Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I . Естественное состояние




Введение

 

В данной работе мы рассмотрим проблему социального неравенства и его причин в философии Жан-Жака Руссо. Эта проблема была и остается актуальной, так как в процессе развития общества социальная стратификация постоянно усиливается, поэтому жизненно необходимо изучить все возможности ограничения данного явления, в частности анализируя философские произведения. Жан-Жак Руссо, один из ярчайших философов французского просвещения, создал особенную концепцию происхождения социального неравенства, отличающуюся от большинства концепций того времени, вот почему ее изучение не только актуально, но еще и интересно.

В этом кратком исследовании мы раскроем основные понятия, относящиеся к теме работы, проанализируем их, сравним их содержание в интерпретации различных философов. Рассмотрим развитие социального неравенства в ходе истории, основываясь на трудах Руссо, влияние его воззрений на современную культуру и изложим собственное мнение на заданную тему.


Глава I. Естественное состояние

 

Причины появления социального неравенства, его характеристика, возможность и способы его преодоления - одна из основных тем философии французского просветителя Ж.Ж. Руссо, которую он раскрывает во множестве своих произведений. Так уже в своей первой диссертации, предложенной ему Дижонским университетом, он говорит о зависимости упадка нравственности от развития наук и искусства. Французский философ считал, что подобную роль они могли сыграть только в государстве, основанном на неравенстве высшего и низшего классов, неравенстве роскоши и нищеты. "Редко бывает,- писал Руссо,- чтобы роскоши не сопутствовали науки и искусства, последние же никогда не обходятся без нее" [Руссо,1961,с.238]. Далее, в своей второй диссертации, он рассматривает не только взаимосвязь упадка нравственности, развития науки и, соответственно, социального неравенства, но и его происхождение. «Нам предстоит указать,- пояснял Руссо,- тот момент в движении событий, когда право сменилось насилием и природа оказалась подчиненной закону, и объяснить, какое сцепление чудес привело к тому, что сильный согласился служить слабому, а народы - купить воображаемое спокойствие ценой действительного счастья» [там же, 240 - 241]. Для ответа на поставленный вопрос, Руссо формирует понятие «естественного состояния человека». Следует отметить, что философ не претендует на его историческую достоверность и допускает, что такое состояние могло не существовать, однако, по мнению просветителя, его стоит иметь ввиду в качестве гипотезы «более способной пролить некоторый свет на природу явлений, чем установить истинное их происхождение...» [там же, 242]

Термин «естественное состояние человека» («status naturalis») не есть творение Руссо, до него он уже употреблялся в работах других выдающихся философов - Томаса Гоббса и Спинозы. Предлагаем проанализировать смысл этого определения, вкладываемый в него различными учеными. «Естественное состояние» по Гоббсу - это «война всех против всех», в таком состоянии человек более всего подвержен инстинктам, направленных на удовлетворение собственных потребностей, и, как следствие, эгоистичен и агрессивен по отношению к себе подобным. Такой вид человеческого сосуществования наиболее точно можно описать крылатым латинским изречением «Homo homini lupus est» («Человек человеку волк»). Далее, по Гоббсу, люди заключают общественный договор, в котором регламентируется порядок взаимодействия людей, и осуществляется выбор формы правления, которую впоследствии общество изменить уже не имеет права, в силу договора. И, таким образом, от темного, разрушительного «status naturalis» человеческое общество переходит в иную, более высокоорганизованную фазу - «status civilis» («гражданское состояние»). В которой, по мнению Томаса Гоббса, формируются лучшие человеческие качества и, впоследствии, высокие идеалы просвещения.

Представление Жан-Жака Руссо об исходном, естественном состоянии в корне отличается от взгляда его предшественника. По его мнению, в «естественном состоянии» над всеми чувствами индивида преобладает человеколюбие и сострадание, которое, де-факто, является основным социальным регулятором. «Предоставленная свободному развитию, природа ведет к полной победе чувств, а не рассудка, инстинкта, а не размышления, самосохранения, а не угнетения. Человек это не только разум, но и чувства, страсти». Разум же, формирующийся в результате выхода из «status naturalis», порождает самолюбие, противопоставляемое прежнему человеколюбию, мышление укрепляет его, а наука окончательно обособляет индивида от других его собратьев. Такой человек, по Руссо, видя страдания других, говорит: «Погибай, если хочешь, лишь бы я чувствовал себя в безопасности» [там же, 280].

В «естественном состоянии» не существует воспитания и прогресса, так как любое искусство или ремесло, рождаясь, умирало вместе со своим создателем, а не передавалось следующим поколениям, именно поэтому в «status naturalis» производство не могло стать причиной неравенства.

По Ж.Ж. Руссо даже влияние врожденного неравенства в физическом, интеллектуальном и эмоционально-психологическом плане не было достаточно развитым, и поэтому не могло играть большую роль в жизни человеческого общества. Из этого следует, что индивид не мог присвоить себе результаты труда другого, его добычу, его женщин и жилище. Поэтому в «естественном состоянии нет, и не может быть отношения подчинения между людьми, так как они ничем не владели. «Найдется ли человек,- говорит Руссо,- настолько превосходящий меня силой и, сверх того, настолько развращенный, ленивый и жестокий, чтобы заставить меня добывать ему пищу, пока он будет оставаться в праздности? Поэтому в «естественном состоянии» всякий свободен от ярма, и право сильного ни в чем не найдет себе опоры» [там же 289; 290].

Итак, из всего вышеописанного нами можно сделать вывод, что в «status naturalis» если и существовало определенное неравенство, то оно было ничтожным. Однако так же из вышеуказанного следует, что основные общественные добродетели и способность к самосовершенствованию не могли развиваться в «естественном состоянии» и нуждались в воздействии многих случайных факторов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...