Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.
Любой нормативно-правовой акт имеет пределы своего действия. Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориального действия того или иного акта. Однако есть исключения из общего правила, когда действие НПА по кругу лиц не совпадает с действием по территории (например, в отношении иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом, или в отношении определенного круга лиц, очерченного законом - военнослужащих, прокуроров, милиции и др.). В последнем случае речь идет о специальных нормативных актах. В трудовом законодательстве применяется также принцип действия нормативно-правовых актов о труде по категориям работников (специальные нормы в отношении труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов, лиц, занятых в отдельных сферах деятельности, работников бюджетной сферы, работающих на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.). В данном случае для различных категорий лиц, исполняющих трудовые или служебные функции, специальными нормами устанавливается особый порядок приема на работу и увольнения, особенности регулирования времени труда и отдыха, льготы и преимущества по оплате труда и др. Это в свою очередь предполагает наделение определенных категорий работников определенными льготами, правами и преимуществами. В тоже время могут вводиться ограничительные меры в отношении, например, госслужащих - на совмещение должностей, на занятие предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью и др. Должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, нарушившие федеральные законы, указы Президента РФ и вступившие в законную силу решения судов, могут быть направлены на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены квалификационного разряда. В гражданском законодательстве также предусмотрено его действие в отношении определенных лиц - предпринимателей, потребителей, публичных и физических лиц, лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, банковские операции и др.
Т.О. действие нормативных актов по кругу лиц зависит от двух факторов: -гражданства и уровня субъекта правотворчества.
130) СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — иерархичная и соподчиненная совокупность нормативных правовых актов, связанных и взаимодействующих между собой и регулирующих общественные отношения. Нормативные правовые акты не существуют изолированно друг от друга, в своем единстве они образуют единое целостное образование, внутренне дифференцированное по отраслям и институтам. Система законодательства есть целостное и в то же время структурированное образование, складывающееся применительно к отраслям права (в этом случае отрасль права совпадает с отраслью законодательства) либо к функциям и сферам государственного управления. Структура законодательства специфична. Первичным его элементом является законодательный акт (закон). В свою очередь законодательные акты объединяются по институтам, в подотрасли и отрасли законодательства. Структура системы законодательства - это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов. Структура системы законодательства (ее внутреннее строение): -отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства - трудовые отношения, а также отношения, тесно связанные с трудовыми);
-иерархическая («вертикальная») - законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.
131) Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов. Систематизация законодательства необходима: - для правильного уяснения и применения нормативных актов; - развития и совершенствования законодательства; - формирования правосознания.
Виды и способы систематизации российского законодательства 1. Учет-простейший способ систематизации. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным. Организация учета включает в себя систему поиска необходимой правовой информации. 2. Разновидностью учета является систематизация на электронных носителях. В них законодательные акты группируются по различным критериям, как правило по предметно-хронологическому. 3. Инкорпорация – это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу. 4. Консолидация-способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу.Консолидация всегда имеет официальный характер. 5. Кодификация- способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.
132) Учет правовых актов бывает разный. Если речь идет о простой фиксации актов, то такой учет служит предпосылкой систематизации. В том же случае, когда учет связан с устранением множественности правовых актов, их упорядочением, ликвидацией устаревших и фактически утративших свою силу правовых актов, направлен на обеспечение доступности актов, ускорение их поиска, снабжения достоверной информацией соответствующих компетентных органов, то такой учет, без сомнения, относится к определенной разновидности систематизации. Как разновидность систематизации, учет нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии. Учет нормативных правовых актов не изменяет содержания правовых норм, он предусматривает только внешнюю обработку нормативного материала без какой-либо корректировки правового регулирования общественных отношений. Такой учет необходим: — для квалифицированной подготовки проектов законодательных и иных правовых актов; — для составления разного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу; — для осуществления справочно-информационной работы (выдача справок по законодательству, составление разного рода тематических обзоров), подготовки заключений по проектам нормативных актов; — для эффективного правового просвещения, деятельности учебных и научных юридических учреждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|