Понятие и стадии законотворчества в России
Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты. стадии: 1)законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его—право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения; 2)обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение; 3)принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии: а)принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); б)одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»); в)подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);
4)опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются)
120) К основным принципам правотворчества относятся верховенство Конституции, законность, гласность, демократизм, профессионализм, строгая дифференциация правотворческих полномочий, гуманизм, научность, планомерность, оперативность и др. 1) Принцип верховенства Конституции и законов проявляется как в сущности законодательного процесса, так и в его содержании. Содержание законов как нормативных актов, обладающих высшей юридической силой, должно строго соответствовать основным признакам правового государства, отвечать идеям и установкам гражданского общества и нормам международного права. Этот принцип особенно актуален в федеративных государствах, где законодательство субъектов федерации должно строго соответствовать общефедеральным нормативным актам.
2) Принцип законности подчеркивает, что правотворческая деятельность должна осуществляться в соответствии с положениями законов. Кроме этого, требуется законодательное закрепление пределов правотворческих полномочий различных субъектов. 3) Принцип гласности заключается в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов на всех стадиях. 4) Принцип демократизма выражается в установлении и обеспечении свободного, демократичного порядка подготовки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов, активного участия представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности. 5) Реализация принципа строгой дифференциации правотворческих полномочий имеет огромное значение в условиях государственного управления, основанного на идеях разделения властей, наличия системы сдержек и противовесов. Нарушение равновесия в правотворческом процессе грозит нестабильностью, ростом правового нигилизма в обществе, возможными социальными и экономическими потрясениями. 6) Принцип гуманизма выражается в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Недопустимо для достижения долгосрочных целей принятие норм, ухудшающих социальное положение людей. 7) Научность и планомерность правотворческого процесса имеет важное значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избегать непродуманного правотворчества, устранять дублирование и распределять усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня. При этом не допускается поспешность в правотворческой деятельности, создаются условия для подготовки документов высокого качества, проводятся подготовительные мероприятия, включая консультирование с ведущими учебными и научными учреждениями. 8) Принцип оперативности предполагает своевременность издания нормативных актов. Принципы правотворчества
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|