Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация методов обучения




 

Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение - чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.

И.П. Подласый выделяет 6 наиболее обоснованных классификаций методов обучения.

. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения).

Метод:

.   Практический

.   Наглядный

.   Словесный

.   Работа с книгой

.   Видео-метод

Способы выражения:

.   Опыт

.   Упражнение

.   Учебно-производительный труд

.   Иллюстрация

.   Демонстрация

.   Наблюдения учащихся

.   Объяснение

.   Разъяснение

.   Рассказ

.   Беседа

.   Инструктаж

.   Лекция

.   Дискуссия

.   Диспут

.   Чтение

.   Изучение

.   Реформирование

.   Беглый просмотр

.   Цитирование

.   Изложение

.   Составление плана

.   Конспектирование

.   Просмотр

.   Обучение

.   Упражнения под контролем "электронного учителя"

. Контроль

. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

.   Приобретение знаний

.   Формирование умений и навыков

.   Применение знаний

.   Творческая деятельность

.   Закрепление

.   Проверка знаний, умений, навыков.

Нетрудно заметить, что данная классификация методов согласуется с классической схемой организации учебного занятия и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов.

. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности - это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяют следующие методы:

.   Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный)

.   Репродуктивный

.   Проблемное изложение

.   Частично-поисковый (эвристический)

.   Исследовательский.

. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала

) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова и др.)

К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.

Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных и полинарных классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков.

Например, бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова построена на сочетании: 1) методов преподавания; 2) методов учения.

Методы обучения:

.   Метод преподавания

.   Метод учения

.   Информационно-сообщающий

.   Объяснительный

.   Инструктивно-практический

.   Объяснительно побуждающий

.   Побуждающий

.   Исполнительный

.   Репродуктивный

.   Продуктивно-практический

.   Частично-поисковый

.   Поисковый

Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложили В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук.

. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

.   Словесные

.   Наглядные

.   Практические

.   Индуктивные и дедуктивные

.   Репродуктивные и проблемно-поисковые

.   Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя

.   Источники

.   Логика

.   Мышление

.   Управление

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы устного контроля и самоконтроля

Методы письменного контроля и самоконтроля

Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых самых искусных построений и абстрактных схем. Поэтому поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются [19, с. 261].

 

Выбор методов обучения

 

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд, и то неспециалисту, может показаться, что учитель выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в определении путей достижения цели. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего, определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они "задают" группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс [11, с. 26].

Можно выделить шесть общих условий, которые определяют выбор метода обучения:

. Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них.

. Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.

. Цели и задачи обучения.

. Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классного коллектива).

. Внешние условия (географические, производственное окружение).

. Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения).

С чисто формальной точки зрения прогнозирование их не кажется особенно сложным. Опираясь на теоретико-множественный подход, размышляем так. Имеется некоторое множество методов обучения и множество условий, в которых они применяются. Основные значения первого и второго множеств известны. Кроме множества методов и условий в реальном процессе всегда действуют случайные (неизвестные) причины, величины которых и направленность влияния нельзя предусмотреть заранее. В первом приближении их влиянием приходится пренебречь, но нужно помнить, что именно наличием непредвиденных, неконтролируемых причин обуславливается надежность прогностических выводов. Задача оптимизации методов формулируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую эффективность обучения по принятым критериям.

Следующим условием успешной реализации оптимального выбора педагогических решений является обязательный анализ преподавателем эффективности применения методов обучения после окончания занятия. Педагогам полезно выявить при этом, какими расходами времени и усилий были достигнуты определенные результаты, являются ли эти расходы оптимальными с точки зрения сформулированных ранее критериев. Если будет установлено отклонение в расходах времени, то необходимо провести анализ причин, кроющихся в выборе методов обучения, предусмотреть в последующем профилактику этих причин. При сложном комплексе факторов, от которых зависит успешность решения педагогических задач, мы всегда будем иметь некоторые отклонения от ожидаемого результата, но настойчивое стремление уменьшить разрыв между максимально возможным и реальным результатом будет способствовать повышению эффективности процесса, приблизит его к оптимальному функционированию.

Сегодня надежным помощником учителя при выборе оптимальных методов обучения становится ЭВМ. Электронный мозг мгновенно "профильтрует" методы сквозь сито конкретных условий обучения и посоветует педагогу остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям [4, с. 31].

Методам обучения, от которых в немалой степени зависит результативность всего педагогического процесса, посвящены сотни фундаментальных исследований, как в общей теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных дисциплин. Понятию "метод" также даны сотни определений. Так, Ю.К. Бабанский под методом обучения понимает последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала.

В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности преподавателя (преподавание) и способы учебной деятельности обучающихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Понятие метода обучения также отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы преподавателя и познавательной деятельности обучающихся.

Методы обучения могут быть представлены в различных видах классификаций с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и обучающихся. Однако целостной единой классификации методов обучения, которая в обобщенном виде включала бы в себя все классификационные характеристики методов, пока нет. Разные авторы используют различные признаки и подходы к их систематизации [8, с. 7].


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...