Трансформация основных философских проблем. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Возникновение и развитие марксистской философии. Социально-исторические, естественнонаучные и теоретические предпосылки. Диалектический материализм - философия марксизма. Материалистическое понимание истории. Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии. Эволюция философского позитивизма. Проблема метода в «первом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Учение об иррациональной реальности. А. Шопенгауэр о мире как мировой бессознательной и свободной воле, о познании как переживании мира и об искусстве как высшем виде познания мира.
  Западная философия ХХ века. Особенности и характерные черты западной философии. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм и неопозитивизм. Проблема знания и языка в неопозитивизме (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн), проблемы развития научного знания в постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд). Философская герменевтика и проблема понимания (Г. Гадамер). Структурализм и его эволюция (М. Фуко, Р. Барт). Проблемы языка и методологии социогуманитарного знания. Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). Прагматизм и неопрагматизм. Иррационалистические направления в философии ХХ века. Философия жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон). Философские проблемы психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм). Проблема человека в философии ХХ века: экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Основные темы экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс): человек в условиях пограничных ситуаций, сущность и существование человека, жизнь и смерть. Религиозная философия в ХХ веке, её основные черты. Неотомизм, протестантская философия. Поворот от теоцентризма к антропоцентризму. Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих, В. Гейзенберг, А. Швейцер). Постмодернизм как философия культурного кризиса (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр). Рациональная философия М. Вебера как вера в силу науки. Теории «индустриального общества» (Д. БЕЛЛ, А.Тоффлер). Теория конвергенции (Д.Гелбрейт, Р.Арон). Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.
  Отечественная философия XVI-XX века. Особенности формирования и основные этапы развития отечественной философской мысли. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация, религиозные и светские традиции. Самобытность русской философской проблематики IX –ХШ вв. (Илларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). Становление национального самосознания и русского типа мудрствования в ХIV – ХVII вв. (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А.Курбский). Русская философия ХVIII – 1-ой половины ХIХ вв. (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Философия русских просветителей. Западничество и славянофильство: философское осмысление путей развития России. Философские идеи в творчестве Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Философия «серебряного века» русской культуры (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков). Философские идеи ученых-естествоиспытателей. Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья. Традиции классической русской философии в советский период (А.Ф. Лосев, Э.Ю. Ильенков, М.К. Мамардашвили и др.).Влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Русская философия в контексте мировой философской мысли.
  Современная философия и естественнонаучные представления о мире и сознании. Мир как совокупная реальность. Картина мира как парадигма миропонимания. Виды картин мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Онтология как учение о бытии мира. Место онтологии в системе философского знания. Бытие как предельно общее понятие. Сущность и существование. Бытие и сущее, проблема субстанции. Основные виды бытия. Бытие и реальность. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Материальное и идеальное, объективное и субъективное бытие. Общественное бытие. Движение и развитие. Движение и покой. Основные формы движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Субстанциальный и реляционный подходы к пониманию пространства и времени. Специфика экономического пространства и времени. Конечное и бесконечное; вечное и временное. Проблема жизни, её конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Феномен сознания как философская проблема. Знание, сознание, самосознание. Реальное и идеальное. Бытие и сознание. Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Многообразие концептуальных подходов в истории философии к проблеме происхождения и сущности сознания. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное и их взаимосвязь. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Действительность, мышление и язык. Знак, значение и смысл. Информация и сигнал. Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Проблема «искусственного интеллекта». Активность сознания и особенность её проявления. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль).
  Проблема диалектического развития. Законы и категории диалектики. Идея развития и её эволюция. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. Исторические формы диалектики. Диалектика как система принципов, законов и категорий. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс. Упорядоченность бытия. Принцип системности. Развитие как самоорганизация сложных открытых систем. Порядок и хаос, нестабильность, неравновесность. Флуктуации. Аттракторы и точки бифуркации. Фрактальность и голографичность мира. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Статистические и динамические закономерности. Формирование нового понимания причинности. Роль случайности в процессе самоорганизации материальных объектов. Философское понятие закона. Закон как выражение необходимости. Законы динамические и статистические. Закон единства и борьбы противоположностей – основной закон диалектики. Тождество. Различие. Противоположность. Противоречие. Типы противоречий. Количество. Качество. Мера. Скачок. Диалектика количественных и качественных изменений. Диалектическое отрицание и синтез. Общая характеристика универсальных, структурных и причинных связей бытия. Философские категории и их взаимоотношение с понятиями частных наук. Понятие единичного, особенного, общего и всеобщего. Диалектика единичного и общего. Единичное, особенное, общее и всеобщее как ступени познания. Сущность и явление. Соотношение категорий сущности и закона. Диа­лектика взаимосвязи сущности и явления. Сущность и явление как ступени развития познания. Понятие содержания и формы. Определяющая роль содержания, актив­ность формы. Диалектическое противоречие между содержанием и формой, его роль в развитии. Система, структура, элемент, их заимоотношение. Полиструктур­ность сложных систем. Системный подход и его понимание, в практике социального познания. Диалектика целого и части. Качественное отличие свойств целого от суммы свойств отдельных частей. Причина и следствие как ступени развития познания. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность, их взаимосвязь. Случайность как фор­ма проявления необходимости. Необходимость и случайность как ступени разви­тия познания. Возможность и действительность. Виды возможности. Роль условий в осуществлении возможностей. Вероятное и невероятное. Возможность и действительность как ступени развития познания. Свобода и необходимость. Диалектическое соотношение свободы и необходимости. Фатализм и волюнтаризм.
  Философские проблемы познания и практики. Познание как философская проблема. Взаимосвязь гносеологии и онтологии. Агностицизм. Природа, основание и условия познания. Основные концепции истины: референтно-корреспондентная (классическая), когерентная, конвенциональная, прагматическая, семантическая. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Знание и вера. Вера и мнение, вера и предрассудок. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Чувственное и рациональное познание. Субъект и объект познания. Инструментарий познания. Основные понятия логики (понятия, суждения, умозаключения, определения и их виды). Эмпирическое и теоретическое познание (понятия научного факта, гипотезы, теории). Методология познания (понятия дедукции, индукции, анализа, синтеза). Особенности предметной области и методологии естественных и гуманитарных наук. Возможности и границы познания. Философское знание и его взаимоотношение с наукой. Паранаучные формы знания. Историческая изменчивость взаимоотношений научного и вненаучного знания. Наука как вид духовного производства, её отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Основные формы функционирования и развития научного знания: факт, проблема, идея, гипотеза, теория. Методы научного познания и их классификация. Значение эвристических методов исследования. Специфика экономического познания. Эмпирическое и рациональное в экономических науках. Рост научного знания.
  Социальная философия как наука Общество как объект познания. Специфика социального познания. Объект, предмет и функции социальной философии. Социальные законы, их классификация, специфика и механизм действия. Объективные условия и субъективный фактор в истории. Фатализм, субъективизм и волюнтаризм во взглядах на общество. Социальная философия и другие общественные науки. Основные сферы функционирования и развития общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Роль экономической сферы в общественной жизни (М.Вебер, С.Булгаков, К.Маркс). Взаимодействие природы и общества. Понятие природы. Ноосфера. Взгляд на природу в истории развития философской мысли. Природа и общество. Роль природы и народонаселения в жизни общества. Мальтузианство и неомальтузианство. Современные концепции геополитики. Человек и космос. Современные экологические проблемы.
  Материальная и духовная жизнь общества. Философско-экономический образ мышления. Человеческие потребности и политическая экономия. Основные проявления экономической жизни общества: производство, распределение, обмен, потребление. Определяющая роль способа производства в функционировании общества, его структура. Производительные силы, производственные отношения: структура, диалектика взаимосвязи. Экономические отношения и экономические интересы. Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества. Базис и надстройка. Обыденное и теоретическое экономическое сознание людей. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. А.Тойнби, Л.Н.Гумилёв, О.Шпенглер, Н.Данилевский. Своеобразие подхода К.Ясперса. Духовная жизнь общества, её структура. Духовная культура и закономерности её развития. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная культура и её особенности. Общественное сознание, его взаимодействие с индивидуальным сознанием. Относительная самостоятельность общественного сознания и закономерности его развития. Структура общественного сознания. Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология и идеология. Формы общественного сознания. Политическое и правое сознание. Проблема прав и свободы личности в правовом государстве. Мораль и её особенности как формы общественного сознания. Нравственные ценности, их роль и значение в жизни человека и общества. Религиозное сознание и проблема свободы совести в обществе. Искусство как форма общественного сознания, его роль в формировании личности. Наука как форма общественного сознания и вид человеческой деятельности, ее социальные функции и закономерности развития. Философия как форма общественного сознания. Философский гуманизм о смысле жизни человека и его призвании.
  Социальная структура общества. Понятие социальной структуры общества. Классы – важнейший элемент, ядро социальной структуры общества. Теории происхождения классов. Марксистская теория классового общества. Исторический материализм. Принцип обусловленности социальных отношений материальным производством. Учение об антагонизме классов. Классы и нации. Исторические формы общности людей, предшествовавшие образованию наций. Две исторические тенденции в образовании наций. Нации и национальный вопрос. Этнические группы и объединения, их место в социальной структуре общества. Понятие диаспоры. П.Сорокин о социальной стратификации и социальной мобильности. Основные тенденции в развитии социальной структуры общества.
  Научно-техническая революция: сущность, проблемы, перспективы. Специфика науки как социального феномена. Особенности научного познания. Наука и техника. Философия техники. Понятие техники, её происхождение и сущность. Человек и техника. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Проблема научно-технического прогресса. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и её философские основания. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
  Проблема человека в философии. Вопрос о человеке как философская проблема. Проблема человека в истории философии. Основные подходы к происхождению и сущности человека. Проблема человека в философии ХХ века: экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Человек как целостное образование. Биологическое и социальное в человеке, их взаимосвязь в историческом и индивидуальном развитии. Понятие родовой сущности человека. Труд, сознание, совместность бытия, коллективность как проявление родовой сущности человека. Единство и противоречивость человека как родового и конкретно-единичного существа. Диалектика сущности и существования человека. Проблема экологии, биологические и общественные основы жизни человека. Жизнь и смерть человека как предмет философских размышлений. Уникальность, самоценность человеческой жизни. Человек как личность, индивид, индивидуальность. Личность как субъект общественной жизни. Условия и механизмы формирования личности. Деятельность, ответственность и свобода личности. Проблема отчуждения человека в обществе. Сущность, причины, основные формы и пути преодоления отчуждения. Человек и исторический процесс. Роль личности в истории. Человек как социальное существо. Человек в социуме и социум в человеке. Социум как система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений. Функционалистский подход к анализу социума. Конфликтологический подход к анализу социума. Понятие общественного производства. Человек в системе производства, обмена, потребления. Доиндустриальное общество. Человек индустриального общества. Постиндустриальное общество. Человек, общество и государство. Различные типы государства. Человек, социум и власть. Свобода, мораль, право. Проблема социального неравенства. Революция и эволюционный путь развития общества.  
  Философские проблемы политики и права. Политическое и правое сознание как формы общественного сознания. Философия политики: генезис, объект и предмет, основные этапы развития и концептуальные подходы. Политическое сознание как отражение политических отношений субъектов политической деятельности. Понятие политического сознания. Государство и политическое сознание. Уровни политического сознания. Место и роль политического сознания в духовной жизни общества. Причины несовпадения политической психологии и политической идеологии. Политическое сознание и политическая наука. Политика и экономика. Политика и мораль. Философия права: генезис, объект и предмет, основные этапы развития и концептуальные подходы. Право и правосознание, проблемы генезиса, единства и различия. Государство и право. Уровни правосознания. Место и роль правового сознания в духовной жизни общества. Правовая психология и правовая идеология. Правовая и моральная формы общественного сознания. Правосознание и право. Политика и право. Политика и правовое государство, диалектика взаимосвязи и тенденции развития. Проблема прав и свободы личности в правовом государстве.
  Актуальные проблемы современного общественного развития. Современный тип цивилизации, её достижения и противоречия. Информатизация общества, компьютеризация материального и духовного производства и проблемы общечеловеческих ценностей. Концепция «нового гуманизма». Глобализация, её признаки и особенности. Понятие «глобальные проблемы современности». Глобальные и общечеловеческие проблемы. Системы глобальных проблем: экологические, социальные, комплексные. Пути решения и управления глобальными проблемами. Будущее человечества и глобальные проблемы современности. Предвидение будущего – необходимое условие деятельности людей современного общества. Основные способы предвидения: утопический, гипотетический, прогностический. Особенности прогнозирования как предвидения, основанного на детерминации исторического процесса. Управление в современных условиях. Понятие управления и самоуправления. Специфика управления социальными системами. Управление социально-экономическими процессами в системе общественных отношений. Определения управления с позиций классического менеджмента, системного анализа, кибернетики, политологии и т.д. Основные категории управления социально-экономическими процессами: целеполагание, планирование, организация, координация, мотивация, стимулирование, контроль. Структурное и бесструктурное управление. Соотношение государственной власти и гражданского общества как объективная основа различения моделей управления. Глобализация и управление. Философские проблемы информатики. Интернет как метафора глобального мозга.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...