Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении




Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос.

Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения.

Решение данной проблемы возможно путём развития индивидуальности и творческой активности учащихся. Поэтому приоритетным направлением работы школы является гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей и повышение познавательной активности учащихся в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Классическая педагогика прошлого утверждала - "смертельный грех учителя - быть скучным". Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Иначе говоря, суть в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Одним из путей развития познавательной активности младших школьников на уроках математики в совершенствовании способов дифференцированного обучения. Индивидуальная и дифференцированная работа должна отвечать следующим условиям:

знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся;

умение учителя анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности;

включение в план урока дифференцированной работы с разными группами и отдельными учащимися на усвоение программного материала и развитие познавательных способностей;

постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

осуществление оперативной обратной связи;

соблюдение педагогического такта.

Методы дифференциации, направленные на развитие познавательной активности:

дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления;

дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности, по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности);

дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и критериям;

индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности);

дифференцированный метод поощрения;

использование наглядности в разных видах [5].

Учебные задания в начальной школе обязательно должны включать в себя систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий для первоклассников, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением. В основе приемов в 1 классе лежат действия детей с фигурами, с предметами, со словами, с числами.

Например: "Сложи из палочек цифру, букву"; вылепи из пластилина пирамидку из 5 колечек, рядом - ниже на 2 колечка; сложи из ниток фигуру по образцу и т.д. В учебный процесс включают дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления. В УМК "Начальная школа XXI века" в рабочей тетради для 1 класса "Учимся думать и фантазировать" (Гаврилина С. В.) даны задания на развитие психологических качеств: внимания, воображения, памяти, мышления. Задания даны по степени сложности, что помогает организовать групповую дифференцированную работу.

Внимание - это важная форма организации познавательной деятельности. В учебный материал включают содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

Логическое мышление. Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем мышления. Отсюда вытекает главная задача педагогического процесса - формирование у школьников гармонического склада ума. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать. Примером могут служить математические кроссворды. Первоначально использую простые кроссворды (примеры с "окошками), затем более сложные. Логические задачи и задания содействуют развитию умения обосновывать, доказывать правильность своего суждения [2].

Память является одним из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Для развития памяти использую слуховые и зрительные диктанты.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Главным средством формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Дидактические игры широко применяются на уроках математики для развития познавательной активности. Проводятся они в основном фронтально, со всем классом, поэтому трудно обеспечить активное участие в игре всех учеников, что снижает эффективность этих игр. Математические игры, разработанные М.И. Моро Н.Ф. Вапняр в пособии "Карточки с математическими заданиями и играми" дают возможность для проведения индивидуальной или групповой работы. Продумав образовательную цель игры, её воспитательные и развивающие возможности, определяется время проведения игры на уроке. Желательно раздать разноуровневые наборы предлагаемой игры ещё до урока. После инструктажа дети играют самостоятельно. Учитель наблюдает за ходом игры, вмешиваясь лишь в необходимых случаях. После игры проводится взаимопроверки и подводится итог. Ценность этих игр в том, что они полностью соответствуют целям и задачам урока, проводятся дифференцированно и в них принимают участие все дети класса [3].

Использование дифференцированных самостоятельных работ решает проблему активизации познавательного интереса. Творческая атмосфера в классе появляется оттого, что ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Им нравится выполнять письменные работы не торопясь: если их не подгонять, они привыкают к такой системе работы.

Если в начале первого года обучения активизация познавательной деятельности осуществляется главным образом с помощью игрушек, ярких картинок и сказок, то во второй его половине наглядность представляется в виде схем, таблиц, плана. Мыслительный процесс переходит от предметно-действенного к наглядно-образному. В результате успешного применения наглядности возрастает познавательная активность, увеличивается объём работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности, усиливается стремление к творческой активности. Ученика пытаются сотрудничать с учителем в создании отдельных таблиц.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики - это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков [5].

Дифференцированный подход обеспечил возможность выполнять задания и быть активными на уроке даже слабым учащимся. Они стали увереннее в своих знаниях, перестали стесняться отвечать на уроках. Присутствует ощущение радости, успеха, когда ребенок видит результаты своей работы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...