Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
Дифференцированный подход в обучении рассмотрен на примере МОУ СОШ №43 г. Тюмени. Изучался 3 "А" класс. Процесс организации учителем внутриклассной дифференциации в данном классе включает несколько этапов:
. Проведение диагностики.
. Распределение по группам с учетом диагностики.
. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
. Диагностический контроль за результатами.
Рассмотрим некоторые из них.
Такое деление на группы имеет свои плюсы и минусы.
Положительные аспекты данного разделения:
Исключение неоправданных и нецелесообразных для общества "уравниловки" и "усреднения " детей;
Появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;
Отсутствие у класса отстающих снимает необходимость снижения общего уровня преподавания;
Повышение уровня Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
Повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
В группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
Выступает как средство развития самостоятельности учащихся.
Отрицательные аспекты данного разделения:
) деление детей по уровню развития не гуманно;
) высвечивание социально-экономического неравенства;
) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
) перевод в "слабые" группы воспринимается детьми как снижение их достоинства;
) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд "слабых" переводятся "неординарные дети".
Зная, что все люди делятся на 3 группы: визуалы, аудиалы и кинестетики, можно давать задания детям, учитывая особенности каждой группы.
Выделение групп учащихся по уровню усвоения материала:
группы
| особенности группы
| задания
|
Визуал
| Тихий, послушный, успешно учится, любит конструктор, компьютер; равнодушен к животным; зрелища производят сильные впечатления, но рассказывает о них мало; при переживании стресса замыкается в себе.
| -задания предлагать в виде записей писать карточки ярко, красиво давать задания: найти что-то в учебнике самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод
|
Аудиал
| Много говорит; легко вступает в контакты; любит слушать, когда читают или рассказывают; с трудом запоминает написание букв; не любит красочных зрелищ; при переживании стресса срывается на крик; не способен сосредоточиться; склонен к угадываниям.
| -вызвать к доске во время математического диктанта прочитывать задание вслух учителю или родителям давать задание сочинить что-либо, рассказать классу, объяснить что-либо другу
|
Кинестетик
| Очень подвижен; очень самостоятелен и талантлив; все надо потрогать, очень любит животных, отлично развит вкус.
| Давать задания, направленные на перекладывание фишек, на рисование, модели - рование, пересчет предметов
|
1 группа
| 2 группа
| 3 группа
| 4 группа
|
Ученики с очень низким уровнем усвоения знаний, умений: неправи-льно выполняют выбор действий в задачах; низкий уровень сформированности вычислительных навыков; не выделяют взаимосвязи между изученными вопросами; низкий уровень выполнения мыслительных операций; дети с низким показателем памяти и отрицательным отношением к предмету; математические рассуждения выстраиваться не могут; математическая речь не развита.
| Ученики с низким уровнем усвоения знаний, умений: затрудняются в правильном выборе действия при решении задач; средний уровень сформированности вычислительных навыков; затрудняются в выделении взаимосвязи между изученными вопросами; низкий уровень выполнения мысли-тельных операций; математические рассуждения выст-раивают лишь при постановке вопросов; математическая речь достаточно не развита;
| Ученики со среднем уровнем усвоения знаний, умений: правильно выполняют выбор действий при решении задач в привычной форме, но затрудняются в творческих видах работы над задачей; вычислительные навыки сформи-рованы хорошо; средний уровень мыслительных операций; имеют хороший показатель памяти; развита тонкость наблюдений; математическая речь развита; выполнение обобщений только элементарных понятий.
| Ученики с высоким уровнем усвоения знаний, умений: правильно выполняют выбор действий при решении задач; успешно выполняют виды творческой работы над задачей; высокий уровень сформировано-сти вычислительных навыков; высокий уровень выполнения мыслительных операций; высокий показатель памяти высокий уровень развития матема-тической речи.
|
Типы заданий
|
|
|
|
Опосредующие учебную информацию
|
| Направляющие работу ученика с учебным материалом
| Требующие от учеников творческой деятельности
|
1. задание на узнавание математических объектов
| 1. задание на описание математических объектов по плану
| 1. задание на сравнение математических объектов
| 1. задания на установление связей между объектами, признаками
|
2. задания, требу-ющие анализа признаков понятий
| 2. задания на дополнение не-законченных предложений с использованием слов для справок
| 2. задания на составление подобных математических объектов
| 2. задания на самостоятельный подбор примеров
|
3. задания на классификацию объектов
|
| 3. задания, включающие вопросы готовый ответ в учебнике отсутствует, требуют самосто-ятельных мысли-тельных операций
| 3. задания творческого характера
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
Воспроизведение по образцу
| Реконструктивно-вариативная
| Частично-поисковая
| Частично-поисковая, творческая
|
Таким образом, необходимость реализации принципа дифференцированного обучения связана с объективно - существующими противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; между коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: