Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться.




Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.

Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и право-применитёль вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нор­мативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодо­ления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в дан­ной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конститу­ции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собст­венное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссы­латься на конкретные конституционные статьи.

В уголовном и административном праве аналогия исключается.

Система нормативного регулирования, закономерности её формирования.

Система нормативного регулирования - это совокупность всех социальных норм, регламентирующих поведение людей в обществе. Она обеспечивает в целом упорядоченность отношений в обществе. Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоорганизации и поддержанию порядка в процессе обмена материальными и нематериальными благами. Наиболее повторяющиеся и общеодобряемые отношения приобретают нормативный характер, который находит внешнее, устойчивое выражение в праве, морали, чести, представлений о справедливости, обычаях, религиозных нормах.

Право не единственный социальный регулятор, регулирование повседневной жизни людей происходит на основе различных норм. К ним относятся в первую очередь правовые нормы. Однако помимо правовых норм регулирование общественных отношений происходит еще и на основе религиозных, корпоративных, моральных, этических норм и обычаев, традиций, ритуалов, обрядов. Все указанные нормы входят в систему нормативного регулирования, но право играет основную, ключевую роль, поскольку лишь оно официально обеспечено к исполнению принуждением со стороны государства. Остальные нормы применяются для упорядочивания связей людей в той мере, в которой они сами этого желают. Например, в демократическом государстве нельзя принуждать к исполнению религиозных норм того человека, у которого отсутствует вера в религию. Невозможно обеспечить исполнение таких моральных норм, как особое уважение к женщине, старшим по возрасту. Данные нормы являются добровольными регуляторами различных жизненных ситуаций, где не всегда право способно проникнуть и тотально воздействовать. К тому же у современных государств и не стоит такой задачи, его деятельность строится на основах самоуправления и демократии.

 

Социальная власть и нормативное регулирование в догусударственном обществе

Власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода.

Старейшниа, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли властные функции под его контролем, в любое время могли быть смещены собранием. Специального аппарата, который занимался бы только управлением не было.

Нормативное регулирование в догусударственном обществе.

В основе регулирования общественных отношении лежали нормы обычая, норм морали, агрокалендарь, религиозные нормы и мифология.

Обычай— исторически сложившееся правило поведения, которое вошло в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени, и ставшее естественной жизненной потребностью людей.

Нормы морали — правила поведения, основанные на понимании добра и зла.

Религиозные нормы (представляемые табу) — правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных воззрений.

Черты нормативного регулирования в первобытном обществе:

- естественно-природный процесс формирования;

- действия на основе механизма обычая;

- синкретичность — нерасчлененность норм морали, религии и др.(мононормы);

предписание мононорм не расценивались как право и обязанность, ибо были выражением естественных условий жизнедеятельности;

- доминирование запретов, преимущественно в форме табу, т. е. Непререкаемых, нарушение карается высшими силами;

- распространение только на конкретный родовой коллектив;

- нормативно-регулятивное значение мифов;

- специфические санкции: осуждение родовым коллективом, изгнание из коллектива, в результате чего человек оставался без роду и племени, телесные повреждения, смертная казнь.

Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права.

Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе.

Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари.

Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение.

Нормы первобытной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Такие правила поведения возникают значительно позже обычаев, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения морали.

Религиозные нормы — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Так, особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение богам, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках.

Право как совокупность норм, общеобязательных правил поведения, установленных или поддержанных государством, появляется только с возникновением государства, так как право обеспечивается государственным принуждением. До образования государства права не существовало. Социальные нормы, правила общежития существовали задолго до превращения их в нормы права, но нормами права они становятся лишь тогда, когда возникло государство, которое обеспечивает их исполнение государственным принуждением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...