Актуальные проблемы современного общественного развития.
Итого: 144 часа
Лекции
№
п/п
№ раздела дисциплины
Тематика лекций
Трудоемкость (час.)
Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура и характерные черты мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Предпосылки становление философии. Объект и предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, социальная философия, философская антропология. Философия и мировоззрение. Основной вопрос философии и основные типы философствования. Особенности философского знания и его функции. Философия и наука.
Особенности и характерные черты западной философии. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм и неопозитивизм. Философская герменевтика и проблема понимания (Г. Гадамер). Структурализм и его эволюция (М. Фуко, Р. Барт). Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). Философия жизни. Экзистенциализм, персонализм, философская антропология.
Общество как объект познания. Специфика социального познания. Объект, предмет и функции социальной философии. Социальные законы, их классификация, специфика и механизм действия. Объективные условия и субъективный фактор в истории. Фатализм, субъективизм и волюнтаризм во взглядах на общество. Основные сферы функционирования и развития общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Роль экономической сферы в общественной жизни (М.Вебер, К.Маркс).
Практические занятия (семинары)
№
п/п
№ раздела дисциплины
Тематика практических занятий (семинаров)
Трудоемкость (час.)
4.Философия средних веков.
- Философия Средних веков, её периодизация и специфика. Теоцентризм и креационизм. Церковь и догматика. Философия и теология.
- Основные темы средневековой философии: вера и разум, антропологические представления, вопрос о свободе воли, спор об универсалиях. Номинализм и реализм. Схоластика как философия школ и университетов.
-Фома Аквинский и его значение.
6. Западная философия ХХ века.
- Особенности и характерные черты западной философии.
- Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм и неопозитивизм. Проблема знания и языка в неопозитивизме. Философская герменевтика и проблема понимания (Г. Гадамер).
- Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). Прагматизм и неопрагматизм. Иррационалистические направления в философии ХХ века.
- Проблема человека в философии ХХ века: экзистенциализм, персонализм, философская антропология.
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины
Содержание самостоятельной работы студентов по темам
№
п/п
№ раздела дисциплины
Содержание самостоятельной работы
Трудоемкость (час.)
Философия, её предмет и место в культуре.
Предпосылки становление философии. Объект и предмет философии. Структура философского знания. Основной вопрос философии и основные типы философствования. Особенности философского знания и его функции. Философия и наука. Философский опыт прошлого в мире современной гуманитарной культуры.
Философия Древнего мира. Античная культура.
Специфика философии Древнего Китая и Древней Индии. “Книга Перемен”, даосизм, конфуцианство. Главные ортодоксальные (признающие авторитет Вед - веданта, вайшешика, миманса, санкхья, йога, ньяя) и неортодоксальные (чарвака, джайнизм, буддизм) школы индийской философии. Перипатетическая школа. Философские учения эпохи эллинизма, их этическая направленность. Киники, скептики, стоики. Эпикур. Плотин и неоплатонический синтез основных идей и интуиций античной
философии.
Философия средних веков.
Философия Средних веков, её периодизация и специфика. Теоцентризм и креационизм. Апофатическое и катафатическое богословие. Христианская апологетика. Ранняя патристика – Климент Александрийский, Тертуллиан. Ориген. Догматические споры на Вселенских соборах (учение о Троичности (Никейский собор) формирование христологического догмата (Халкидонский собор); дискуссия между иконоборцами и
иконопочитателями (VII Вселенский собор). Конституирование новых богословских и философских принципов в эпоху Вселенских соборов. Арабская философия.
Западноевропейская философия эпохи Возрождения и Нового времени.
Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Специфика философии Ренессанса. Неоплатонизм, натурфилософия, теософия, пантеизм. Метафизика Николая Кузанского. Флорентийская Академия. Пантеистические идеи Д. Бруно. Реформация и её влияние на философский процесс Нового Времени. Новоевропейская философия. Эмпиризм: Ф. Бэкон, сенсуализм Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Беркли, скептицизм Д. Юма. Эпоха Просвещения и культ разума. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, французский материализм XVIII в. И. Кант как родоначальник немецкой классической философии и создатель трансцендентального идеализма. Послекантовский немецкий идеализм: И. Фихте, Ф. Шеллинг, романтики. Абсолютный идеализм Г. Гегеля. Диалектический метод Гегеля и разработка им теории диалектики. Система Гегеля. Учение о тождестве бытия и мышления. Материализм в классической немецкой философии. Л.Фейербах. Фейербах о происхождении и сущности религии, её роли в развитии общества. Философская антропология Фейербаха.
Философская мысль Западной Европы середины и второй половины XIX века.
Кризис традиционной формы философского знания в середине ХIХ века. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Возникновение неклассической философии: внутренние (имманентные) и внешние предпосылки и причины возникновения. Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, неокантианство), новаторско-традиционных (марксизм), неклассических (иррационалистических и сциентистских). Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии. Эволюция философского позитивизма. Проблема метода в «первом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Учение об иррациональной реальности. А. Шопенгауэр о мире как мировой бессознательной и свободной воле.
Западная философия ХХ века.
Религиозная философия в ХХ веке, её основные черты. Неотомизм, протестантская философия. Поворот от теоцентризма к антропоцентризму. Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих, В. Гейзенберг, А. Швейцер). Постмодернизм как философия культурного кризиса (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр). Рациональная философия М. Вебера как вера в силу науки. Теории «индустриального общества» (Д. БЕЛЛ, А.Тоффлер). Теория конвергенции (Д.Гелбрейт, Р.Арон). Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.
Отечественная философия XVI-XX века.
Особенности формирования и основные этапы развития отечественной философской мысли. Становление национального самосознания и русского типа мудрствования в ХIV – ХVII вв. Русская философия ХVIII – 1-ой половины ХIХ вв. (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Философия русских просветителей. Западничество и славянофильство. Философские идеи в творчестве Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Философия «серебряного века» русской культуры (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков). Философские идеи ученых-естествоиспытателей. Русская философия после 1917 года. Философия русского зарубежья. Русская философия в контексте мировой философской мысли.
Современная философия и естественнонаучные представления о мире и сознании.
Мир как совокупная реальность. Картина мира как парадигма миропонимания. Виды картин мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Онтология как учение о бытии мира. Место онтологии в системе философского знания. Бытие как предельно общее понятие. Основные виды бытия. Бытие и реальность. Монистические и плюралистические концепции бытия. Движение и развитие. Движение и покой. Основные формы движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Субстанциальный и реляционный подходы к пониманию пространства и времени. Феномен сознания как философская проблема. Знание, сознание, самосознание. Реальное и идеальное.
Проблема диалектического развития. Законы и категории диалектики.
Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. Исторические формы диалектики. Диалектика как система принципов, законов и категорий Принцип системности. Развитие как самоорганизация сложных открытых систем. Порядок и хаос, нестабильность, неравновесность. Флуктуации. Аттракторы и точки бифуркации. Фрактальность и голографичность мира. Детерминизм. Философское понятие закона. Закон единства и борьбы противоположностей – основной закон диалектики. Количество. Качество. Мера. Скачок. Диалектическое отрицание и синтез. Общая характеристика универсальных, структурных и причинных связей бытия. Философские категории и их взаимоотношение с понятиями частных наук. Понятие единичного, особенного, общего и всеобщего. Сущность и явление. Диалектика взаимосвязи сущности и явления. Понятие содержания и формы. Система, структура, элемент. Диалектика целого и части. Причина и следствие как ступени развития познания. Необходимость и случайность. Свобода и необходимость.
Философские проблемы познания и практики.
Познание как философская проблема. Взаимосвязь гносеологии и онтологии. Агностицизм. Основные концепции истины: референтно-корреспондентная (классическая), когерентная, конвенциональная, прагматическая, семантическая. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Знание и вера. Вера и мнение, вера и предрассудок. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Чувственное и рациональное познание. Субъект и объект познания. Паранаучные формы знания. Наука как вид духовного производства, её отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Структура научного познания. Методы научного познания и их классификация.
Социальная философия как наука
Общество как объект познания. Специфика социального познания. Основные сферы функционирования и развития общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Роль экономической сферы в общественной жизни (М.Вебер, С.Булгаков, К.Маркс). Взаимодействие природы и общества. Понятие природы. Ноосфера. Взгляд на природу в истории развития философской мысли. Природа и общество. Роль природы и народонаселения в жизни общества. Мальтузианство. Человек и космос. Современные экологические проблемы.
Материальная и духовная жизнь общества.
Философско-экономический образ мышления. Человеческие потребности и политическая экономия. Основные проявления экономической жизни общества: производство, распределение, обмен, потребление. Определяющая роль способа производства в функционировании общества, его структура. Базис и надстройка. подходы к развитию общества. А.Тойнби, Л.Н.Гумилёв, О.Шпенглер, Н.Данилевский. Своеобразие подхода К.Ясперса. Духовная жизнь общества, её структура. Общественное сознание, его взаимодействие с индивидуальным сознанием. Относительная самостоятельность общественного сознания и закономерности его развития. Структура общественного сознания.
Социальная структура общества
Понятие социальной структуры общества. Классы – важнейший элемент, ядро социальной структуры общества
Классы и нации. Исторические формы общности людей, предшествовавшие образованию наций. Две исторические тенденции в образовании наций. Нации и национальный вопрос. Этнические группы и объединения, их место в социальной структуре общества. Понятие диаспоры. П.Сорокин о социальной стратификации и социальной мобильности. Основные тенденции в развитии социальной структуры общества.
Специфика науки как социального феномена. Наука и техника. Философия техники. Человек и техника. Научные революции и смены типов рациональности. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Освоение саморазвивающихся "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Расширение этоса науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и её философские основания. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Проблема человека в философии.
Проблема человека в истории философии. Основные подходы к происхождению и сущности человека. Проблема человека в философии ХХ века: экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Биологическое и социальное в человеке, их взаимосвязь в историческом и индивидуальном развитии. Понятие родовой сущности человека. Труд, сознание, совместность бытия, коллективность как проявление родовой сущности человека.
Человек как личность, индивид, индивидуальность. Личность как субъект общественной жизни. Условия и механизмы формирования личности. Роль личности в истории. Человек как социальное существо. Человек в социуме и социум в человеке. Человек, общество и государство.
Философские проблемы политики и права.
Политическое и правое сознание как формы общественного сознания. Философия политики: генезис, объект и предмет, основные этапы развития и концептуальные подходы. Политическое сознание. Государство и политическое сознание. Политическое сознание и политическая наука. Философия права: генезис, объект и предмет, основные этапы развития и концептуальные подходы. Право и правосознание, проблемы генезиса, единства и различия. Государство и право. Правовая психология и правовая идеология. Правовая и моральная формы общественного сознания. Правосознание и право. Политика и право.
Проблема прав и свободы личности в правовом государстве.
Актуальные проблемы современного общественного развития.
Современный тип цивилизации, её достижения и противоречия. Информатизация и компьютеризация общества, материального и духовного производства и проблемы общечеловеческих ценностей. Глобализация, её признаки и особенности. Предвидение будущего – необходимое условие деятельности людей современного общества. Основные способы предвидения. Особенности прогнозирования как предвидения, основанного на детерминации исторического процесса. Управление в современных условиях. Понятие управления и самоуправления. Соотношение государственной власти и гражданского общества как объективная основа различения моделей управления. Глобализация и управление. Философские проблемы информатики. Интернет как метафора глобального мозга.
9. Примерная тематика курсовых работ (проектов):
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник для бакалавров / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2013
2. Горелов А.А. Философия: Учебное пособие для бакалавров. – М.: Кнорус, 2012
3. Губин В.Д. Философия: Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2010.
4. Трикило Е.А. Философия. – М.: АТиСО, 2012
5. Трикило Е.А. Философия: [Электронный ресурс] – М.: АТиСО, 2012
7. Гусев, Д.А. Курс лекций по философии / Д.А. Гусев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 520 с. - ISBN 978-5-4458-3795-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226046
8. Философия: учебное пособие / Н.П. Коновалова, Т.С. Кузубова, Р.В. Алашеева, и др. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. - 216 с.: ил., табл., схем. - ISBN 978-5-7996-1162-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275803
9. Философия [Электронный ресурс]: учебник / под ред. В.П. Ратникова. -М.: Юнити-Дана, 2012. - 678 с.
Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626
10. Золкин, А. Л. Философия [Электронный ресурс]: учебник / А. Л. Золкин. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 607 с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119032
б) дополнительная литература
1. Алексеев А.П., Яковлева Л.Е./Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М.: ПРОСПЕКТ, 2005.
2. Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах. учебное пособие для ВУЗов. – М.: Эксмо, 2008.
3. Губин В.Д., Сидорина Т.Ю. Философия. Учебник для ВУЗов 3-ое изд., пер. и доп. – М.: Гардарики, 2005.
4. Спиркин А. Г. Философия. Учебник для ВУЗов. - М.: Гардарики, 2005, 2006.
5. Лавриненко В.Н. Философия учебник для ВУЗов /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2005.
6. Назаров В.Н. Философия. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Гардарики, 2004.
7. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. /Под ред. Е.Е. Несмеянова. – М.: Гардарики, 2004.
8. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов (изд. 4). – М.: Проспект, 2008.
9. Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., ред. Философия. Учебник для ВУЗов (изд.4). – М.: Гардарики, 2008.
10. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарики, 2008.
11. Лавриненко В.Н., Ратников В.П., ред. Философия. Учебник для ВУЗов (изд. 4). – М.: ЮНИТИ, 2008.
12. Миронов В.В. Философия. Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2008.
13. Петров Д.И., Хамидова В.Р. Философия: справочник. – М.: Фенникс, 2008.