Глава 3. Оптимизация методов обучения в ходе реализации учебного процесса в Учреждениях среднего специального образования
Организация и методы проведения исследования План-конспект лекции. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается - дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Специалисты рекомендуют наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, так как со временем трудно восстановить их по памяти. План-конспект семинара. Термин «семинар» имеет несколько значений. Если речь идет об учебном семинаре в школе или в вузе, то это особая форма проведения занятия, подразумевающая совместное обсуждение той или иной темы. Привычной форма семинара является для вузов. А вот в школе такое занятие относят к нетрадиционным формам. Оптимизация является одним из важных принципов организации учебной деятельности. Без овладения умением оптимизировать сам учебный процесс преподаватель будет ограничиваться лишь внешними признаками научной организации педагогического труда - улучшать расположение приборов, применять технические средства, совершенствовать дидактические материалы, но не будут касаться самой его сердцевины - выбора и осуществления наилучшего для данных условий варианта процесса обучения. Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без “изъянов”. Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим - при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации [2, с. 487].
Для проведения исследования были выбраны три метода обучения - лекция, практическое занятие и открытое занятие по дисциплине «Экономика». По всем трём методам были составлены планы-конспекты и проведены занятия. Выбор наиболее эффективных методов обучения - один из центральных моментов оптимизации учебного процесса. Чтобы овладеть методикой выбора методов обучения, необходимо хорошо знать все их многообразие, уметь эффективно использовать каждый из них. Методы обучения подразделяются на 3 большие группы: . Методы организации учебно - познавательной деятельности . Методы стимулирования учебно - познавательной деятельности . Методы контроля за эффективностью учебно - познавательной деятельности. Каждая из названных групп методов состоит из ряда конкретных методов обучения. Так, при организации учебно-познавательной деятельности применяются в первую очередь словесные методы (рассказ, лекция, беседа), наглядные методы, практические методы (упражнения, лабораторные опыты). Все эти методы обеспечивают передачу учебной информации учителем и восприятие её обучающимися посредством слушания, наблюдения, практических действий Группу методов организации учебно-познавательной деятельности так же подразделяют на проблемно-поисковые и репродуктивные методы, имея в виду, как осуществляют ученики усвоение нового учебного материала - путем самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями или же репродуктивного запоминания учебной информации, сообщаемой преподавателем.
Практика показала, что, чем богаче представления педагога о многообразии методов, тем эффективнее, действеннее становится избираемый комплекс методов, и их палитра позволяет сделать процесс обучения особенно удачным. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суть и логика излагаемой в данной курсовой работе точки зрения состоит в следующем. Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому метод обучения как способ достижения цели представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта, составляющего источник и аналог состава содержания образования. Социальный опыт - это совокупность деятельностей, накопленных человечеством в процессе познания объективного мира, т.е. в результате его "распредмечивания". Социальный опыт, будучи аналогом содержания образования, представляет собой систему четырех видов содержания: 1) знаний о природе, обществе, технике, человеке и способах деятельности; 2) опыта осуществления способов деятельности, т.е. реализации знаний о них; 3) опыта творческой деятельности; 4) опыта эмоционально-чувственного отношения к миру и его объектам. Поэтому и содержание образования состоит из тех же взаимосвязанных элементов. Деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения (содержанием образования), закономерностями усвоения и характером познавательной деятельности учащихся, а с другой - сама обуславливает деятельность учения, реализацию закономерностей усвоения и результат усвоения. Виды содержания образования, его функции в формировании личности, способы его обусловливают, и методы обучения данному виду содержания или его части. Таким образом, общедидактические методы обучения не изобретаются, не конструируются, а выводятся как следствие объективных свойств содержания образования и способов его усвоения. Всего методов обучения пять: 1) информационно-рецептивный, 2) репродуктивный, 3) проблемного изложения, 4) эвристический, 5) исследовательский. Каждый из методов отличается сочетанием деятельности учителя и учащихся, а также способами их деятельности. Это не классификация методов, а их номенклатура, выступающая как систематизация всего многообразия приемов обучения [17, с. 203].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 2010. - 321 с. . Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика. М.: Профессиональное образование, 2009. - 512 с. . Безюлева, Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога - Профессиональное образование № 12, 2009. - 123 с. . Бершадский, М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе. - Образовательные технологии № 1, М.: «Народное образование», 2008 - 482 с. . Ефимов, В.Н. Задачи построения системы контроля в учебно-воспитательном процессе средних специальных учебных заведений - Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях: Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 2010. - 152 с. . Иванов, Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие.- М.: АПК и ПРО, 2009. - 101с. . Сибирская, М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии. Учебное пособие. Изд. 3-е доп. и перераб., М.: Издательский центр Академии профессионального образования, 2011. - 126 с. . Федотова, Л.Д., Рыкова, Е.А. Оценка качества начального профессионального образования (методические рекомендации) М.: Изд. центр АПО, 2011. - 82 с. . Смирнов, И.П. Человек образование - профессия - личность. Монография. - М.: УИМЦ «Граф-Пресс», 2008. - 420 с. . Семушина, Л.Г., Ярошенко, Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 2009. - 192 с. . Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 144 с.
. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2009. - 432 с. . Подласый, И. П. Педагогика.- М.: Владос, 2008. - 156 с. . Скаткин, М. Н. Дидактика средней школы. 2-е изд. М., 2009. - 188 с. . Игнатович, Е. С. Система информационно-педагогической поддержки профессионального самоопределения cтаршеклассников / Е.С. Игнатович: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С. Игнатович; БГПУ им.М. Танка. - М., 2010. - 26 с. . Чистякова, С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова // Педагогика. - 2005. - 126 с. . Родичев, Н. Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников / Н. Ф. Родичев // Новые ценности образования. Выпуск 1-2 / 25-26 «Образовательная деятельность». 2008 - 251 с. . Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 140 с. . Князева, Е. Н. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - СПб.: Алетейя, 2002. - 414 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|