Дифференциация обучения, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей - это личностно-ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств. Личностно-ориентированное образование ориентировано на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни. Термин "дифференциация образования" обозначает разделение учебных планов и программ в специализированных школах, классах или в старших классах средней школы, осуществимое на факультативах. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. [16] Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть "вариативным к индивидуальным особенностям школьников". Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения.
Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся. [9] Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке биологии, на этапе закрепления изученного материала. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему. [2] Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по: а) степени самостоятельности учащихся; б) характеру помощи учащимся; в) форме учебных действий. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор. . Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений. К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, решение задач, составление тестов). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости - творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов: . Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы . Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контр. работы) . Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой. . Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий . Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока . Диагностический контроль над результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий. Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет, учитывая тип урока, его цели и содержание. На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференцированное обучения, т.е. учет типичных индивидуальных различий учащихся. Если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам. Положительные стороны дифференцированного обучения · сильным учащимся можно уделить время; · слабым учащимся можно уделить внимание и контроль; · повышается уровень Я-концепции · (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого); · повышается уровень мотивации у сильных учеников Отрицательные стороны дифференцированного обучения · слабые не имеют возможности тянуться за сильными; понижается уровень мотивации в слабых группах Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников . Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение). Предполагает создание особых типов школ и классов
. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы). Предполагает организацию работы внутри класса Заключение
Таким образом, одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что "сильные" ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а "слабые" обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти. Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную силу, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей. В ходе исследовательской работы нами были получены следующие результаты: 1. Исследованы идеи развития теории и практики дифференциации процесса обучения. Рассмотрены отечественные и зарубежные взгляды педагогов, различные планы по внедрению дифференциации в процесс обучения; 2. Изучены сущность, цели и формы дифференциации процесса обучения; 3. Определены психолого-педагогические основы и условия эффективности дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.
4. Рассмотрена работа по дифференциальной технологии на уроках математики. Применение дифференциации заданий даёт возможность максимального усвоения знаний учениками с разным уровнем знаний Дифференцированное обучения детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления старших школьников. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе. Список литературы
1. Белошистая А.В. Вопросы обучения решению задач. // Начальная школа. 2003,№3. 2. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе. // Начальная школа. 2004,№2. . Демидова Т.Е. Обучение решению некоторых видов составных задач. // Начальная школа. 2003,№4. . Конева Л.С. Технология разноуровнего обучения учащихся основной школы. Аркор, 1999. . Некрасова О.А. Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся. // Начальная школа. 2003,№7. . Фонин Д.С., Целищева. Моделирование, как важное средство обучения решению задач. // Начальная школа. 1990,№3. . Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М., 1979. . Дорофеев Г.В. и др. Дифференциация в обучении биологии. // Биология в школе. - М, 1989. - №4. . Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка. // Вопросы психологии. - 1997.,№4 . Калягин Ю.М. и др. Профильная дифференциация обучения биологии. // Биология в школе. - 1990. - № 4. . Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., "Академия", 2002. . Клевченя М. С Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. - Мн., "Народная асвета", 1992. . Кон И.С. Социология личности. - М., 1967. . Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. - М., 1990. . Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1989. . Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. . - М.: Просвещение, 1981. . Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками // Адукацыя i выхаванне. - 1992, №2. . Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность. - Мн., 1996. . Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования. - Мн., Академия последипломного образования, 1998. . Покровская С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах. - Мн., "Беларуская навука", 2002. . Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: . Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - Педагогика, 1990.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|