Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и функции правосознания




С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на общественное, групповое и индивидуальное.

Эта классификация имеет условный характер, поскольку нет массового и группового правосознания без и вне индивидуального. Массовое правосознание олицетворяет усредненное состояние правовых взглядов, идей, чувств и т. д. различных социальных групп, групповое — индивидов с однородными интересами. Различна и роль этих разновидностей правосознания. На правообразование, например, решающее влияние оказывает массовое правосознание, а групповое и индивидуальное правосознание учитывается правотворческим органом в согласованном, сбалансированном виде.

Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний.

Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т. д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т. п. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется прежде всего на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности.

Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:

  • познавательной, связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;
  • оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается через призму справедливого и правового в общественной жизни. Именно оценочная функция является основой творческой, преобразующей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности;
  • регулятивной, определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов

 

113) Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа.

В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную. 1)Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта, имеет поверхностный и фрагментарный характер. Обыденный уровень правовой культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права. 2)Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практических юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями, навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности. 3)Доктринальный (научный) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых и представляет собой идейно-теоретический источник права, способствует совершенствованию законодательства, развитию науки и подготовке юридических кадров.

113. Правовая культура - к ачественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем; выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека. Правовая культура -образ мышления, норма и стандарт поведения, а в целом - правовой менталитет общества. Характеристики правовой культуры:

  • включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности общества - характеризует правовые ценности общества;
  • является высшей формой осознания правовой жизни страны;
  • составляет часть общей культуры, занимая в то же время самостоятельное место в социокультурном пространстве;
  • зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;
  • служит предпосылкой формирования правового государства. Элементы правовой культуры:

^ уровень развития правосознания населения;

^ развитие правовой деятельности;

^ степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества.

Уровни правовой культуры:

  • обыденный - ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;
  • профессиональный - свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне - присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности. Профессиональная культура определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата.
  • теоретический - включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.

Формы правовой культуры:

  • правовая культура личности - единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения; характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения.
  • правовая культура социальных групп - свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);
  • правовая культура общества - охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений; непосредственно связана с общим культурным уровнем населения, зависит от уровня общественного правосознания, от состояния и характера законодательства.

Функции правовой культуры:

  • познавательно-преобразовательная - направлена на согласование различных интересов общества, создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства;
  • праворегулятивная - обеспечение устойчивого, эффективно действующего механизма развития правовой системы;
  • Ценностно-нормативная проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов, имеющих ценностное значение. Иначе говоря, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности;
  • Правосоциализаторская направлена на формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно;
  • Коммуникативная обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов и стран.
  • прогностическая - предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы.

Правовое воспитание - целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

 

114) Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того насколько глубоко освоены или такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поисков компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. - Это первый элемент правовой культуры

Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности.

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.

114. Правовая культура общества — разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества.

Система ценностей — активность субъектов права в правовой сфере, добровольность выполнения требований правовых норм, реальность прав и свобод граждан, эффективность правового регулирования, качественные законы, совершенная законодательная техника, развитая правовая наука, юридическое образование, эффективная юридическая практика, стабильный правопорядок.

Систему ценностей в области права, находящихся в реальном функционировании в обществе, называют правовой реальностью, которая в структурном отношении совпадает с понятием «правовая система».

Правовая культура отражает такие срезы правовой реальности (правовой системы):

— структурно-функциональный;

— аксеологическин (оценочный)..

 

115) Правовая культура личности — это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности включает:

1) знание законодательства (интеллектуальный срез). Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности; 2) убежденность в его необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов (эмоционально-психологический срез); 3) умение пользоваться правовым инструментарием — законами и другими актами — в практической деятельности (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное — активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

115. Правовая культура личности

Правовая культура личности — это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности включает:

1) знание законодательства (интеллектуальный срез). Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности;

2) убежденность в его необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов (эмоционально-психологический срез);

3) умение пользоваться правовым инструментарием — законами и другими актами — в практической деятельности (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное — активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

Другими словами, правовая культура личности — это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Содержанием правовой культуры личности являются:

1) правосознание и правовое мышление. Правовое мышление должно стать элементом культуры каждого человека;

2) правомерное поведение;

3) результаты правомерного поведения и правового мышления.

Показателем правовой культуры личности является правовая активность личности как высшая форма правомерного поведения, которая предполагает:

 

116) Роль правосознания в правотворчестве выражается прежде всего в том, что правотворческие решения принимаются под непосредственным влиянием правосознания законодателя. Уровень правосознания законодателя, его представления о значимости тех или иных правовых институтов, его отношение к отдельным правовым явлениям напрямую выражаются в нормах права, создаваемых в процессе правотворческой деятельности. Законодатель должен отразить в правовых нормах существующий уровень общественного правосознания.

В процессе реализации права уровень правосознания субъектов также влияет на качество и полноту воплощения в жизнь предписаний юридических норм. При этом надо помнить, что реализация права может быть как непосредственной, осуществляемой самими гражданами, так и правоприменительной, осуществляемой специальными государственными органами. В зависимости от этих видов реализации права следует рассматривать и роль правосознания. При непосредственной реализации права высокий уровень правосознания формирует правомерное поведение граждан, выражающееся в исполнении юридических обязанностей и соблюдении запретов. При этом правосознание особо влияет на правовую активность граждан, т.е. такое поведение в сфере права, при котором активно используются юридические права, граждане выбирают именно юридические средства разрешения своих проблем, используя весь потенциал законодательства. При негативной окрашенности поведенческого компонента правосознания, т.е. при установке на противоправное, а не правомерное поведение, "реализация права" выливается в правонарушения либо уклонение от исполнения предписаний правовых норм. Таким образом, правосознание индивида предопределяет его деятельность в сфере права.

116. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права.

Понятия «право» и «правосознание» глубоко взаимосвязаны. Они существуют и развиваются вместе, взаимно поддерживая и дополняя друг друга. В научной литературе приводится формула: правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с правом. Поэтому правосознание активно вторгается во все процессы, связанные с правом. Особенно важна роль правосознания в правотворчестве и право реализации.

Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Однако, создание правовых норм начинается с выявления объективных потребностей общества в регулировании каких-либо отношений. Нормы создаются не по субъективной воле законодателя, а в результате формирования предпосылок к их появлению в самом обществе. В таком случае, в правовых нормах, принятых государственными органами, действительно выражается воля народа, как это и должно быть в правовом государстве. Выявление общественных потребностей, в свою очередь, может быть осуществлено только категориями правосознания. Под правосознанием понимается совокупность взглядов, идей, представлений и чувств, выражающих отношение людей к прошлому, действующему и будущему праву. Это «реакция» людей на право. Таким образом, анализируя общественное правосознание, т.е. мнение людей о праве, оценивая позитивные и негативные моменты, предпочтения общества, недовольства, вызывающие социальную напряжённость, профессиональные юристы «переводят» потребности общества на язык права, после чего они попадают к законодателю и выражаются в виде норм права. Так процесс правотворчества опосредуется правосознанием.

Велика роль правосознания и в процессе реализации норм права. Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Правосознание влияет на соблюдение норм права всеми субъектами права. Особенно ярко здесь выражены оценочная и регулятивная функции правосознания. Оценочная функция заключается в том, что правосознание даёт возможность осмысления, анализа и оценки всех элементов правовой системы, всей правовой жизни общества; позволяет оценивать право со стороны его субъектов, а также поведение людей со стороны других субъектов и государства. Регулятивная функция вытекает из оценочной и заключается в том, что правосознание способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Правосознание - прежде всего внутренний регулятор поведения людей. А решение каждого отдельного индивида о том, соблюдать или не соблюдать нормы права, рождается главным образом из внутренних тенденций. Этим объясняется то, что на уровень и качество реализации права влияет правосознание общества: высокое или низкое, развитое или незрелое, правильное или искажённое. Отсюда следует, что государство должно заботиться о повышении уровня правосознания и правовой культуры населения.

Правовая культура является определённым состоянием правосознания, состоянием законности; определённым уровнем правовой системы. В отличие от правосознания, которое есть всегда, правовой культуры может не быть, возможна даже антикультура. Высокая правовая культура характеризуется знанием и пониманием права, сознательным позитивным отношением к нему; высоким уровнем законности, гарантированностью прав субъектов права; высоким уровнем работы государственных органов с точки зрения соблюдения ими норм права, этики государственных служащих, организации труда. Необходимой является деятельность государства и гражданского общества по правовому воспитанию и обучению. Сегодня в России актуальны проблемы, связанные с правотворчеством, реализацией права, функционированием всей системы права. Они опосредованы главным образом особенностями российского правосознания, которое страдает от двух крайностей. Первая – правовой нигилизм, т.е. неверие праву, стремление отказаться от права в пользу нравственности. Корни этого убеждения – в самом менталитете русского народа. Закон во все времена являлся для людей инструментом угнетения в руках деспотичной власти. Более того, церковь благословляла эти поползновения власти на распоряжение людскими судьбами. Так, в людях воспитывалась ненависть к праву. Вторая крайность – правовой идеализм. Это слепая вера в «хорошую» власть, которая даёт невыполнимые обещания, и «хороший», справедливый закон. Такое убеждение делает людей незащищёнными, закрывает им глаза на реальную картину правовой ситуации в стране, бесчестия власти, отнимает стремление добиваться лучшего

 

117) Правовой нигилизм – это отрицание социальной ценности права; осознанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям необходимости уважения и соблюдения права. Нигилизм вообще выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам. Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности.

Причины правового нигилизма самые разные - от вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как ненужного социального института. Причины правового нигилизма - кризисное состояние общества, низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, неэффективная работа правоохранительных органов.

 

Формы выражения правового нигилизма: - прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов; - массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; - издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга; - подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью; - несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях; - нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество; - подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

 

Основные пути преодоления правового нигилизма: - повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; - совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; - упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; - уважение и всемерная защита прав личности; - массовое просвещение и правовое воспитание населения; - подготовка высококвалифицированных кадров юристов; - скорейшее проведение правовой реформы и др.

117. Правовой нигилизм и правовой идеализм

Правовой нигилизм и правовой идеализм – это формы деформированного правового сознания или его виды.

Правовой нигилизм само слово о себе говорит. Это негативное отрицательное отношение людей к правовым ценностям. Он бывает разным. Например, анархисты – открытые правовые нигилисты они считают, что власть, право – это зло и его надо похоронить. Демократы некоторые (Чернышевский, Толстой Л.Н.) также считают, что право не представляет собой большой ценности, и играть видную роль в жизни людей и общества. В России правовой нигилизм получил очень широкое развитие. Потому что такова история Российского государства. У нас власть никогда не ставила право в качестве большой ценности. Главным была власть. Даже диктатура пролетариата практически утверждала идею, что эта власть может быть не связана никакими законами.

Правовой нигилизм может выступать в 2-х формах:

  1. теоретическая (идеологическая)– когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более права отдельного человека.
  2. практическая – когда происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).

Причины правового нигилизма:

  1. Законы не соответствуют интересам граждан.
  2. Исторические корни.
  3. Различные научные концепции (теория отмирания права в социалистическом государстве, теория естественного права).

Проявления правового нигилизма:

  1. В правотворческой деятельности:

а) "война законов".

б) подмена законности идеологической, политической целесообразностью.

в) нарушение прав человека.

  1. В сфере реализации права:

а) прямое нарушение действующего законодательства.

б) повсеместное и массовое неисполнение юридических предписаний (в особенность властью на местах).

в) конфронтация представительных и исполнительных структур власти.

 

118) Правотворчество - это деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Виды правотворчества: 1. Законотворчество — один из распространенных и ведущих видов правотворчества. Законотворчеством занимаются, как правило, представительные законодательные органы государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы — законы. Законы составляют исходную базу правовой системы, все другие виды правотворчества не могут противоречить законам и должны осуществляться на основе и во исполнение законов. 2. Подзаконное правотворчество реализуется чаще всего органами исполнительной власти. Оно предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реагирования. Хотя процедура подзаконного правотворчества не отличается такой спецификой, как законодательный процесс, тем не менее она регулируется специальными актами Президента, Правительства и других исполнительных органов власти. 3. Непосредственное правотворчество (референдум) - самостоятельный вид правотворчества, поскольку референдум является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества.

118. Правотворчество —деятельность по формулированию общих правил поведения.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1)непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2)правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

3)правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4)правотворчество органов местного самоуправления;

5)локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6)правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на (см. схему 36):

ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

1)законотворчество — правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2)делегированное правотворчество — нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3)подзаконное правотворчество — здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

Кроме всего прочего подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Своеобразие правотворчества субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в соответствии с ч. 4 ст. 76 представляет субъектам Федерации право вне пределов ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, государственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.

 

119) Правотворческий процесс – юридическая процедура, т.е. урегулированная правом последовательность совершения правотворческих действий, которые складываются из определённых стадий:

1. Правовая инициатива - управомоченные лица или государственные органы выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определен в Конституции. В РФ этим правом, например, обладают депутаты Государственной думы, субъекты федерации, Президент России, а также Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд РФ - по вопросам их компетенции. 2. Обсуждение проекта - осуществляется самим правотворческим органом, а иногда выносится за его пределы (вынесение проекта на всенародное обсуждение, заключение специалистовэкспертов). Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган, который будет принимать закон.

3. Принятие и утверждение проекта нормативно-правового акта компетентным государственным органом.

4. Обнародование правотворческого решения - его доведение до сведения населения, без чего принятые законодательные акты не могут исполняться. В Конституции РФ (ст.15) прямо закреплено, что неопубликованные акты не применяются и на них невозможно ссылаться в суде в подтверждение своих доводов.

Процесс правотворчества строго регламентирован правом. Например, в Конституции говорится о порядке принятия законов; помимо этого существует Регламент Государственной Думы, где устанавливаются правила и режим работы этого органа. Другие органы государства также имеют свои регламенты -либо иные нормативные документы, устанавливающие порядок деятельности этих органов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...