Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе




Дифференцированный подход в обучении рассмотрен на примере МОУ СОШ №43 г. Тюмени. Изучался 3 "А" класс. Процесс организации учителем внутриклассной дифференциации в данном классе включает несколько этапов:

. Проведение диагностики.

. Распределение по группам с учетом диагностики.

. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.

. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.

. Диагностический контроль за результатами.

Рассмотрим некоторые из них.

Такое деление на группы имеет свои плюсы и минусы.

Положительные аспекты данного разделения:

Исключение неоправданных и нецелесообразных для общества "уравниловки" и "усреднения " детей;

Появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;

Отсутствие у класса отстающих снимает необходимость снижения общего уровня преподавания;

Повышение уровня Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

Повышение уровня мотивации учения в сильных группах;

В группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;

Выступает как средство развития самостоятельности учащихся.

Отрицательные аспекты данного разделения:

) деление детей по уровню развития не гуманно;

) высвечивание социально-экономического неравенства;

) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;

) перевод в "слабые" группы воспринимается детьми как снижение их достоинства;

) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд "слабых" переводятся "неординарные дети".

Зная, что все люди делятся на 3 группы: визуалы, аудиалы и кинестетики, можно давать задания детям, учитывая особенности каждой группы.

Выделение групп учащихся по уровню усвоения материала:

группы особенности группы задания
Визуал Тихий, послушный, успешно учится, любит конструктор, компьютер; равнодушен к животным; зрелища производят сильные впечатления, но рассказывает о них мало; при переживании стресса замыкается в себе. -задания предлагать в виде записей писать карточки ярко, красиво давать задания: найти что-то в учебнике самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод
Аудиал Много говорит; легко вступает в контакты; любит слушать, когда читают или рассказывают; с трудом запоминает написание букв; не любит красочных зрелищ; при переживании стресса срывается на крик; не способен сосредоточиться; склонен к угадываниям. -вызвать к доске во время математического диктанта прочитывать задание вслух учителю или родителям давать задание сочинить что-либо, рассказать классу, объяснить что-либо другу
Кинестетик Очень подвижен; очень самостоятелен и талантлив; все надо потрогать, очень любит животных, отлично развит вкус. Давать задания, направленные на перекладывание фишек, на рисование, модели - рование, пересчет предметов

 

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
 Ученики с очень низким уровнем усвоения знаний, умений: неправи-льно выполняют выбор действий в задачах; низкий уровень сформированности вычислительных навыков; не выделяют взаимосвязи между изученными вопросами; низкий уровень выполнения мыслительных операций; дети с низким показателем памяти и отрицательным отношением к предмету; математические рассуждения выстраиваться не могут; математическая речь не развита. Ученики с низким уровнем усвоения знаний, умений: затрудняются в правильном выборе действия при решении задач; средний уровень сформированности вычислительных навыков; затрудняются в выделении взаимосвязи между изученными вопросами; низкий уровень выполнения мысли-тельных операций; математические рассуждения выст-раивают лишь при постановке вопросов; математическая речь достаточно не развита; Ученики со среднем уровнем усвоения знаний, умений: правильно выполняют выбор действий при решении задач в привычной форме, но затрудняются в творческих видах работы над задачей; вычислительные навыки сформи-рованы хорошо; средний уровень мыслительных операций; имеют хороший показатель памяти; развита тонкость наблюдений; математическая речь развита; выполнение обобщений только элементарных понятий. Ученики с высоким уровнем усвоения знаний, умений: правильно выполняют выбор действий при решении задач; успешно выполняют виды творческой работы над задачей; высокий уровень сформировано-сти вычислительных навыков; высокий уровень выполнения мыслительных операций; высокий показатель памяти высокий уровень развития матема-тической речи.
Типы заданий      
Опосредующие учебную информацию   Направляющие работу ученика с учебным материалом Требующие от учеников творческой деятельности
1. задание на узнавание математических объектов 1. задание на описание математических объектов по плану 1. задание на сравнение математических объектов 1. задания на установление связей между объектами, признаками
2. задания, требу-ющие анализа признаков понятий 2. задания на дополнение не-законченных предложений с использованием слов для справок 2. задания на составление подобных математических объектов 2. задания на самостоятельный подбор примеров
3. задания на классификацию объектов   3. задания, включающие вопросы готовый ответ в учебнике отсутствует, требуют самосто-ятельных мысли-тельных операций 3. задания творческого характера
Самостоятельная работа      
Воспроизведение по образцу Реконструктивно-вариативная Частично-поисковая Частично-поисковая, творческая

Таким образом, необходимость реализации принципа дифференцированного обучения связана с объективно - существующими противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; между коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...