Социологическая школа правопонимания
Социологическая юриспруденция (Социологическая школа права) начала формироваться на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний. Социологические теории права складывались двумя путями: с одной стороны, путем формирования правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой - путем распространения социологических методов познания в юриспруденции. К родоначальникам социологической юриспруденции относятся Р. фон Иеринг (Германия), Л. Дюги и Ф. Жени (Франция), Е. Эрлих (Австро-Венгрия), С. Муромцев (Россия). Представители социологической школы противопоставили позитивному праву как "мертвому", "книжному" праву право "живое", "право в действии". Сторонники социологического направления критиковали формально-догматический, нормативный подход к праву, который называли "юриспруденцией понятий". Социологическая юриспруденция так же, как и доктрина естественного права, выходит за рамки закона (писаного права), однако не в сторону естественных прав и свобод, а в сферу реализации права, правоприменительной практики. Хотя негативное отношение к позитивизму эти направления объединяет. Положительным моментом в этой теории является ориентация на учет реальных процессов, происходящих в правовом регулировании, их изучение на основе конкретно-социологических методов. В этом же русле находится, скажем, постановка вопроса об эффективности правовых норм, которой в свое время уделялось значительное внимание в советской юриспруденции. Недостатком, слабой стороной социологического направления является то, что возникает опасность размывания понятия права, утраты правом своих границ и, как следствие - появляется больше возможностей для нарушения закона, произвола судебных и административных органов.
Психологическая школа правопонимания Лев Иоселевича Петрожицкий – основатель школы. Прово обусловлено не объективными социальными, эконом политическими, а продукт внутренних проживаний, психологических переживаний, внутреннего мира человека. Права – отражение человеческих эмоций, переживаний, складывающихся по поводу определенных событий. Говоря об эмоциях, он выделяет 2 их группы: · Интуитивные – эмоции односторонние, обусловлены внутренним переживанием самого человека, самого индивида. Не вызывают обязательной ответной реакции со стороны другого субъекта данных отношений. (пример с подаянием милостыни) · Нормативные (интуитивно-атрибутивные) – эмоции двусторонние, обусловленные не столько внутренними переживаниями, и сколько эмоциональными требованиями других лиц (когда человек берет долг, то возникает двусторонние отношения). Смысл, что нормы творятся не государством, а людьми. Именно таким образом формируются субъективные права. Но говорить о нормах носящих общеобязательный характер, мы вряд ли можем. Недостатки 1) слишком расширена граница права, и в его сфере оказываются самые различные отношения, включая спорт, игры и т. д. 2) не разработан и не указан научный критерий для определения положительных и отрицательных качеств интуитивного права. 3) не учитывается то, что право — не только субъективное явление. Основные черты естественно правовой теории. Как теория идея естественного права оформилась в XVII-XVIII вв., став идеологическим оружием буржуазии против феодально-абсолютистских порядков. Основателем теории естественного права признается Гуго Гроций (1583-1645 гг.). В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. - Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера и др. В России ее сторонником являлся Александр Николаевич Радищев.
Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что естественные права понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда установленные человеческой природой. В XX в. естественные права стали уже связываться с природой человека как существа социального, субъекта социальных связей и получили свое дальнейшее выражение в форме социально-экономических и политических прав. Немецким теоретиком права и философом Рудольфом Штаммлером (1856-1938 гг.) была выдвинута идея «естественного права с меняющимся содержанием». В литературе начала XX в. такой подход именовали «возрожденным естественным правом». (К настоящему времени этот термин вышел из употребления.) С этого момента теория естественного права развивалась по двум основным направлениям: 1 ) неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники - Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер); 2) «светская» доктрина, которая исходит из различения права и закона, настаивает на существовании для писаного права некой этической первоосновы (естественного права), базирующейся на принципе справедливости. Итак, среди моментов, характеризующих содержание и развитие доктрины естественного права, можно назвать: а) утверждение о существовании естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменных прав человека, обусловленных самой его природой; б) различение права и закона; в) идею «естественного права с изменяющимся содержанием», учитывающую реальные процессы развития прав человека вместе с развитием общества; г) существование различных направлений развития естественно-правовой теории. Типология правовых систем (юридическая типология).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|